После замечательных
Врат Огня захотелось почитать что-то художественное подобного рода и про Александра Македонского. Но увы, всё что перебирал и порывался читать - представляло собой уже стандартные произведения об античности. Абсолютно мультяшные. Где та хитрость и сообразительность, что были свойственны человечеству на протяжении всей его истории, где сложность характеров, психологизм, сложное устройство общества? Где-то за пределами этих детских произведений.
Так и не найдя ничего достойного, решил вернуться к любимой фантастике.
Эндера с меня хватило, а тут вспомнил о книжке, которую мне ещё давно советовали.
***
Грег Иган. Карантин
Действие книги происходит в 2068-м году. Начинается как типичный детектив в стилистике киберпанка. Частный сыщик расследует таинственное исчезновение человека. Причём технически и идейно киберпанк достаточно впечатляющий, несмотря на то, что книга была написана ещё в 92-м. Люди из-за модов по сути представляют собой ходячие суперкомпьютеры, да и вообще описание быта довольно интересное. Вот, например, о музыке:
В последнее время я обычно слушаю «Рай» Анджелы Ренфилд. Моя копия записи идентична сотням тысяч других, но уникальность каждого исполнения гарантирована. Ренфилд создала набор основных музыкальных параметров произведения, а все остальное определяется сочетанием псевдослучайных функций, в зависимости от времени суток, серийного номера моего проигрывателя и т, п.
Кажется, сегодня мне попался вариант с излишним преобладанием минималистских тенденций. После нескольких минут повторения, с пятисекундным интервалом, одного и того же (впрочем, весьма звучного) аккорда я нажимаю кнопку «Рекомпозиция». Музыка прерывается, и после небольшой паузы звучит новая версия, на этот раз куда лучше.
Я слушал «Рай» уже сотни раз. Сначала казалось, что разные версии не имеют ничего общего друг с другом, но спустя месяцы я стал постигать неизменную, базовую структуру. Это напоминает генеалогическое древо или же филогенетическую классификацию видов. Впрочем, метафора неточна – два исполнения могут быть близки, как родные или двоюродные братья, но такого понятия, как их общий предок, не существует. В моем восприятии более простые варианты «предшествуют» более сложным и изощренным, «порождают» их, но наступает момент, когда эта аналогия теряет всякий смысл.
По мнению некоторых критиков, после десятка исполнений любой музыкально грамотный человек усвоит правила, по которым Ренфилд построила свое произведение, и тогда слушать новые варианты станет невыносимо скучно. Если так, я рад своему невежеству.
И всё такое прочее.
Мир имеет одну особенность - в 2034-м вся Солнечная система мгновенно окуталась Пузырём. Непроницаемым нечто, сквозь который не проходит ни одно излучение звёзд и Вселенной, аппараты исчезают в его тьме бесследно. Жаркие дискуссии с участием ученых и сектантов о его природе к 2060-м годам устаканились и мир смирился...
То, что начинается, как обычный детектив, к середине книги превращается во взрыв мозга с квантовыми теориями и множественными вероятностями. Все, думаю, слышали о коте Шредингера. Так вот, образно выражаясь, в этой книжке бравая дивизия котов радостно выхлёбывает весь яд, разламывает к чертям ящики, съедает их обломки, играет "Полёт шмеля" на барабанах и радостно улетает в тёплые края. К середине книги весь внешний экшн заканчивается и ваши мозги начинают иметь по полной программе.
Очень интересная, хотя и очень спорная концепция горизонта событий. Читается интересно, хотя небольшая затянутость всё же есть (видимо, автор старался всё же ОЧЕНЬ доходчиво объяснить сложные вещи - много повторов). Не понравился финал - слишком примитивный и слишком... визуализаторски-голливудский, что ли, по сравнению со сложностью тех материй, о которых идёт речь в книге. Но в целом роман очень понравился, рекомендую.
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул