10:58 Я прибыл к вам из Кантемировской дивизии, а там дураков не держат!
Всегда рассматривал небо как помеху.
В космических симуляторах этот воздушный океан с сопротивлением воздуха, ветрами, турбулентностью и прочими пертурбациями всегда был лишь досадным препятствием на пути на орбиту, где уже начиналась предсказуемость, главенствующая роль законов небесной механики, точность долгосрочных расчётов. А воздух - ну что воздух... он хорош, когда надо приземлиться на планету, не тратя топлива - он сам тебя затормозит, коли не сгоришь от перегрева. Или надо по прибытии из дальнего космоса эксцентриситет подправить, чтобы орбита стала ближе к круговой - опять-таки с помощью аэроторможения. Эти функции всегда рассматривал в виде "пять минут мучений - и дело сделано". Т.е. по итогам либо ты на земле, либо снова на орбите в безвоздушном пространстве. И желательно как можно скорее.
Но чем больше в последнее время практиковался в Орбитере в комплексных полетах (например, слингшот через Юпитер к Сатурну и опять-таки слингшотом возвращение на Землю), тем скучнее становилось. Сложность расчетов приблизилась к предельной для тех инструментов, что есть в Орбитере (про KSP вообще молчу), а на деле это выглядит как "полчаса настраивал приборы, в нужной точке дал импульс в течении полутора секунд - и опять ускоряй время в 10 тыс. раз, ожидая ещё один такой же момент через 6 месяцев". Внезапно захотелось интенсивности действий, не размазанных тонким слоем во времени. А, по большому счету, таких задач получается только три (при условии минимального использования автопилотов, естественно): посадка на безвоздушных планетах, орбитальное сближение и причаливание, и... атмосфера!
Как-то оказалось, что аэродинамические маневры - чрезвычайно интересная штука. Что приземление на полосу - это увлекательно. Что интересно изучать работу воздушных двигателей. Выявлять оптимальные углы атаки, подъемную силу, сопротивление воздуха, высоты, углы крена при разворотах. Атмосферных возможностей Орбитера стало мало, установил ещё бетку X-Plane 11. Понравилось обилие комплексных систем в самолетах гражданской авиации, в которых разбираться и разбираться. Понравились осадки, облака, огни городов, рассветы и закаты. И также стало ясно, что без джойстика тут, в отличие от космоса, не жить.
Отжал у друга старенький логитековский попробовать - ОЧЕНЬ непривычно, совсем другие навыки нужны по сравнению с, например, рулём и автогонками. Поначалу много боли и криворукости. Но, лишь только немного освоившись, понял - моё. Надо погружаться во всё это. Многие в детстве думают "Вот вырасту, и накуплю себе все игрушки, которых у меня нет сейчас!" Потом, конечно, становятся взрослыми и покупают более полезные вещи. А я нет! И вот, к грядущему ДР обзавелся вот таким:
Шайтан-машина. Запредельная точность, запредельное количество органов управления. Буду осваивать небо. Эту прослойку между гоночными трассами и космосом, что пока ещё оставалась незатронутой на моём компьютере.
Но космос - в любом случае любовь навсегда. Тут вот наткнулся на замечательный советский задачник http://n-t.ru/ri/mk/sk.htm Нетривиальные вопросы и решения, хороший юмор автора, и вторая глава - вся о космосе, очень хорошая разминка для ума, рекомендую!
"Если фанат говорит вам, что ему нравится старая трилогия SW, новая трилогия, мультсериалы и все книги, до которых он добрался - не верьте ему! Он не фанат, он не один из нас. Он - самозванец!
Настоящий фанат ненавидит в Звёздных Войнах практически всё. Но идея ЗВ... Идею мы любим."
