Заглядываю, значится, во Дворец ИИ (Изящных Искусств). Это здание считается одним из самых красивых в городе, и, как по мне, по мне это действительно так. Строительство Музея началось в 1904 году под руководством итальянского архитектора Адамо Баори и, в связи с начавшейся мексиканской революцией, завершилось уже после его смерти в 1934 году. Доводил до ума сей почтенный долгострой мексиканский архитектор Федерико Марискаль. Здание представляет собой металлический каркас, облицованный каррарским мрамором, купола покрыты изразцами, а над центральным сидит фигура орла, в окружении статуй, представляющих виды драматического искусства. Над оформлением внутренних стен работали прославленные мексиканские муралисты Диего Ривера, Альфаро Сикейрос и Хосе Клементе Ороско. И мне особенно интересна работа Диего Риверы "Человек, управляющий вселенной", которую я мечтал поглядеть собственными глазами.
Здесь располагается театр и музей, и именно тут в 1954 году народ прощался с Фридой Кало. Сайт музея:
Внутри.
Мурал – это вид монументальной живописи. Произведение искусства, масштабная картина, изображённая на стенах зданий, внутри или снаружи. Самыми ранними муралами наверное можно считать приблизительно тридцати тысячелетней давности рисунки в пещере Шове, во Франции. Слово «мурал» происходит от латинского слова «murus» (породившее испанское "muro"), что означает «стена». Как отдельный вид искусства, мурал появился около века назад в Мексике — во время революционных событий 1920-х годов. Художники буквально последовали призыву авангардистов ломать существующие правила классической живописи и выйти из мастерских, чтобы нести в массы новое революционное искусство. Власти Мексики одобрили новаторскую монументальную живопись, министр просвещения даже заказал молодым художникам несколько росписей общественных зданий. Сегодня этим словом назовут практически любое произведение искусства, нарисованное или нанесённое непосредственно на стену, другую большую постоянную поверхность.
Некоторые огульно зовут муралы фресками, что конечно же не верно. Фреска рисуется по мокрой штукатурке, в то время как муралы наносятся на любую стену всеми возможными путями и современными красками, хоть и из специальных баллончиков. Так же неверно называть муралом граффити, потому как граффити может быть вообще любой рисунок на стене, хоть и закорючка уличной банды. Ну то есть, мурал — это вид искусства, а фреска и граффити — варианты техники его создания. И фреска и граффити способны стать муралом, но есть нюанс(с).
Сейчас муралы несут на себе могучий инструмент свободы выражения мнений и социальной активности, часто выражая политический протест назревающих в обществе противоречий. Я уже фотографировал очень клёвые монументальные картины в других странах Латинской Америки и в Португалии, можно поглядеть среди других моих фотографий. Например, в Лиссабоне (Португалия), Вальпараисо (Чили). Или вот ещё интересная подборка работ (не мною снято). Мурал может создаваться так же с рекламной целью или в рамках украшения городской застройки.
В центре Дворца Изящных Искусств — зал, обширное пустое пространство, второй и третий свет с галереями по его краям.
Некоторые муралы во всём их великолепии, целиком, можно увидеть только с оппозитной стороны, с противоположного балкона.
И вот он, мурал Диего Риверы "Человек, управляющий вселенной".
Диего Ривера — мексиканский художник, которому повезло родиться в зажиточной семье со знатными корнями и при этом пропитаться левыми взглядами и стать коммунистом. Не испытывая недостатка в деньгах, семья отправила молодого Диего на учёбу в Академию художеств Мехико, где он проявил недюжинный талант, получал стипендию и впоследствии был отправлен продолжать обучение в Старую Европу. Начав с Мадридской академии художеств, он учился и работал затем во Франции, Англии, Голландии. Был лично знаком с Пабло Пикассо. Получив знания в классических областях изобразительного искусства, он шагнул в модернизм, а потом дополнил его национальным мексиканским колоритом, обретя свой неповторимый стиль. Ривера стал основоположником монументальной живописи. В работах Риверы соседствовали конкистадоры и Троцкий, ацтеки и испанские фашисты, капиталисты и рабочие, в них уживалось учение Маркса и древняя мифология. Они образовывали, наставляли, воодушевляли и призывали к действию. «Искусство должно быть массовым и принадлежать народу, поднимать его на революционную борьбу; быть национальным, возрождать древнюю культуру индейцев» — так звучал манифест мексиканских художников-монументалистов, принятый в 1921 году. В начале двадцатых годов Ривера вступает в коммунистическую партию Мексики, а в 1927 году приезжает в СССР, на следующий Первомай даже приветствуя парад и демонстрацию с трибуны мавзолея Ленина. Наблюдая за становлением культа личности и сталинизацией РКП(б), он становится троцкистом и позже принимает Льва Троцкого у себя дома в Мексике. (Впрочем, после смерти Льва Давидовича он осознаёт свою ошибку и соглашается с намеченным товарищем Сталиным курсом, но это уже совсем другая история).
