Кофе
emergency
дневник заведен 08-07-2007
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
11-01-2015 13:25 Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest
Название, это игра слов. Переводится одновременно, как "сундук мертвеца" и как "грудь мертвеца", что, как не сложно догадаться, намёк на сердце Дэви Джонса.

Небольшое предисловие:
Структура второй и третьей части трилогии отличается от первой.
Первая часть была практически идеальной трёхакторой структурой по схеме балансирования героев между двумя силами.
Наиболее явно эта схема представлена в "Телохранителе" (1961) Акиры Куросавы. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что там эта схема и была впервые введена.

Напомню этапы классической трёхактовой структуры:
1. Введение
2. Представление героев
3. Выставление задачи
4. Начало путешествия
5. Путешествие
6. Ложная кульминация
7. Последствия ложной кульминации
8. Кульминация
9. Послесловие

В отличие от первой, вторая и третья части трилогии (за некоторыми исключениями, о которых ниже) были сняты как единый фильм. Поэтому на вторую часть приходятся этапы 1-6, а на третью 7-9.

1
Вступление.
Цель этой сцены - выставить задачи главных героев и направить их в новое путешествие.

1.1
Несколько быстрых переходов.
Вилла арестовывают. До свадьбы он не заживает не доживает не добирается.

На нём форма. Подался в солдаты.
Сразу говорят имя губернатора, которого весь первый фильм называли просто "Губернатор": Визерби Свон.

Представление нового злодея со стороны сил порядка - лорда Катлера Беккета и его подручного Мёрсера.
Это важный момент - ставки должны повышаться. Если ранее силы порядка - была колониальная флотилия на Ямайке (частью которой является Порт Роял. я полагаю прототипом города является столица Ямайки - Кингстон), то теперь - английский флот.

Замечу, что этот арест окончательно ставит протагониста между силами добра и зла. Первый фильм он со скрипом, но таки принимался порядком. В этом фильме - уже нет.

Джеймс Норрингтон также должен быть арестован, но он давно отстранён от командования за ипическую неизлечимую глупость, и сбёг на Тортугу.

1.2
Опять несколько вступительных быстрых кадров, чего в первом фильме почти не делали.
Традиционное неожиданное появления Джека - отсылка к Графу Монте-Кристо (и полагаю к Манки Айленду).
Связка на шляпе.

1.3
Возврат на корабль.
Гиббс сразу поясняет, что Исла Де Муэрта после первого фильма исчезла вместе с сокровищами, и они ничего оттуда толком не забрали.
Джек сразу и много стреляет. Больше он не бегает с одной пулей без толку.

Джек получает изображение ключа от сундука Деви Джонса. Он пытается понять, куда плыть, но компас не знает направление. Насколько мы знаем - ключ у самого Деви Джонса. А сам Джонс - на дне. Единственный способ найти его - это приманить, и тогда можно плыть. Полагаю, в этот момент он просто ни за кем не охотился.

1.4
Переговоры Беккета с Виллом.
Беккет предлагает Виллу и Элизабет свободу, его Вилл сможет обменять компас Джека на каперскую грамоту (судя по всему, грамоты Джек лишился уже после мятежа, при этом не понятно, что мешало ему получить грамоту у Испании и/или Португалии и наплевать на Англию).
Вилл слишком кретин, чтобы подробно обсудить условия сделки, типо ну не знаю "тесть должен выжить".

1.5
Джек получает чёрную метку.
Судя по всему именно поэтому компас работает плохо - с одной стороны Джек хочет получить ключи Деви Джонса, с другой - адово боится туда соваться.

Представление Билла Тёрнера.
Деталь - Билл таки получил проклятие во время событий первой части фильма. Барбосса не мог его убить, поэтому привязал к ядру и скинул на дно. Конечно, когда проклятие было снято со всей команды - оно было снято и с Билла. То есть единственный, кто не получил проклятия - Гиббс.
В команде Деви Джонса нет мертвецов - туда приходят служить живые моряки, но они получают неестественное долголетие и серьёзную живучесть.

Тринадцать лет назад Джек потерял Жемчужину, и, чтобы вернуть её, заключил сделку с Деви Джонсом - Джонс поднимает корабль со дна, но через тринадцать лет Джек переходит к нему в команду на сто лет.
Снова связка на шляпе.

1.6
Шляпу подбирают моряки и их корабль уничтожает.
Таким образом представляется глава сил зла (хаоса) - Деви Джонс.
Опять же ставки повышены. Деви Джонс значительно опаснее Барбоссы.