Читаю сейчас интересную книгу Криса Тейлора "Как Звёздные Войны покорили вселенную". Конечно, таких книг об истории создания ЗВ к настоящему времени вышло миллион. Эту отличает, во-первых, то, что она вышла непосредственно перед "Пробуждением Силы", а, следовательно, её можно считать наиболее полным рассказом о ЗВ Лукаса, а во-вторых - автор отдаёт себе отчёт о наличии "предыдущих ораторов". И рассказывает действительно интересно. Если уж брать истоки - то начинать не с набивших оскомину Куросавы и Флэша Гордона, и даже не с Берроуза, а с интересного соперничества Жюля Верна и Уэллса. Если уж рассказывать об империи Лукаса - то не только о том, как это всё amazing, fantastic, truely exciting experience for the true hard-core fans и прочими словечками из лексикона Кэтлин Кэннеди, а, например, и о великой судебной тяжбе Lucasfilm и человека, который производил шлемы штурмовиков для 4-го эпизода, и продолжил барыжить ими и после.
А чего только стоят эпические поиски автором человека, который ни разу не слышал о ЗВ! Просто удивительно, какой частью современного мира они стали, и как невесть откуда ЗВ-мотивы и темы лезут отовсюду. А вы знали, что в 4-м эпизоде ни разу не упоминается название "Татуин", а "эвоки" таковыми и вовсе не называются ни в одном эпизоде?..
В общем, очень интересная книга, далеко не только о ЗВ, а скорее об общем современном масс-культурном контексте и его истоках. Написана живым языком, разговоры на разные пересекающиеся темы, чтобы не было занудно. Фантастика XX века, история, веселые приколы со съёмок, финансовая империя Лукаса, расширенная вселенная, фан-сообщество - это не рассказ о субкультуре глазами какого-нибудь Первого канала, это книга от фаната и для фанатов. От фаната, которому есть что сказать тем, кто и так всё знает.
Рекомендую (исходя из прочитанного на данный момент)!
Наконец дочитал мемуары Чертока "Ракеты и люди". Это довольно обширный мемуарный труд, состоящий из четырёх 500-страничных томов:
Т.1. "Ракеты и люди" (тогда ещё неизвестно было, будет ли продолжение, поэтому подзаголовка нет).
Т.2. "Фили - Подлипки - Тюратам".
Т.3. "Горячие дни холодной войны".
Т.4. "Лунная гонка".
Борис Евсеевич Черток - выдающийся конструктор в области ракетостроения, специалист по системам управления, один из ближайших соратников Королева и человек, работавший в ракетостроении с момента его зарождения и до современности. Данный четырёхтомник написан в 90-е годы и является, пожалуй, беспрецедентным рассказом об истории отечественного ракетостроения глазами не просто очевидца, а активнейшего участника.
Единственный период, который практически отсутствует в книге - это как раз современность (на момент написания), т.е. 90-е года. Во-первых, Черток тогда уже во многом отошел от дел, а во-вторых, автор не скрывает на страницах книги, что он является резким противником "экономических реформ", "новой политики страны" и прочих моментов конца 80-х - 90-х годов. Для человека, работающего в космической отрасли и видящего весь ужас её развала в те годы, это неудивительно.
Зато все остальные периоды в книге представлены так подробно, как автор только мог. Чувствуется, насколько он хорошо документировал свою жизнь, и с каким широким кругом других современником он общался, чтобы так подробно рассказывать о делах минувших дней. Книга выполнена не в виде дневника, хотя в большинстве случаев автор стремится придерживаться хронологии. Тут скорее темы, задачи, начинания и их развитие, объединённые в эпохи-тома. Одни действующие лица сменяют других, возвращаются в новом качестве, слаженная работа перетекает в непримиримую вражду, где на карте стоят такие интересы, что чисто личных мотивов нет, пожалуй, ни у кого. Ставки всегда куда выше, и одно из самых страшных обвинений - "вы защищаете ведомственные интересы!". Кто-то "всего лишь" защищает отрасль, идею, направление, в реализации которых заняты как минимум десятки тысяч людей. А нужно думать в масштабе всей страны, в масштабе миллионов, не меньше! И искры высекаются из столкновения характеров, определяющих судьбы страны. И кроме масштаба событийного впечатляет и размах временной.
Тут и 30-е годы, грандиознейшие усилия по развитию науки и техники, невероятные, как сейчас говорят, "социальные лифты", безмерный энтузиазм в развитии отраслей и подготовке специалистов, пропаганда просвещения, тот случай, когда инициатива власти подкрепляется невиданным народным подъемом. Не обойдена и тема репрессий. Автор тогда не работал в РНИИ с Королевым, так что честно пишет, что лично был лишь свидетелем пары случаев арестов директоров предприятий из всего уже тогда обширного круга его профессиональных знакомств. Но, зная их и их деятельность, сомневается в обоснованности и их арестов.
