Уподоблю течение времени для отдельно взятого наблюдателя путешествию спиной вперед с возможностью управления транспортным средством.
Из наблюдаемого ландшафта взгляд и внимание выбирает всё время что-то одно, в небольшой области обозрения: вспорхнула птица, куст что-то напомнил, и т.п. - это раз.
Ландшафт кажется фиксированным, но то, что в следующий момент покажется перед глазами, заранее не известно - это два.
Некоторая повторяемость конфигураций ландшафта позволяет "обучаться". В том смысле, что если начинается лесок, то он будет похож на предыдущий, и мы можем предугадать, есть ли в нём ягоды, грибы, комары, змеи и т.п. Что новая конфигурация рельефа, похожая в своем начале на ранее изученные, окажется до конца такой же.
Какие-то детали мы не успеваем разглядеть, некоторые вообще попадают в слепое пятно. Либо что-то одно видно и четко, либо все - но в общем. Удаляющиеся конфигурации рельефа какое-то время видны четко, потом детали стираются, ландшафт растворяется, удаляясь в дымке. Это подобно работе памяти, когда запомненно перемешается из оперативной, готовной к востребованию, к долговременной, в которой всё кажется забытым, напрягаться надо, чтобы вспомнить.
Ехать можно во ВСЕХ направлениях, но все траектории
одномерны.
Самое интересное начинается дальше. Мы выводим прогнозы по корреляциям из нашего прошлого, нашей одномерной траектории, но поверхность-то ландшафта двумерна. Мы по колее въехали в низину, но это потому, что где-то сбоку есть озеро, которого мы так и не увидели, глядя куда-то назад. То есть настоящее определяется не только запоминаемым опытом. Кроме того, озеро сначала было невидимым (было сбоку), а потом может попасться на глаза при удачном повороте. Это означает, что прошлое (то, что позади от траверза нашего транспортного средства) вовсе не столь определённо связано с документированным опытом! Поверхность в точке "ландшафта", в которой мы сейчас находимся, имеет свойства более богатые, чем можно представить из запомненной одномерной истории. Отсюда - такие феномены, как регулярные "переписывания" истории, вплоть до исчезновения якобы достоверных фактов и появления новых, ранее не известных. Наиболее пластичными оказываются цели, желания, намерения фигур мирового значения, наиболее консервативными - документы, почти не имеющие свободы воли.
Откуда берется иллюзия о большей определённости прошлого, чем будущего? Наша психика устроена так, чтобы и воспроизводить впечатления (вспоминать), и мечтать о новых (воображать). Но нас учат, что воспоминания - правильны, а воображение - просто играет.
Вернёмся к памяти однако. Каждое мгновение настоящего в психике происходит взаимодействие внешних сигналов с удерживаемым собственным состоянием души (памятью), в результате которого меняется собственное состояние души. Ошибка в том, что это удерживаемое состояние психики мы отождествляем с прошлым вообще, на самом же деле это наш способ определения прошлого: оно - это то, что попало в моё внимание и перенеслось в мою индивидуальную память!
Чтобы обрести общее прошлое из кучи индивидуальных памятей, мы постоянно сверяем часы, составляем единые календари, обмениваемся информацией, документируем все что попало на неодушевленных (наименее склонных к свободе воли) носителях. Мы имеем не фиксированное, а договорное историческое прошлое, на мой взгляд, с вытекающими из всего этого периодами темных времен и историческими вставками.
Однако нынешнее настоящее образовано в каждой точке Вселенной не одной "реальной" историей, а смешением множества сходящихся к этой точке виртуальных историй. Точно так и будущее маячит в виде веера планов, предсказаний и т.п., из которых каждому предстоит выбрать одну, которая зафиксируется в его индивидуальной памяти.
Если искать физическую аналогию, то я считаю, что эволюция описывается аналогом принципа Гюйгенса: каждая точка световой волны (аналог момента "сейчас и здесь") есть результат сложения волн, порожденных всеми частями огромной волны в прошлом. Эта же точка является источником одной из волн, участвующих в создании будущей формы вселенской волны (аналог вклада личности в историю). Макроскопические тела (мы с вами, например) имеют относительно более явную траекторию, чем элементарная частица, но неопределенность квантовой механики сохраняется в их психическом состоянии, которое и оказывается имеющим не очень определенное индивидуальное прошлое и не очень определенное индивидуальное будущее. А на этом психическом состоянии строится дальнейшая эволюция тела. В одной книге А. Вуля, экстрасенса, описан пример из его практики: группа сенсов с его участием лечила человека с несрастающимся переломом чего-то в ноге, полученным в результате автомобильной аварии. Сцена уже ушедшей в прошлое аварии была дополнена в коллективном воображении маневром, который мог бы в принципе иметь место и в результате которого последствия аварии были бы несколько менее травматичными, чем только при тех обстоятельствах, которые остались в памяти. Положительный результат лечения был достигнут - перелом сросся!
Конечно, за время нашей жизни неопределенность индивидуального прошлого не успевает нарасти настолько, чтобы в какой-то момент я вспомнил, что в начале жизни я был зайцем, например. И в будущем наше творчество имеет не слишком широкий спектр возможных результатов, именуемых судьбой. А вот фотон по прошествии некоторого времени "забывает", откуда он родом, "вспоминая" различные варианты своего происхождения - потому что живет достаточно долго и успевает накопить некоторую неопределенность формы фронта, изначально сферического. Некоторое состояние человека сейчас в той или иной мере является результатом множества разных вероятных начальных состояний и разных биографий.
Теперь опять о самом интересном . Мы исходили до сих пор из того, что "ландшафт", по которому мы едем, не изменяется. Но все дело в том, что ландшафт может изменяться в зависимости от наших выборов, влияющих на него. То есть мы не просто пассивные наблюдатели, выбирающие колею на не зависящем от нас ландшафте, мы что-то вроде элемента Вселенской обучающейся "нейросети", в которой каждый элемент имеет некоторую свободу выбора своей Вселенной. Своего ландшафта, так сказать.
Но это уже очень высокий полёт. Для тех, кто время от времени едет лицом вперёд .
море в Кронштадте
[Print]
Yurate