1.7
Вилл говорит, что отправится на Тортугу. Опять неумелые попытки выдать хоть какую-то химию между ним и Элизабет.
Несколько мелких отсылок на первую часть: Собака с костью, канделябр.

1.8
Опять ряд мелких переходов, показывающих, как Вилл ищет Джека.

2
Папуасский остров
На эту сцену нужно обратить внимание - позже её логика повторяется в третьем фильме.
Её смысл - напомнить зрителям о героях и фактически показать кино в миниатюре с завязкой, кульминацией и развязкой (в третьей части фильма эту же функцию выполняют сцены в Сингапуре)

2.1
Вилла ловят папуасы.
Кино опять изобретательно делает так, что Вилл никого не убивает.

2.2
Встреча Вилла и Джека.
Мне кажется, что жестами Джек показывает, что Вилл кастрирован, и поэтому есть его нельзя (нечто подобное он сообщал Барбоссе в первой части фильма).

2.3
Побег Элизабет.
Опять отсылка к собаке и кости.

Губернатор мельком замечает какой Вилл кретин, что не обсудил с Бекетом детали сделки.

2.5
Элизабет получает у Бекета каперскую грамоту. Как всегда - её действия бессмысленны и беспощадны. Эта грамота не нужна ни ей, ни Джеку, ни Виллу. Мир клином не сошёлся на Англии, они без проблем могут бежать в Америку и затеряться там (что многие и делали в то время). Я уж молчу про Испанию и Португалию.

2.6
Безымянная пара пиратов (+тот самый пёсик) добираются до Жемчужины.
Удивительно, что больше никто корабль не своровал, учитывая его известность и быстроходность.

2.7
Мелкая перебивка с Джеком, который ест человечину.
Переход к Виллу в костяном шаре-тюрьме и объяснению ситуации.

2.8
Начинается действие.
Попытка Джека сбежать.

2.9
Побег Вилла с командой.
Для управления жемчужиной достаточно шесть человек.

2.10
Джек на костре. С этого момента оба побега объединяются и идут быстро сменяя друг друга. В этой части события нарезаются значительно мельче. В прошлой, когда действие шло в нескольких местах одновременно - давали по полноценной сцене в каждом из мест по очереди.
Здесь схема иная - действие запускается в одном месте, при этом делают перебивки на мелкие подводки в других местах. Потом активная фаза в одном месте завершается и тут же начинается в другом, тогда первое место снова занимает вспомогательную роль.
Например - сначала пытается сбежать Джек. На это время побег Вилла с командой - идёт расслаблено и вспомогательно. Потом Джека ловят и тогда "первую скрипку" берёт команда. Потом команда сваливается в пещеру и снова основная динамика на второй попытке побега Джека.
При этом каждый из эпизодов более динамичный чем прошлый. Первый побег Джека менее динамичен чем побег команды. При этом прыжок Джека через пропасть и последующее его падение - самый динамичный момент всего эпизода.

2.11
Все на корабле. Вилл требует компас.
Джеку приходит мысль - может ли он сдать на сто лет в рабство Деви Джонсу Вилла вместо себя.
Так как сам Джек боится лезть с к Джонсу и все вокруг него боятся - поэтому компас указывает не в сторону

3
Тиа Дальма
Теперь, когда зритель вспомнил о героях - можно начинать путешествие.
Проводником и ментором, который указывает персонажам путь в другой мир - на этот раз выступает Тиа Дальма.
Замечу, что по сюжетной логике - посещение Тиа Дальмы бессмысленно. Джеку достаточно выдать компас Виллу и тот приведёт и к Летучему Голландцу и к сундуку (собстно к сундуку позже приходят именно таким способом, только вместо Вилла используют Элизабет). Тиа Дальма не сообщает ничего нового и не даёт ничего полезного. Прибытие к ней - дань сюжетной структуре

3.1
Элизабет пробирается на корабль торговцев. Опять платье - впрочем на этот раз оно используется как маркер.

3.2
Плывут к колдунье. Отсылка на Манки Айленд опять?
Рассказ о кракене.

3.3
"Смотри за лодкой"

3.4
Внутри хижины.
Тиа Дальма намекает, что Вилл станет Летучим Голландцем и тут же стрёмно начинает к нему клеиться (напомню - в прошлом она была влюблена в Летучего Голландца).

Совершают обмен - мартышку на банку с землёй и информацию о том, что ключ у Деви Джонса (то есть Джек таки не знал, где ключ. или возможно подозревал, но надеялся, что ошибается?)

Попутно Джек по мелочи ворует всякую мелочёвку у Тиа Дальмы. Я не совсем понимаю, зачем.