Детали монументального полотна.
Рабочий человек, символизирующий прогресс и власть человечества над природой.
Я влез в политическую часть истории, чтоб немного пояснить, почему в творчестве Риверы столько узнаваемых фигур его времени, а так же идеологов социализма и коммунизма. История этой картины началась с того, что авангардного художника левых взглядов заметил и пригласил поработать на него самый что ни на есть ярый капиталист. Фамилия Рокфеллер — что может звучать мощней в мире империализма? =)
Нельсон, внук нефтяного магната, по наказу своего отца Джона Рокфеллера младшего, строит офисный центр своего имени в Нью-Йорке. В 1933 году он заключает контракт с Диего по украшению лобби центрального небоскрёба монументальным полотном площадью в 100 квадратных метров на тему «Как стоящий на перепутье человек смотрит в новое и лучшее будущее, размышляя о сделанном выборе». Ранее Ривера уже зарекомендовал себя в деловом мире Америки как великолепный художник, создав серию работ для компании Форда в Детройте, а Рокфеллеры в искусстве разбирались и хотели чтоб у них было не хуже! Когда Нельсон Рокфеллер выбирал тему для изображения, он хотел, чтобы посетители могли остановиться перед представленной им картиной и поразмышлять о ее значении. Ему даже нравилась идея Риверы о противопоставлении мира капитализма миру социализма, с включением в работу их противоречивых элементов. Впрочем, перед подписанием договора Ривера предоставил эскиз будущей работы, от которого по условиям он отступать был не в праве. Набросок был прекрасен, но достаточно нейтрален.
Первоначальный эскиз
Только Диего схитрил, ибо хрен вам по носу, мистер капиталист. На одобренном эскизе в центре композиции стояло три человека, взявшись за руки: рабочий, крестьянин и солдат. В том варианте, который Ривера начал наносить на стену, в центре картины остался рабочий. Но взявшихся за руки Ривера все же изобразил, разместив в правой части центральной композиции Владимира Ильича Ленина, соединившего своей ладонью руки людей разных рас. И это был серьёзный плевок в нежные капиталистические сердца! Счастливые дети и радостные люди на демонстрациях в правой части, олицетворяющей социализм, против угрюмых протестов рабочих в левой части – ну ооок... Серп и молот? Пущай. Бухло при продолжающемся Сухом законе в капиталистической части мурала ? Лаааадно. Но вождь взбунтовавшихся масс, свергнувший богатеев?! Торжественное открытие нового здания, запланированное на 1 мая 1933 года, было срочно перенесено. (Забавно, что отиравшиеся рядом соратники по коммунистическому движению тоже не одобрили картину: ведь в ней нет Сталина!)
4 мая Рокфеллеры пишут Ривере письмо с вежливой просьбой заменить Ленина на кого-то менее узнаваемого, ведь «ладно если бы картина размещалась в частном доме, но на публике… люди ж смотрят!». Ривера отвечает категорическим отказом, нагло заявляя, что Ленин был в первоначальном эскизе, и ставя вопрос ребром: либо авторский замысел и Ленин, либо пустая стена без Риверы! Позволить себе прогнуться и капитулировать богатейшая семья Штатов конечно же не могла. Ривере выплатили часть гонорара, как я понимаю, всё же не целиком, да и перекрыли ему и его подмастерьям путь в здание. Впрочем, ожидая такое развитие событий, Диего всё же сделал бекап. Конечно, утащить 100 квадратных метров стены он не мог, но вот наделать клёвых фоточек — запросто, о чём и попросил своих подручных. 10 февраля 1934 года картина была полностью уничтожена и через три года на ее месте появилась гораздо менее противоречивая фреска другого автора, воспевающая достижения американского капиталистического хозяйства. Хотя уничтожение работы Риверы многие склонны сравнивать со сжиганием книг в гитлеровской Германии, и Нельсона Рокфеллера можно понять. Не ели ли вы уху, мистер Ривера?
Но не злите коммунистического художника. С помощью сохранившихся фотографий и набросков всего год спустя, он воссоздал уничтоженную работу. Хоть она была и поменьше, зато куда более категорична! Почти полностью переделана левая и правая части работы, в которых появились Маркс, Энгельс и Троцкий, стоящие на фоне обезглавленного идола со свастикой. Вокруг рабочие познают мудрость победившего социализма; гневный античный громовержец одел распятие и превратился в еще более мрачного христианского Бога. И на этой работе человек уже не стоит на распутье, здесь он правит миром. Рабочий человек, труженик, венец прогресса! Сменилось и название у работы. Никаких развилок, только вперёд.
