Гора Кайлаш - доминирующая вершина в одноимённом хребте на юго-западе Тибета. Хотя официально считается, что высота горы составляет 6714 метра, местные жители утверждают, что число более "красивое" - 6666 м. Истинное значение высоты установить затруднительно: во-первых, все измерять пытаются как-то по-своему, во-вторых, горы здесь молодые и растут на полсантиметра в год. Индуисты верят, что гора Кайлаш питает своими ручьями четыре великие реки Индии и Непала, дающие жизнь и плодородие из землям - Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали (впадающий в Ганг). И хоть данные спутниковой съёмки этого не подтверждают, тем не менее, гора для индуистов священна. И на протяжении столетий сюда приезжают верующие, чтобы совершить парикрама (по-тибетски - "кору") - паломнический обход священного места. Кайлаш - святое место так же для буддистов и последователей бон, древней исконно тибетской религии, чьих паломников здесь так же много. Гора представляет собой почти идеальную пирамиду с четырёхугольным основанием, на южном склоне которой можно разглядеть в трещинах и линии ледника священную мандзи - буддисткую свастику. И буддисты и индуисты считают, что взойти на священную гору нельзя, мол, на вершине живёт Шива Разрушитель и он сбросит вниз каждого, кто попытается к нему подобраться. В мае 2001 года группа испанских альпинистов получила у китайского правительства разрешение на восхождение, но вынуждена была отказаться от своей затеи в ходе вспыхнувших в нескольких странах протестов. Чудом дураков спасли от Шивы, чудом.
Гора Кайлаш, от её подножия.
Маршрут треккинга.
(при клике на картинку - более подробный вариант с высотами, но англоязычный)
16.05.2013. Начало коры.
Встаём спозаранку, покидаем монастырь и едем в городок Дарчен - начальную точку нашего пешего маршрута. Бросаем излишек вещей в машинах и выдвигаемся. Пройти предстоит около 18 километров и дорога не обещает быть особо сложной. И это так, вот кабы не недостаток кислорода... Мы обходим гору по часовой стрелке, вместе с буддистами и индуистами. Адепты религии бон будут попадаться нам навстречу, их кора - в обратную сторону. Люди идут как целыми семьями, устраивая привалы и перекусы на обочине тропы, так и по одиночке - эти наиболее интересны. Маршрут обхода составляет длиной более 50 километров с серьёзным перевалом по пути. Так вот, особо рьяный паломник или пробегает его за сутки, налегке, не останавливаясь даже холодной горной ночью. Или же проделывает путь долго и вдумчиво, на коленях, поминутно кланяясь и читая мантры. Оммм, это сильные люди.
Дарчен.
Начало пути.
Вверх!
Панорама тибетского плато от начала нашего маршрута.
(кликабельно)
За склоном и пригорками показался Кайлаш.
На камнях - мантры.
И вроде тёплые краски вокруг, бурая трава в солнечных лучах, да рыжеватые склоны гор. Но горная ночь холодна и температура падает ниже нуля. Утром ещё порядком холодно и вода в лужах ещё замёрзшая.
Лёд толстый, не сразу и ногой проломишь.
Показалось место "Небесного погребения". Вы могли видеть это в фильмах про Тибет - когда порубленные на части трупы буддистов оставлялись на склонах гор для хищных птиц и падальщиков. Круговорот мяса в природе, с тантрой, мантрой и сансарой. Увы, традиции уходят: на этом месте погребения уже не проводится. Огромное количество народу разогнало стервятников, зато привлекло безумное количество бездомных собак. А отходить к богам посредством пустолаек - уже не то как-то: собаки на небо не летят. Очень жаль, я бы поглядел. Остаётся довольствоваться чужим опытом, не удержусь от ссылки. Слабонервным не глядеть! Так как погребения по-буддистски не застать, делать крюк чтоб поглядеть на пустую площадку в молельных флажках - не хочется. Идём дальше.
Юша на фоне Кайлаша и погребальной площадки.
По пути останавливаемся в тентах кочевников. Горячей воды попить, иль чаю, если есть.
Долго ли коротко ли, выбившись из сил, но доковыляли мы до монастыря Дирапук. Сил нет совсем. Лодж системы "пенал автомобильный" с жестяными стенами и кучей обледенелого снега в углу, без печки, показался раем. Даже есть не хотелось. Свалился на койку, обернулся спальным мешком и провалился в сон.
* * *
17.05.2013. Акклиматизационный день.
Этот день посвящён акклиматизации и отдыху. На завтра запланирован перевал с единовременным подъёмом в 800 м поутру, потому мы отдыхаем. Сашино предложение сделать рывок прямо сегодня было встречено обширным скепсисом. Надо бы сходить к северному склону Кайлаша, в рамках акклиматизации, но сил нет совсем. Высоко (мы сделали за прошлый день подъём почти в 500 метров) и мучает горняшка. Постоянно горячий чай, спать не удаётся.
Завтрак.
* * *
18.05.2013. Точка возврата.
