Вторая часть марлезонского балета. Погода отвратительная, и вместо того чтобы ездить на велосипеде, пишет про велосипеды.
Итак, теперь собственно о шоссейниках.
Шоссейники предназначены для трассы, у них длинная колесная база, чтобы посадка была растянутая и аэродинамичная, плюс узкие колесики 23-28 мм. Руль только баран и достаточно узкий. Как правило у чистого шоссейника клещевые тормоза, хотя дисковые устанавливаются все на больше количество моделей.
Вообще там целая вражда, старорежимные апологеты легких шоссеров с клещевыми тормозами и узкими 23 мм покрышками, бухтят, что это все маркетинг, подлые продавцы хотят всех обмануть. Аргумент, что вот же у профи все норм - хорошо едут, дисковые тормоза норм и 28 мм покрышки не замедляют, говорят что профи страдают, но не могут ниче сказать, потому что злые продавцы не будут давать им халявные велики.
Аргумент из разряда «подлые маркетологи» мы уже слышали по поводу 27.5” колес, от сторонников 26” мтбшных великов, где те велики сейчас никто не знает, мтб на 26-х колесах ушли в небытие безвозвратно. Плюс гонка за весом уже почти превратилась в бессмысленную, давно делают такие легкие велосипеды, что для прохождения в нормы соревнований их специально утяжеляют. То есть да - снижение веса для ширпотребовского велика важно, но все технологии уже есть, нужно только делать их дешевле.
Причина перехода на дисковые тормоза очевидна, производители хотят сократить номенклатуру, выгоднее продавать дисковые тормоза – гидравлические или механические неважно, чем цепляться за старое. А для не спортсменов, дисковые тормоза лучше в большинстве случаев. В новых линейках топовых байков все меньше клещевых тормозов. Война закончена. Дисковые тормоза победили.
Кроме тормозов еще одно важное отличие чистого шоссера - размер передней звезды. Минимальная звезда это 50 зубов (в отдельных случаях 48). И обязательно двойник, никаких этих ваших модных однозвездочных трансмиссий с кассетой-сковородкой на заднем колесе. Это позволяет велосипеду быть быстрее, чем больше диаметр передней звезды, тем быстрее идет велосипед при сравнимом каденсе (частота вращения педалей).
Теперь главный вопрос, что же купить, если вдруг захотелось шоссер?
Во-первых, забудьте о всех велосипедах на группах выше Shimano Tiagra и SRAM Apex. Во-вторых, не нужно бояться бюджетных групп Microshift или L-twoo. Нет, если у вас вагон денег, то покупайте карбоновый велосипед на электронных переключателях. Но очевидно лишнего полмиллиона (а то и больше) у вас нет, потому забудьте про все что выше. Да они однозначно лучше, но мы же не спортсмены, да и спортсмены не будут это читать. Сейчас даже средний новый велосипед на Тиагре будет стоить под 150 тысяч рублей, поэтому в качестве начального уровня даже Тиагра уже не вполне бюджетна.
Если почитать вело-интернет, то конечно все будут плеваться на простые группы, но для повседневного катания все шоссейные группы подходят. И простецкий Claris и Sora. Стоит не забывать, что прогресс не остановим и новые бюджетные группы лучше старых более высокого уровня. Простой пример раньше та же Тиагра была 9-скоростной, и не было гидравлических тормозов в этой группе, и соответственно текущая Sora это по факту старая Тиагра, а новая Тиагра это старый 105-ый.Технологии спускаются вниз, уже в текущей 105-ой группе Шимано появилось электронное переключение, а начальные-средние группы, например, Шимано планирует объединить в одну, сделать совместимыми компоненты между собой, чтобы сделать более гибкий подбор для производителей и велосипедистов.
Суть этого специфического прогона про группы трансмиссий в том, что по факту это не важно при покупке первого шоссейника. По сути ты пробуешь что-то новое, и смысла сразу же покупать супердорогое нет, а вдруг не понравится? Поэтому в идеале конечно стоит покататься на таком велосипеде перед покупкой, к сожалению в прокатах у нас шоссейные велосипеды редко наличествуют, а друзья с шоссейниками есть не у всех. Так что, если очень-очень хочется, то можно рискнуть, но никто не заставляет тратить много денег сразу.
