28 июля 2013 года: «Малый круг» (Прасат-Краван, Бантей Кдей и Сра Сранг). Ангкор, Камбожда
Сиемреап – город сам по себе чудесный, но приезжают сюда в основном из-за храмов Ангкора. И именно Ангкор позволил Сиемреапу стать перевалочной базой для тысяч туристов, жаждущих почувствовать себя Маугли. Каждое утро эта толпа на рассвете уезжает из города, чтобы к вечеру вернуться делиться впечатлениями, сидя в барах и получая иные удовольствия вечерней камбоджийской жизни.
Храмы Ангкора расположены так, что составляют собой два круга – малый (коричневый) и большой (зеленый)
малый (коричневый) и большой (зеленый)
. Начинать можно откуда угодно, по и против часовой стрелке. Главное – вначале примерно представить что и когда хочешь увидеть. Поскольку ни рассветы, ни закаты в Ангкор-Вате нас особо не интересовали, поэтому мы были абсолютно мобильны в плане перемещений.
В первый день для поездки «в поля» мы воспользовались машиной – их сотни, сотни. И поехали по «малому кругу», начав путешествие по Ангкору с формальностей оформления пропуска на территорию заповедника.
Первым храмом стал Прасат Краван – «кардамонное святилище» (10 век, самый маленький храм в комплексе)))).
По сути дела, – это пять кирпичных башен.
Особенность храма – с изображениями Лакшми и Вишну на Гаруде
Лакшми и Вишну на Гаруде
. Это единственный пример кирпичных барельефов в Ангкоре.
Кладка перекрытия
перекрытия
.
Письмена
Письмена
на стенах.
Выход к свету
к свету
.
Посреди центральной башни стоит каменная купель – йони
йони
– символ женского начала и чрева (и нижняя часть лингама). В нее набиралась вода для ритуальных очищений.
На территории Прасат Кравана есть еще каменная кладка
каменная кладка
. Впрочем, это и все, что есть на территории Прасат Кравана.
Поскольку у нас времени было полно – для затравки пошло неплохо, но если время поджимает, эту часть можно смело пропустить.
Тут же мы познакомились с местной особенностью – десятками мелких детей, ведущих весьма навязчивую торговлю. Дети весьма продвинуты в своих намерениях впарить хоть что-то - почти на всех языках, встречающихся им на жизненном пути (английский-французкий-немецкий-китайский-корейский-тайский-японский-русский-испанский-португальский и это только то, что слышала я) они могут сказать несколько фраз, посчитать до 10 (обычно именно это количество открыток на доллар предлагается), назвать столицу вашей родины и совершить сделку. Милейшие дети, но очень, очень навязчивы. Учитывая то, что добродетелями мадам Джоли мы не обладаем, плюс рядом с ними бегают еще и взрослые, жаждущие облагодетельствовать, выход из каждого храмика становился прорывом к машине. Мы пользовались преимуществом высокого роста Пуша (за которым и прятались с Димасом) и его – пушевым – суровым взглядом.
Добродушных же престарелых немцев и японцев кхмерские дети брали измором.
Второй храм - Бантей Кдей (12 в.).
В путеводителях Бантей Кдей сравнивают с Та Промом и Преа Кханом, но поскольку общее впечатление до сих пор у нас про храмы Ангкора было только общим, без визуализаций, нам он не напомнил ничего)))))
И это стал первый храмик в череде «ухтышек», особенно понравившихся Димасу. Вообще, Ангкор с его полуразрушенными храмами – это прокачка моей выдержки и родительского пофигизма и радость наследнику. Хотя везде и написаны таблички «не шастайте по обломкам и не убейтесь тут у нас» (ибо прецеденты с вывозом тел тех же русских туристов уже были), надзор за туристами минимальный, поэтому мы (а особенно Димас) развлекались как могли. Подозреваю, что будь мне 9 лет, я бы тоже излазала его вдоль и поперек и еще бы сверху донизу. Почти дикие, почти необузданные джунгли, почти дикие тропы, древние цивилизации. Отойди на три шага с туристического маршрута – и все – «потерялася я».
Первым, что нас всех впечатлило до визга, стала надвратная башня – гопура
гопура
– лицо Будды в латеритовой стене, барельефы с апсарами
с апсарами
.
Вышли к террасе
к террасе
с балюстрадой
балюстрадой
в виде нагов и львов-охранников.
Гопура
Гопура
третьего окружения.
Внутри гопуры
Внутри гопуры
– статуя Будды
статуя Будды
. Потолок украшен ритуальными флажками в буддистских цветах, по форме напоминающими лингам
лингам
.
Сам по себе храм состоит из двух окружений, образованных галереями
галереями
.
Переходы – .
Зал танцовщиц с его и .
Гопуры
Гопуры
.
Галереи
Галереи
, образующие .
.
Это еще не Та Пром, но баньяны
баньяны
уже впечатляют.
Так, дерево проникает внутрь
дерево проникает внутрь
, разрушая храмы.
Выглядит жутко, вред – неимоверный. Но при этом захватывающе. Природа vs. Человек.
Если храмы не очищать от баньянов, они очень быстро придут в полный упадок.
Следы реставрационных работ
.
Перекрытия
Перекрытия
.
Пройдя по террасе
террасе
мы вышли из храма
вышли из храма
.
Напротив – Сра Сранг – «королевские купальни»
«королевские купальни»
.
Львы
Львы
охраняют латеритовую террасу.
В купальнях плещутся вполне себе не королевские, а совершенно обычные мальчишки
мальчишки
.
Солдат спит
Солдат спит
– служба идет, а мы идем дальше.
В комментариях:
- «Малый круг»: Храм Та Пром или посвящается Ларе Крофт
- «Малый круг»: Та Кео, Чо Сэй Тэвода (Chau Say Tevoda) и Томманон (Thommanon)
- «Малый круг»: Ангкор Ват
Это был "Орешник" средней д...
[Print]
некто Пат