Как я понимаю, пятая по счёту голова, если считать за первых четырёх играющих в карты дам — это Джон Рокфеллер-младший.
В очках, с бокалом. А над его головой вызывающие венерические болезни бактерии и паразитические черви.
Ривера как художник мне нравится куда более его популяризированной голливудским фильмом жены.
У него более звучные работы, вселенские, объёмные, на поразмышлять.
Не обращённые в себя и свои плотские и душевные страдания.
В них сила.
В музее есть и другие работы Диего. Вот эти триптихом, а потом ещё одна.
"Карнавал мексиканской жизни. Диктатура."
Непропорциональная голова, в которой смешаны черты Гитлера, Муссолини, Рузвельта и Хирохито, несет флаг цветов Германии, Италии, США и Японии.
Ривера осуждал фашизм, в том числе и в своей собственной стране, воплощением которого был бывший президент Плутарко Элиас Каллес, «вождь-максимум».
Он окружен костюмами всех видов, которые танцуют в сумасшедшем параде.
Ривера говорил: «Люди в формах и с лицами, похожими на маски, набрасываются на соломенные чучела. В то время как уличная толпа издаёт шум своими музыкальными инструментами и дуделками».
"Карнавал мексиканской жизни. Танец Уичилобоcа."
Уичилобос (Huichilobos), он же Уицилопочтли — бог войны ацтеков. Картина намекает на испанское завоевание и, конечно же, все окрашено насилием.
Мы видим бога войны, одетого как военный 19-го века. Люди танцуют под музыку, а на заднем плане разворачивается битва мексиканских и французских войск.
Выше художник помещает вывеску «Большая победа», обрамляющую центральную мысль произведения.
Ривера изображает столкновение двух культур, в результате которого и появилась Мексика.
"Карнавал мексиканской жизни. Фольклорная и туристическая Мексика."
Сатирическое изображение туристов. Автор издевается как над высокомерными горожанами, которые по незнанию культуры собственной страны искажают народный фольклор,
так и над иностранными туристами приезжающими в Мексику. Первые представлены осликами в богатых костюмах, что-то записывающими в блокнотах. В роли вторых
выступает элегантно одетая блондинка, надменно наблюдающая сверху за карнавальной суетой ослов, свиней, шутов и скелетов.
"Карнавал мексиканской жизни. Легенда об Агустине Лоренцо."
Сцена противостояния романтического разбойника и французских войск. Судя по всему, Агустин Лоренцо был одним из тех лихих людей, которым предстояло возглавить борьбу крестьян против французов.
Внушительная фигура Агустина Лоренцо пробирается сквозь огонь и поднимает мачете, демонстрируя храбрость перед французскими солдатами, стреляющими из винтовок.
Агустин Лоренцо — мексиканский Робин Гуд, легендарный бандит из южно-центральной Мексики, который, как полагают, жил между 18 и 19 веками. Его подвиги были описаны в мифах, фильмах, карнавальных представлениях и т.п. Грабил богатых, чтобы раздать бедным, поклявшись отомстить за жестокое обращение со своим дедом со стороны своего работодателя, местного землевладельца. История гласит, что для выполнения своей миссии Лоренцо заключил договор с дьяволом, чтобы получить сверхъестественные способности. Атрибуты этого разбойника, несомненно, ставят его в один ряд с огромным количеством историй, сохранившихся на протяжении веков по всему миру, особенно учитывая их общую суть: стремление к справедливости.
Третий интернационал русской революции.
Эта небольшая работа была частью из серии малых картин, которые Диего Ривера сделал на деньги, полученные им в качестве компенсации за уничтоженную в Рокфеллер-центре фреску. Серия, известная как «Портрет Америки», была показана для Новой школы рабочих в Нью-Йорке, но позже оказалась в разных коллекциях. В Третьем Интернационале русской революции группа рабочих разных национальностей внимательно слушает послание Владимира Ленина и Льва Троцкого, которые возглавляют армию, состоящую из рабочих и крестьян. На заднем плане возвышается знамя Третьего Интернационала как мировой призыв к пролетарской революции.