Так же спрашивают, где найти Летучего Голландца (это название осталось у корабля Деви Джонса) - опять игнорируют компас.

4
Первое посещение Летучего Голландца.
Начало путешествия в новый мир. Первый промежуточный пункт.

4.1
Сплавление к потопленному кораблю.

4.2
На потопленном корабле.

4.3
Деви Джонс набирает людей в команду.
Вилл говорит, что его прислал Джек.

4.4
Переговоры Деви Джонса с Джеком.
Новое соглашение - Джек должен привести сто человек в команду Джонса, если хочет спастись.
При этом Джек не хочет обменивать Вилла - то есть он таки надеялся, что Вилл как-то выкрутится и добудет ключ.

5
Сбор команды на Тортуге.
Продолжение путешествия. В первой части задача была одна - снять проклятие, спасти девушку. Задача решалась в одном месте.
В этой части - ключевых задачи две - это ключ и сундук. Ключом занимается Вилл, одновременно сундуком Джек.
Сбор команды на Тортуге - сцена лишняя и со структурной точки зрения, и с логической. По логике Джек должен был сразу направиться за сундуком, не теряя времени. Очевидно, собрать сто человек на Жемчужине он бы не смог, и видимо он это понимает с некоторым опоздание.

С другой стороны - в этом нелогичном поведении Джека проявляется общая философия фильма, о которой в конце.

5.1
Элизабет ведёт торговый корабль на Тортугу. Походу про этот город знают вообще все.

5.2
Набор команды.
На первом кадре можно заметить, что кого-то топят в колодце.

Нанимают Норингтона.

5.3
Барная драка. Да, в первой части почему-то не сделали, так что решили во второй.
Джек весь фильм примеряет себе новые шляпы, пытаясь заменить выброшенную в начале.
Появление на Тортуге Элизабет.

5.4
Разговор Элизабет и Норингтона.

6
Вилл находит ключ.
Движение к кульминации. Осуществление плана.

6.1
Деви Джонс играет на органе.
Вилл знакомится с отцом. Получает пять ударов плетью. К слову - виноват его отец.

6.2
Разговор в трюме.

6.3
Джек берёт в команду Элизабет. Этот приём используется уже не первый раз, когда новую сцену перебивает несколько коротких кадров из старой.

Пока Вилл разбирается с ключом - Джек хочет найти сундук.

6.4
Бекет получает шпагу Вилла.
Так же Бекет требует от губернатора Свона лояльности. Непонятно зачем.

6.5
Игра в кости. Сколько я не смотрел - так и не смог понять смысл и правила этой игры.
При этом Билл проигрывает вечную службу на Летучем Голландце.
Джонс почему-то заявляет, что Вилл может сойти. Непонятно почему это - в ставку это не входило. Ставка была: Вечная служба при проигрыше, ключ при выигрыше.
Вилл узнаёт, где ключ.

6.6
Вилл выкрадывает ключ.

6.7
Прощание Вилла с отцом.
Вилл получает нож и клянётся, что освободит Билла от Джонса, а так же проткнёт ножом его сердце. Все эти обещания так же будут выполнены.

6.8
Элизабет передаёт Джеку каперскую грамоту.
Компас нужен Бекету, чтобы получить сундук с сердцем Джонса и контролировать последнего. При этом ключ ему не нужен - достаточно направить на сундук пушку и угрожать разнести его вместе с сердцем, или кинуть в огонь.
То есть вообще направлять Вилла за ключом не было никакого смысла.
Опять же план Джека - не имеет смысла, и эта его истеричность второй части фильма - часть общей философии.

6.9
Вилл на корабле торговцев.

6.10
Джонс вызывает кракена, чтобы вернуть Вилла.
Уничтожают корабль торговцев.
Вилл прячется на Летучем Голландце.

6.11
Джонс выплывает к Ила Крусэ, где спрятан сундук.

7
Ила Крусэ
Финальный этап плана, объединение ключа и сундука. Подход к кульминации.

7.1
Джек предлагает Элизабет выйти за него.
Та неубедительно отказывается, и конечно компас её выдаёт.
Но Джеку не до того - у него на руке снова появляется чёрная метка, а значит Джонс кинулся за ним.

7.2
(Перебивка) На лодке.
Начинают копать.

7.3
На Ила Крузэ высаживаются матросы Джонса и Вилл.

7.4
Сундук выкопан.
Подходит Вилл и хочет убить Джонса. Занятие, надо сказать, бессмысленное - место капитана Летучего Голландца тут же займёт кто-то другой, причём Виллу это говорили, но он не вдупляет.
Джек замечает, что Джонса нужно контролировать, а не убивать.