Тут и Великая Отечественная война. Эвакуация предприятий на Урал, героические усилия людей по разворачиванию производств там и тяжелая работа в тылу. Затем переброска в Германию вслед наступающей Красной армии с тем, чтобы сразу же находить и исследовать всё, что связано с работами фон Брауна. Удивление от вида спокойных нетронутых бюргерских городков после военной разрухи СССР. И где те дикие орды русских варваров из нынешней западной пропаганды?.. В результате неразберихи Черток оказался в Берлине... аж в самый разгар финальных боёв за Рейхстаг! Оставил там на стене автограф уже после его взятия. Не ожидаешь почитать ТАКИЕ воспоминания в мемуарах ракетного конструктора. Тут и воспоминания об обмене территориями между США и СССР, когда местное население встречало советских солдат как освободителей уже после американских "человеколюбцев". Собиравшиеся по крупицам сведения о работах фон Брауна, т.к. всё самое ценное уже было либо вывезено, либо уничтожено американцами. Ракеты американцы вывозили эшелонами, в то время как для нас найти целую Фау-2 было удачей. Все сколько-нибудь значимые ученые, конечно, тоже были захвачены США. Нашим остались, во-первых множество заключенных из концлагерей ракетного комплекса Пенемюнде, которые активно давали показания в т.ч. и лично против "ненациста" фон Брауна, да немецкие ученые-смежники, кто хоть каким-то боком был знаком с работами фон Брауна. Такие специалисты с большим энтузиазмом рвались работать с нашими на совместных предприятиях, т.к. это была гарантированная работа в послевоенной Германии...
...которая превратилась в работу в СССР. Обустроенный городок немецких ученых на Селигере (вместе с их семьями), которым были созданы все условия для работы, и которые просто-таки забросали советское руководство проектами перспективных разработок... и параллельно работающие над такими же проектами советские ученые с уже вышедшим на первый план Королевым. Дело дошло до того, что немцы начали посылать гневные письма в руководство с требованиями дать ход их проектам, увеличить финансирование и вообще дать достойную оценку их великим мозгам. В итоге было принято решение сосредоточиться на своих кадрах и немцев переселили обратно в Германию.
Куда с большим осуждением, чем о репрессиях 30-х годов, Черток пишет о чистках уже 40-50-х после знаменитого "дела врачей", когда убирались с ответственных постов многие люди "неправильной" национальности. Во-первых, это коснулось уже автора лично и многих его коллег, да и обоснования-то были, честно говоря, уже куда более идиотскими. Тем не менее, в целом автор отдаёт должное сталинской административной системе, мгновенно принимаемым решениям и выделяемым ресурсам, личной ответственности и требованию абсолютной компетентности. В частности, отмечает заслуги лично Берии в становлении ракетной и атомной отраслей.
Интересен его взгляд на Хрущева. Не отрицая его волюнтаризм, опрометчивые решения в сельхозе, авиации, надводном флоте и т.д., Черток тем не менее аргументированно показывает, что неверно все космические успехи конца 50-х - 60-х годов объяснять только инерцией сталинского задела, и показывает, как во многих случаях именно лично принимаемые Хрущевым решения, инициативы, поддержка позволяли выйти из некоторой "пробуксовки". В какой сложной ситуации Хрущев находился в связи с начатой американцами гонкой ядерных вооружений, и какие принимались меры. Подробно описываются дни Карибского кризиса, когда казалось что всё. Когда в Тюратам (на Байконур) пришёл приказ подготовить к пуску единственную находившуюся на полигоне ядерную ракету...
Вообще Черток очень часто и ярко показывает значимость личности в истории. Как всё изменилось, когда убрали Хрущева и решения по космосу Брежнев стал спихивать на безликое Политбюро, где инициатива в коллективе, как известно, наказуема. Как после Королева, который допустил массу ошибок, который был несговорчивым, резким, зачастую непоследовательным, но добился таких успехов, в 1966-м году пришёл Мишин, который откровенно, что называется "просрал все полимеры" и был позорно снят в 1974-м (и жаль, что не раньше).