И ещё несколько работ мексиканских художников. О них я практически ничего не знаю, потому и рассказать ничего особо не смогу. Процитирую:
Жизнь Давида Сикейроса была борьбой за собственные идеалы и интересы коммунизма. Дух бунтарства в этом художнике не пропадет до самой его смерти. Он участвовал в Мексиканской революции 1910-1917 годов, когда ему было 15 лет, а также был ярым приверженцем идей коммунизма и даже основал «Революционный синдикат работников техники и искусства». Художник был влиятельным «левым»: стал главным редактором газеты El Mundo, привлекал в коммунистическую партию многих своих коллег. Среди мексиканских художников, пришедших с Сикейросом в ряды коммунистов, был и Диего Ривера. Давид так глубоко погрузился в социалистическое движение, что даже принимал участие в неудавшемся покушении на Льва Троцкого. В связи с этим он попал под арест в конце 1940 года, когда бывший лидер «левых» все-таки был убит.
https://tunnel.ru/post-sikejjros-da...ro?full_version
"Новая демократия" (1945).
Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос.
Могучая обнаженная женщина с сильными руками пытается разорвать сковывающие ее цепи. Крепкая фигура и мощные руки на картинах Сикейроса – авторский символ рабочих и трудящихся. Нагота и яркость цветов побуждают простых людей сбросить с себя оковы.
Пытка Куаутемока (1951), Хосе́ Дави́д Альфа́ро Сике́йрос.
Вдохновленный историей Куаутемока, чьи предполагаемые останки были обнаружены антропологом Эулалией Гусман, Сикейрос создал второй цикл фресок для Дворца изящных искусств. Здесь изображен момент, когда испанские завоеватели сожгли ноги Куаутемока и Тетлепанкецаля, правителей Теночтитлана и Такубы соответственно. Жестокость этого эпизода символизирует группа женщин, залитых кровью, которая появляется слева, а также бешеная собака, которая, готовая к нападению, показывает свои острые зубы. Из-за группы воинов в доспехах выглядывает лицо Малинцина, в то время считавшегося «простым предателем», а не важной фигурой истории конкисты.
Хосе Клементе Ороско — ещё один столп монументальной живописи родом из Мексики. Левый активист, революционер, общественный деятель.
https://allpainters.ru/orosko-hose-klemente.html
"Катарсис" (1935), Хосе Клементе Ороско.
Написанный одновременно с «Человеком, управляющим вселенной» Риверы, «Катарсис» Ороско представляет собой резкую критику войны, механизации и массовой политики в современную эпоху. Центральная сцена показывает жестокую драку между двумя мужчинами и намекает на классовый конфликт между буржуазией и пролетариатом. Эта борьба разворачивается по спирали и сливается с крупнокалиберным оружием, чудовищными машинами, изрешеченными телами и протестующей толпой. Три проститутки служат социальным комментарием к моральному упадку и лицемерной государственной политике, проводимой в отношении проституции. Несмотря на апокалипсис, сильное пламя наверху также символизирует очищающий огонь, который даст начало новому обществу.
Освобождение (1963),
Хорхе Гонсалес Камарена.
«Освобождение, или Человечество освобождает себя от страданий» Хорхе Гонсалеса Камарены, была последней фреской, заказанной для украшения стен Дворца изящных искусств. Это произведение искусства было профинансировано группой банкиров в качестве компенсации за уничтожение двух фресок, написанных художником несколько лет назад в здании Гвардиолы. В центральной части росписи изображен человек сзади, который борется с угнетением и разрушает крест, к которому он привязан. Слева от этой энергичной фигуры стоит крестьянин с трупным видом, а справа - живая, блистательная женщина. Эти два персонажа соответственно символизируют гнетущее прошлое и многообещающее свободное будущее человечества.
Аллегория ветра (1928), фреска на переносном каркасе,
Роберто Монтенегро.
Эта фреска была частью отсутствующей в настоящее время серии аллегорических фресок, которые Роберто Монтенегро нарисовал между 1922 и 1928 годами на стенах Коллегии Максимо де Сан-Педро-и-Сан-Пабло. Аллегория Ветра представляет собой ангела, туника которого напоминает мраморную колонну, из которой распускаются блестящие металлические крылья. С распростертыми руками он возносится к небесам благодаря дуновению двух Айолов — ветряных божеств из греческой мифологии — размещенных в нижних концах геометрической композиции. После отделения и реставрации фреска была добавлена в постоянную коллекцию музея в 1965 году.
И ещё пара фоток Мехико, не вошедших в предыдущие части обзора.
Первый в Латинской Америке небоскреб Торре Латиноамерикана (44 этажа, 182 метра) со смотровой площадкой наверху.
Построенный в 1956 году, до недавнего времени он был самым высоким зданием в Мехико.
Небоскреб выдержал несколько землетрясений, в том числе и самое разрушительное, 19 сентября 1985 года.
В то утро погибло больше 10 тысяч человек и рухнула 100-метровая телебашня.