и в общем, да.
Все время, читая френдов натыкалась на тагет "олимпиада, олюмпиш, игры и тд." Честно говоря, думала: ну вот ни слова не скажу. Но сечас решила: скажу.
Вот люди пишут про лыжи. Про то, что вот наши мужики не смогли, а женщины -- молодцы, хот и... И биатлонистки выше похвал.
Я помню ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ. Я сначала была маленькая, а потом чуть побольше. Мой брат лыжник, у нас в семье это было святое: лыжи, биатлон, фигурное. помню великих легендарных лыжников -- Зимятова, например.
Впервые он стартовал на олимпийской лыжне в 1980 году. И именно в том году его нарекли в Лейк-Плэсиде "королем лыж". Никому из олимпийцев-мужчин не удавалось прежде получить на одних играх 3 золотые медали в лыжных гонках (позже, гораздо позде это повторил Бьорн Даллен), а Зимятов стал чемпионом в гонках на 30 и 50 км, а также в эстафете 4х10 км. Ни разу за последнюю четверть века победитель олимпийской гонки на 50 км не добивался такого отрыва от ближайшего конкурента: Зимятов опередил финна Юхани Мието(!), занявшего 2-ое место, почти на 3 мин(!!).
Вообще-то в 1978 году Николай стал серебряным призером чемпионата мира в финском городе Лахти. На XIII зимние Олимпийские игры в Лейк-Плэсид Николай приехал вторым номером сборной. Он был дебютантом и в спортивном мире его почти не знали, потому медаль в Лахти расценивали как случайность. Но вот настало время гонки на 30 км. Зимятов стартовал в четвертой - сильнейшей группе лыжников. После 10-го километра Николай стал лидером и до финиша не пропустил вперед уже никого.
Вторую золотую медаль он выиграл в составе сборной СССР в эстафете 4х10 км. А впереди был марафон. На этой дистанции советские спортсмены на олимпиадах еще не побеждали ни разу. Надо было еще учесть, что для финна Юхи Мието марафон виделся последним шансом завоевать золотую олимпийскую медаль. Зимятов стартовал под сорок первым номером, Мието под тридцать восьмым.
"...Мието он догнал на третьем круге марафона и, скользя рядом, по параллельной лыжне, глухо выдохнул по-немецки и по-русски: «Ком! Пойдем со мной!» Огромный бородатый финн, лыжные палки в руках которого казались спичками, приглашение принял и прочно «сел» Коле на пятки. Наших тренеров это, понятно, не обрадовало — в марафоне настоящая борьба начинается где-то после сорок пятого километра, и тут всякое может случиться.
Когда Коля с Мието пошли четвертый круг (каждый по 12,5 километра), Холостов понял: «Или сейчас, или...» — и закричал: «Коля! Отрывайся, отрывайся на подъеме!» Зимятов тяжело мотнул головой: мол, понял, — и выиграл у Мието на этом подъеме десять метров — побежал, сильно толкаясь палками, будто и не было за плечами сорока с лишним километров упорной гонки. После этого финн «встал». Нет, он еще торопился, пробовал что-то сделать, но уже на золото не рассчитывал. «Золото» было наше" -- все это можно прочесть в хрониках Спартака, например. Но и я помню это, у нас о нем говорили как о легенде.
Потом Зимятов пропала на пару лет, но триумфально вернулся, готовясь в Олимпиаде в Сараево. Я была уже взрослее, я отчетливо помню, как он выступал и пробился в сборную. А
10 февраля 1984 года в Сараево, на плато Игман — день тридцатикилометровой олимпийской гонки дул порывистый ветер, не переставая ни на секунду, валил мягкий снег. Плохая погода. Однако то был хороший признак, ибо известна способность Зимятова лучше других приноравливаться к самым каверзным условиям: к туману, к гололеду, к дождю...
Как и в Лейк-Плэсиде, Зимятов стартовал одним из последних. Как и в Лейк-Плэсиде, он начал спокойно, чувствуя, что в любой момент может прибавить. И по мере того как раскручивалась гонка, неотвратимо вырастало и его преимущество: в 10 секунд, в 20, в 30...
Он показал лучшее время 1 час 28 минут 56 секунд и стал четырехкратным Олимпийским чемпионом.
А потом был марафон. Про это не каждая хроника вспомнит. Марафон "не пошел" у него, даже символы все восстали против легенды советской сборной: у него отстегивалась лыжа, потом ломалась, а потом -- сломалась палка. Лыжу меняли (!), палку -- тоже. Он отставал от тройки лидеров на две с копейкой минуты -- и это в марафоне, сократить разрыв просто невероятно. Но он догнал, почти догнал третье место и финишировал почти синхроном. Это было четвертое место, но тройка призеров не верила своим глазам: он их догнал. Вся страна восприняла его 4 место как подвиг.
А ведь кроме Зимятова можно вспомнить Завьялова, Прокуророва, Елену Вяльбе -- 14-тикратную чемпионку мира, 5-тикратную обладательницу Кубка мира, 3-кратную чемпионку Олимпийских игр, Раису Сметанину и Ларису Лазутину плюсом у ним Егорова -- и пять побед в Нагано. А в 88 году тройные пьедесталы СССР -- кто это забудет? :) Мы смотрели гонки не напрягаюсь, уверенно, что наши -- победят, а потому просто получали эстетическое удовольствие: от летящего стиля Зимятова, от хитрой Вяльбе, главное было: на сколько наши обставят ближайших конкурентов? :)
И фигурное катание. Я поняла загадку Плющенко. Он сам говорит: я выигрываю медали для России. Так же делал Замятов, Вяльбе, Сметанина, Прокуроров, наши хоккеисты -- великие легендарные спортсмены, которые через побеждали через немогу -- кто помнит Харламова, который играл сразу после восстановления после дикой катасрофы? Играл через боль, но забивал, забивал канадцам (да и другим :) ) в ворота такие банки, что те сатанели. Разница между легендарными спортсменами страны и теми, кто сейчас "призуры" в том, что те и нынешние, типа Плющенко, выигрывают для страны и потому что стыдно иначе -- подводить команду, они мыслят так же, как сказал однажды после победы(!) Зимятов "Виноват перед командой. Явно недостаточно отработал подъемы, силы берег..."
А хоккей? Ну я просто улыбалась, читая многих френдов: ах-ах, Каспер (хотя Каспер офигенный). Советский хоккей что было? Это был напряженный Тихонов, который при счете "6:0 наши ведут" напряженно и серьезно-сосредоточенно глядел на каток, нервно хмурился, ведь Макаров удален на две минуты, а Ларионов-Крутов-Фетисов-Касатонов -- вчетвером! И они забивают! Седьмой в меньшинстве. И вот тут Тихонов довольно УЛЫБАЕТСЯ. В камеры, не стесняясь. Вот это был ХОККЕЙ. Это были ПОБЕДЫ. Это было мое детство и моя родная страна. А то, что было на прошлых Олимпиадах -- жалкое подобие: и сами игры, и наша команда.
ЗЫ: про Слуцкую. Я ее люблю, она великолепная, уже не менее легендарная. Но Олимпийские чемпионы -- НЕ ПАДАЮТ.