Борис Евсеевич вообще не боится описывать неудачи и сложные моменты, справедливо полагая, что именно они являются самыми ценными в плане понимания трудности задач, характеров людей, цены успехов. Огромное количество аварийных пусков. Трагедия 1960-го года. Гибель Комарова (мало кто знает, что это произошло в первом же "Союзе", ныне столь надежном). Подробнейшее расследование причин аварии. И... печальное и хорошо обоснованное размышление, что гибель Комарова была неизбежна и едва позволила сохранить жизни ещё троих космонавтов. Затем гибель ещё троих при возвращении после первого визита на "Салют" (опять "Союз"). Скрупулёзные подробности гибели Гагарина, так и оставшейся во многом загадкой. О работе с Гагариным Черток пишет интересные подробности из периода, о котором не так много говорят. Уже после его полёта и мирового "турне". О его работе в центре управления, где он находился на связи с космонавтами. О его мечте полететь на Луну и подготовке к этому. Описывает Черток и подробности смерти Королева, при совершенно идиотских, по-другому не скажешь, обстоятельствах.
И, как лебединая песня - лунная гонка. Некоторые утверждают, что Советскому Союзу люди на Луне, в общем-то, не особо были и нужны и с самого начала мы делали ставку на автоматы. О-о-о!... Тут весь четвертый том посвящен тому как нам была не нужна Луна. Как был создан именно для Луны "Союз". Как тратились миллиарды рублей, как летели головы, как падали одна за другой грандиозные Н1, как из последних сил, уже в 70-е, а затем даже и в 80-е пытались спасти пилотируемую лунную программу те, кому была "не нужна" Луна. Это была мечта, ставшая отчаяньем. Вот тут пригодился бы сильный лидер государства и сильный лидер отрасли. Но ни того, ни другого уже не было... Боязнь политической инициативы, боязнь личной ответственности, нерешительность, бюрократия и застой - Черток во всей красе описывает брежневскую эпоху. Как у американцев была создана жесткая ракетная командно-административная система, а у нас в в разногласиях между КБ Янгеля, Челомея, Королева, поставлявшими им двигатели Глушко, Кузнецовым, и многими более мелкими предприятиями все вопросы обычно решались по типу: "Так на каком проекте сосредоточим усилия, на первом, втором или третьем? - На всех!" Конкуренция и грызня. Всё, на что хватило тогда государственной поддержки - это, начиная с 76-го года, опять догонять американцев, уже по многоразовым кораблям, создать блестящую "Энергию" и не менее блестящий "Буран", чтобы... как и американцы, обнаружить, что многоразовые шаттлы невыгодны, а для Энергии, как в своё время и для американского Сатурна-5 - нет задач на орбите Земли. Это корабли для Луны и далеких планет, а кому они сейчас нужны...
В заключении Борис Евсеевич прошелся и по американцам. Упрекая их в том, что они, добившись развала СССР и выйдя победителями из "холодной войны" на безграничные просторы, вместо того чтобы беспрепятственно в отсутствие врагов калибра СССР и гонки вооружений двигать уже чисто научную космонавтику вперед, погрязли в очередных планетарных империалистических войнах и продолжают держать финансы в оборонной отрасли. Да, несколько наивные политические размышления закоренелого технократа, за которыми кроется несбывшаяся мечта о Марсе и других планетах.
И всё же несмотря на многие грустные вещи, эта книга является истинным мотиватором, покруче любых психологических тренингов вида "Как перестать лениться и заставить себя работать". От решаемых задач захватывает дух. Обстоятельства повергают в ужас. Это даже не боевые действия, когда противостоят такие же люди и сходная техника. Тут постоянная битва с неизведанным. Круглосуточный аврал, бесконечные авиаперелеты, работа с сотнями предприятий, судьбы отраслей, сотни тысяч вовлеченных людей, постоянный стресс и невыполнимые на первый взгляд задачи. Редкий коньяк и постоянные сигареты. Забытые в молодости походы в горы и оставшиеся урывками прогулки на лыжах. Нормальный распорядок дня - мечта ещё более несбыточная, чем Марс. Просто удивительно, как при всём этом Черток дожил до 99-ти лет. А что у вас там, говорите? Начальник требует отчет до конца дня, и 50 р. непонятно за что на телефоне снялось? Ужас какой...