Хоть под утро удалось таки заснуть, заставил себя встать раненько, чтоб сфотографировать ночной Кайлаш. Вид не самый красивый, но другого уже не будет.
Через час просыпаются друзья. По-быстренькому складываем вещи и засветло двигаемся к перевалу. Холодно-то как, чёрт. Ветер проклятущий и одышка ещё поганая. Принимаю решение принять Гипоксен, облегчить себе дыхание. Так как никогда им не пользовался, сделал глупость - накатил единовременно дневную дозу. Через полчаса почувствовал как вот оно, подействовало - волна мурашек пробежала от сердца к кончикам пальцев всех конечностей, застряв там и зудя. Двигаться стало проще, но... холодней чтоль стало? И часа не прошло, а я термос с горячим чаем опустошил. В гробу я видал такой буддизм, думаю. Не моё это. Сцепив зубы иду, не впервой. Пройти-пройду - размышляю - но какой ценой? Прошлый поход на пределах сил закончился разрывом коленной связки и лечением в два года длиной. Даже фотоаппарат в руки брать не хочется, зря я столько линз с собой набрал. Пока такие невесёлые мысли, замечаю, что сложно не только мне. Юшка тоже не шибко в восторге от такого сизифова труда. А Сашка всё норовит вверх быстрее ускакать! Ну, я до них добрёл и говорю - затруднение ваше вижу и разделяю. Разделяю в прямом смысле: ты, Алекс - иди себе дальше по треку, а я с Юлей обратно двину. Вниз идти легче, дорога знакомая, будем друг друга поддерживать. Мужику и силушкой с горой охота помериться, и даму бросать не след. Даме понятно хочется, чтоб её свой кавалер провожал, а не чужой. Но я разрулил ситуацию, ловко соврав, что один хрен назад пойду и мне не сложно проводить, а даже и приятней в компании. Вы мол думайте. Ну и надумали: группа дальше по треку пошла, а мы с Юлей - по пути бонов.
Шли себе неспешно, шли. В каждом кочевом тенте останавливались, чайку пили. Здоровались с паломниками. Две трети пути прошли (километров 12 эдак) и поднадоело. Говорю - а не прокатиться ли нам, мамзель, на экипаже? Тут-то и столкнулись с тибетской действительностью воочию. С тем, как тибетцев китайцы зажимают. Кочевникам без разрешения и пары километров от дома отъехать нельзя, а уж чтоб интуриста куда везти - расстрел и собачье погребение не медля. То есть любой транспорт, от несчастного ослика, до джипа или пикапа - хрена вам лысого, хоть за 100 юаней, хоть за 1000 долларов - не поеду! Пришлось и дальше ковылять на своих двоих. Но тут, на удачу - дорога показалась. И пост китайский подле неё. А что, если колесницу вызвать свою, из числа нашенских джипов? Мобила сеть не ловит. Ну, дык прямо от поста можно, они с телефонами пади! Пошли с этой идеей к китайцам. Долго с ними пытались объясниться, но контакта так и не установили. Пошли по асфальтовой дороге в Дарчен и тут хоба, сеть появилась, можно гиду звонить. Вот тут проводник нам и пригодился - ждите, говорит! Ну, мы на обочине сели и глядим во все четыре глаза, не показался ли Лэнд Круизер наш. Глядь, автобус китайский едет. Вскакиваем, давай голосовать! Мимо проехал... Потом у поста развернулся и к нам. Тибетец внутри недовольный, ругается, но приехал явно за нами. Показывает знаками - садитесь. Сели. Новое приключение: водитель ключ поворачивает в замке зажигания, а двигатель не стартует. Он из автобуса выскочил, плечом подналёг - толкает. Ну и я за ним. Принавалился, мышцы напряг, как тут кислород в клетках и кончился. Я как стоял, так и стёк на землю, глаза закатив. Нельзя про высоту забывать и про бедность воздуха, ой нельзя. Видя такое дело, тибетский водитель побежал к посту за подмогой. Тут уж матюков на местных наречиях много было, но пять человек не два, толкнули и завели тарантайку китайскую. Через пять минут были в Дарчене. Отблагодарили водителя юанями - и в лодж.
Здравствуй, цивилизация! Через дорогу прекрасный душ с горячей водой! Чипсы из магазина - ничего вкуснее не ел! Ура! Чуть очухались, пошли в соседний ресторан. В Дарчене будете - рекомендую, "Кот из Лхасы". Я вам меню выборочно наскриншотил. Смешное, явно кто-то из наших старался. Но еда была вкусной.
Большая такая редиска.
Тибетский чай - очень вкусный на самом деле.
Но не везде его встретишь. Под тентами кочевников - только Липтон в пакетиках.
Ядохимикат.
А к вечеру, мы глазам не поверили, Алекс примчался: не хотел Юлю со мной наедине оставлять, видимо. Пробежал остаток коры, а это под 30 км, за день. Остаток группы завтра придёт.
Продолжение следует.