Если задача стоит купить недорогой шоссейный велосипед, то выбирать придется среди отечественных брендов. Outleap – бренд Триал-спорта, питерский Wels, пермский Format\Forward, псковский Stark, калининградский Stinger. Есть еще Stels, но беглый поиск не показал доступных у них сейчас шоссейных велосипедов.
В итоге у нас есть лидер по доступности
Wels Rider – меньше 25 тысяч, по цене синглспида. Почему так дешево? Стальная рама Hi-Ten, группа Шимано Турней – начальная мтбшная адаптированная под шоссейные нужды, клещевые тормоза, простые тормозные ручки и отдельные манетки на выносе для переключения скоростей. Вес примерно 12-13 кг. В прошлом году у Wels было две бюджетные модели шоссейников, стальной Wels Roady и алюминиевый Wels Prowler, возможно они где-то до сих пор доступны. В этом году выбор сократился до одного, очевидно, чтобы сохранить цену и звание самого доступного шоссейника.
Стоит ли брать? В принципе да, это действительно шоссейник. Да он простой и тяжеловатый, но именно шоссейный. Конечно апгрейдить его смысла нет, но покататься, убить (или продать) и забыть можно. Узкие шоссейные колеса и руль баран есть, посадка шоссейная, можно ездить по трассе. Конечно какой-нибудь модный мтб будет сильно круче и быстрее такого шоссейника, но и стоить будет существенно дороже и давать другой опыт катания.
Конечно же у Outleap есть свой шоссейник. Он один -
Outleap Trackway. В самом магазине до сих пор доступны три версии этого шоссейника, соответственно 2021, 2022 и 2023 годов. Все версии на алюминиевом фреймсете (рама и вилка), с 16-скоростной трансмиссией и механическими дисковыми тормозами. Разница в цене между моделью 2021 и 2023 года 10 тысяч. Версия 2021 года отличается от более новых другой группой Shimano Claris вместо Microshift R8, передними звездами 50-39 вместо 50-34. В общем при цене версии 2021 года в 38 884 рубля, остальные отличия гомеопатические, и непринципиальные. Поэтому если есть выбор стоит покупать версию 2021 или 2022 года. Покупать версию 2023 года нет смысла, отличий между версией 2022 и 2023 нет, во всяком случае по заявленным характеристикам на сайте, отличие только в названии модели (у модели 23-го года добавлен суффикс A3, буква А значит материал рамы), цвете и цене – (41 613 против 48 924 рублей).
Шоссейники Format\Forward имеет две недорогие модели, почти одинаковые –
Format 2232 и Forward Impulse 28. Оба велосипеда алюминиевые на адаптированной мтбшной группе Shimano Tourney, с клещевыми тормозами, но в отличии от Wels Rider используются уже тормозные ручки-дуалы (то есть с интегрированными манетками для переключения скоростей). Цена 38-42 тысячи, Форвард дешевле, Формат считается более премиальной серией, потому и разница.
Есть еще похожий на Формат Stark Peloton 700.1, отличия только в раме и производителе. А похожий Stinger Stream Std отличается еще и дисковой механикой вместо клещей.
Резюме. В нижнем ценовом сегменте Outleap Trackway оптимальное решение, это лучшие характеристики и хорошая цена. Отдельно стоит Wels Rider как самый дешевый шоссейник.
Если хочется чего-то лучшего, то есть Format 2222 за 136 тысяч, с карбоновой вилкой, гидравлическими дисковыми тормозами, 20-скоростной трансмиссией. Но это не самое конкурентное решение, можно поискать в этом диапазоне что-нибудь поинтереснее. Всегда нужно смотреть конкретные характеристики модели. Критерии выбора могут отличаться, кому-то будут важнее дисковые тормоза, кому-то больший диапазон скоростей. Однозначным преимуществом является наличие сквозных осей вместо эксцентриков для колес, особенно в случае дисковых тормозов.
В следующей части мы затронем самую популярную группу шоссейных велосипедов гревелы и циклокроссы. Там гораздо больше моделей, в том числе и у отечественных брендов.