Книга месяца. И одна из тех книг, о которых так сложно говорить, но которые остаются внутри навсегда.
Книга-боль, книга-исповедь, книга-травма.
показать
С одной стороны, это – прекрасное литературное произведение: дивный роман, где каждый герой многогранен, где каждое слово находится на своём месте (и перед переводчицей Любовью Карцивадзе я снимаю шляпу), где сюжет выверен до миллиметра.
С другой стороны – омерзительная, тяжелая тема, невыносимая и душная.
И сколько книг уже было написано – реально, не счесть. Разными авторами, в разных жанрах. Но в том и заключается талант: когда сто раз разжёванное не просто переписывается заново, но осмысляется и наполняется новым звучанием, убедительным и трагичным.
История современной Лолиты. Ей – 15 и она девочка в элитной школе-пансионе, любящая литературу и, как все девчонки в этом возрасте, томящаяся и жаждущая жизни. У неё обычные проблемы: сложные предметы, родители, которые как обычно «ничего не понимают», подруга, которая завела бойфренда и отдалилась. А ещё у неё есть мистер Стрейн. Ему 42 года и он учитель литературы, выделивший её из череды одноклассников и возвысивший над ними. «Я тебя уничтожу», - обещал мистер Стрейн, блуждая в своей страсти и путаясь в своих штанах. Он выполнил своё обещание.
Между ними случится всё, и пройдет много лет, когда другая девочка, а потом ещё и ещё, обвинят мистера Стрейна в попытках растлить их. И Ванесса, чешуйка за чешуйкой, начнёт отшелушивать своё прошлое, пытаясь разобраться в нём. Пытаясь осознать.
Это невероятно талантливый психологической роман, очень тонко, и при этом с поразительной ясностью, раскрывающий путь разрушения. Это – анти-Лолита, потому что шаг за шагом Кейт Элизабет Рассел показывает, насколько губительны подобные отношения, насколько порочны и чудовищны все возможные оговорки и оправдания, насколько предопределяющи выборы. Шаг за шагом и слово за словом и больше нет светлой девочки. На её месте теперь будет жить травма, у которой нет будущего, потому что всё оставшееся время жизнь Ванессы будет подчинена прошлому и попыткам его осмыслить. Работа с психологом, откаты, осознания, слёзы, попытки простить себя, компенсации.
Эта книга написана настолько убедительно и пронзительно искренне, что читать её физически больно. Потому что понятно, что случится дальше, и как в самом жутком триллере, можно лишь беспомощно наблюдать за происходящим. А автор при этом с точностью лезвия рассечёт внутренности своей героини и будет препарировать их, отмечая каждое действие. Как это было? Что она думала? Почему всё вот так? Если эти мысли когда-то возникали у набоковского читателя, тут все ответы будут получены сполна.
Набоковская «Лолита», к слову, тут тоже есть и книга – тоже персонаж. Один из главных. Как «Евангелие от Сатаны» оно является практически артефактом и играет свою очень конкретную роль, подменяя одну жизнь – ту, которую могла бы прожить Ванесса – на другую, которую она и живёт. И вот эта картина подмены ценностей, когда несущей конструкцией личности становится нечто ужасное – великолепна и чудовищно пугающа. Потому что слишком всё это оказывается просто в 15 лет.
А потом, когда проходит много лет, становится невероятно сложно эту несущую конструкцию убрать. Практически невозможно, потому что всё, что случалось, думалось, выбиралось потом, уже выбиралось по иным критериям, отличным от «заводских настроек создателя». И нужно очередное разрушение личности, чтобы снести всё к чертям. А для этого нужны силы и мужество, и поддержка, и помощь. И любовь.
Это прекрасный роман. Чудовищный и прекрасный. Один из самых искренних и сильных, которые я читала.
Превращение хутора в сырьев...
[Print]
Aeteni