Я тут задумался: а что меня, собственно, так раздражает в рыцарях?
Не так. В рыцарях ничего не раздражает, они мне симпатичны.
Что меня раздражает в самой традиции рыцарства? И что это вообще такое?
Ну, понятно: рыцари - это члены некоторого ордена, т.е. сообщества, предъявляющего к ним требования этического порядка (включая активную жизненную позицию), а взамен позволяющего носить золотые шпоры. Но в России рыцарских орденов и шпор нет, а рыцари встречаются.
Скажем по-другому: рыцарь - это человек, обладающий некоторым сводом этических норм, и склонный навязывать эти нормы окружающим. При этом рыцарь не связан буквой закона - живет по понятиям и других заставляет. Уже интереснее.
Рыцари делятся на оседлых, частично контролирующих некоторую территорию, и странствующих. При этом странствующий рыцарь не обязательно охотится за приключениями - они его сами находят.
Вообще рыцарь - это не профессия, а склад характера и манера поведения. Но некоторые рыцари получают и материальную выгоду от своей деятельности. Например, такой подвид оседлых рыцарей, как рекетиры. Примеры материального успеха странствующих рыцарей встречаются в американских триллерах. Плюс некоммерческая благодарность спасенных женщин, разумеется.
Восприятие рыцаря, как галантного кавалера, - частный случай общего правила. Защита чести и достоинства прекрасных (и не очень) дам просто входит в общий свод этических норм. Вообще говоря, рыцарь не обязан быть галантным - т.е. не обязан обворожительно улыбаться и спать со всеми спасенными женщинами.
При этом отношение к рыцарям в народе неоднозначно: у тех, кого спасли, хороше, а у тех, от кого спасли - не очень. Фифти-фифти. Однако если
моральный кодекс строителя коммунизма свод этических правил рыцаря близок общественной морали, общественная оценка смещается в его пользу. И общественная поддержка, соответственно, тоже.
Но есть у рыцарства еще одна особенность. Как метод урегулирования социальных конфликтов, рыцарство конкурирует с исполнительной властью.
Повальная романтизация рыцарства в России, включая увлечение тюремной лирикой, является одним из препятствий для создания правового государства. Коль скоро все считают исполнительную власть ментами погаными - туда нормальные люди просто не идут. В результате власть занимается общим контролем и сбором налогов, переложив восстановление справедливости на плечи автохтонного рыцарства.
Которое в массе своей состоит из уголовников просто в силу привычки к тому, что самосуд - норма. Если тебя бьют, а ты защищаешься - это самозащита. Если его бьют, а ты пришел на помощь и побил агрессора - это хулиганство. Если агрессоров было несколько - грубое хулиганство.
Но чем так нехороша жизнь по понятиям? Очевидно, неэфективностью системы: никакое рыцарство, даже объединенное в воровские кланы, не в состоянии заменить исполнительную власть - сил не хватит. Просто по определению власти, которая обязана быть на порядок сильнее. В итоге имеем то, что имеем.
Жизнь моя - дорога
[Print] 1 2
Фальберг