Вилл продолжает тупить - он убеждён, что может освободить отца, только убив Джонса, а контролируя его - не сможет.
Вместо того, чтобы спокойно сообщить об этом Виллу, Джек принимается драться.
Норингтон хочет выдать сердце Бекету в обмен на возвращение своего ранга командора. Для того, чтобы возиться с Джонсом самому - Норингтон слишком труслив.

Элизабет впервые за два фильма говорит умную мысль - что они втроём вполне могут договориться. К примеру сердце получает Джек, он приказывает Джонсу вернуть сыну отца и вместе они громят флот Бекета. В порте Рояле возвращается власть губернатора, и тот без проблем вернёт команду Норингтону.
Все останутся довольны. Очевидно, с Джеком проще договориться, чем с Бекетом.

7.5
Действие переходит в церквушку.

7.6
Переход боя на колесо.
Параллельно Элизабет и два пирата против команды Джонса.

7.7
Джек вскрывает сундук. Забирает сердце.

7.8
Переход действия на пляж.
Джек кладёт сердце в банку.
Норингтон забирает каперскую грамоту и сердце.

7.9
Норингтон сбегает. Сундук у пиратов Джонса.

8
Кульминация.
Бой Летучего Голландца против Жемчужины.

8.1
Джек пытается торговаться.

8.2
Погоня за Жемчужиной.
Пираты на Жемчужине даже не пытаются давать бой.

8.3
Джек понимает, что в бутылке нет сердца. Фактически, если бы бутыли у него не было - он бы сохранил сердце у себя, то есть Тиа Дальма не помогла ему, а помешала.

Затишье перед атакой кракена.
Первые выстрелы. Вилл берёт управление Жемчужиной на себя. Джек до сих пор адово боится Джонса и кракена и совершенно впадает в ступор.

8.4
Собирают пороховые бочки. Вилл хочет использовать их, чтобы атаковать кракена.

(перебивка) Джек уплывает.

8.5
Кракен уничтожает пушки.
Джек решает вернуться.

8.6
Джек стреляет в кракена.

8.7
Все садятся в шлюпку.
Элизабет приковывает Джека.

8.8
Джек и Жемчужина уходят на дно. Джеку возвращает его шляпу, потерянную в начале фильма.

8.9
Джонс понимает, что сундук пуст.

9
Заключение

9.1
Норингтон передаёт сердце Бекету.

9.2
Патя у Тиа Дальмы.
Возвращение Барбоссы

В результате:
Как вы видите, во второй части фильма нет двух сил, между которыми бы лавировали герои. Так же отличие от первой, где протагонистом был Вилл - и фактически это была его история перерождения, во второй - история Джека.

В чём же мораль истории?
Давайте вернёмся к началу - сюжет начинается с того (сцена 1.5), что Билл напоминает Джеку, что у того долг перед Джонсон.
Однако Джек отказывается возвращать долг (он адово боится - и это многократно и отдельно подчёркивается в фильме, в том числе и компасом, который мечется туда-сюда) от страха заводит корабль куда попало, попадает к папуасам и гробит большую часть команды (сцена 2).
Потом, он пытается отдать в уплату долга Вилла (сцена 4).
Потом - набирает людей, чтобы передать их Джонсу (сцена 5).
Потом пытается добыть сердце Джонса с той же целью, чтобы избежать уплаты долга (сцена 7)
Потом, наконец, пытается бежать (сцена 8).

Все планы Джека проваливаются. Ему не удаётся скрыть, не удаётся отдать вместо себя Вилла, не удаётся отдать вместо себя сто человек команды, не удаётся получить сердце Джонса, не удаётся сбежать на Жемчужине и очевидно не удалось бы на лодке.

В этом философия, динамика, ритм и настрой второй части - в замедленном приближении расплаты, которую можно отсрочить, жертвуя всё новыми и новыми людьми, но избежать которой - нельзя.

И в этом состоит моральный выбор, который делает Джек в конце (в конечном итоге - против силы) - он возвращается на Жемчужину, готовый на этот раз вернуть долг.
Мораль фильма проговаривает Джек на последних кадрах, когда кракен ревёт ему в лицо: "Не так уж и плохо", говорит Джек, понимая что то, чего он так адово боялся весь фильм - не настолько и страшно, когда смотришь страху в лицо, а не бежишь от него.

В этом мораль фильма - что долги нужно возвращать, и попытки скрыться, оттянуть конец - они приводят только к большим проблемам для тебя и окружающих.
Закрыть