Борис Евсеевич ушел из жизни не так давно, в конце 2011-го года, но оставил после себя великолепные мемуары. Посоветую ли прочитать эту книгу всем и каждому? Нет. Кроме массы жизненных историй, описаний конфликтов, триумфов, забавных случаев и других историй о людях, там есть и много о другой половине названия книги. О ракетах. О системах управления. Подробности, проблемы, поиск решений. Об этом много. Реально очень много. Для многих, думаю, окажется, СЛИШКОМ много. Так что это получается несколько специфическая "Игра престолов", и читать её местами занудно, хотя местами - не оторваться, такие триллеры и драмы творятся.
И всё же для тех, кто хочет узнать, что же такое эпоха СССР, причём эпоха от 30-х до 70-х, причём глазами не простого обывателя, а человека, находящегося на пике научной, технологической, экономической и производственной мощи страны, вовлеченного в перипетии политических нюансов, словом - для тех, кто хочет узнать, что собой представлял фронтир Советского Союза глазами непосредственного участника - рекомендую.
В заключение заметки не могу не поставить музыку из "Укрощения огня" - фильма, консультантом на котором был Черток, и о своих спорах с режиссером фильма о персонажах, правде жизни и правде искусства он также очень интересно пишет в книге.
В воспоминаниях Б.Е.Чертока наткнулся на такую историю.
Солдат-казах с двумя братьями прошёл войну от Сталинграда до Германии. Уже в Германии, прямо перед самой победой, оба брата были убиты, отомстить за них в боях солдат не успел. В августе 1945-го, самовольно отлучившись из части (всё ещё на территории Германии), солдат направился в ближайший лес с намерением убийства (был ли пьян - не сообщается). Встретил двух женщин. Одной удалось сбежать, другую он попытался изнасиловать. Убивать не стал.
Женщина оказалась женой немецкого директора т.н. института "Рабе" (где немецкие и советские специалисты совместно находили и исследовали материалы по Фау-2 и другим разработкам фон Брауна). Директор обратился к одному из советских руководителей "Рабе" Алексею Исаеву (будущему знаменитому конструктору ракетных двигателей), тот - к военным. Солдата нашли быстро, тот отпираться не стал. Трибунал вынес приговор быстро - расстрел, согласно приказу Жукова о мерах против мародерства и разбоев.
Узнав от бургомистра города о приговоре, директор с женой примчались к Исаеву с просьбой сохранить жизнь солдату. Исаев созвонился с командующим дивизией. Комдив ответил, что изменить приговор невозможно. Приговор был приведен в исполнение.
10:55 Мировая пилотируемая коcмонавтика. История. Техника. Люди
Давно искал хорошую книгу по истории космонавтики, научно-популярного содержания. Ключевое слово - хорошую. Без разницы, на русском ли, на английском. Это оказалось не так просто. Что пришлось перелопатить?
Во-первых, многочисленные мемуары и биографии. В том числе очень даже хорошие (4-томник Чертока, 2-томник Каманина, книги Голованова) - но это всё-таки не совсем то. Это отрезки жизни людей, это отдельные истории, это рассказы "обо всём" с большим вниманием к литературной основе, нежели к технической стороне дела.
Во-вторых, издания СССР. Если не брать откровенно детских книжек, то тут, кроме того объективного недостатка, что мы упускаем современную космонавтику, есть другие нюансы. Пожалуй, наиболее полно они видны в эпохальной "Энциклопедии космонавтики" 1985 года под редакцией аж самого Глушко. Труд, действительно, во многом исчерпывающий, но... во-первых, это всё-таки куда ближе к сугубо технической справочной литературе. Статьи по алфавитному перечню, крайне сухое изложение, множество сносок и перекрестных ссылок - это действительно энциклопедия, которую сейчас нам во многом (кроме отсутствия хорошей редакции) и гораздо удобнее заменила википедия. И кроме того, иллюстрации и схемы выполнены на, увы, достаточно распространенном для того периода низком полиграфическом качестве (ч.-б., естественно). Не совсем это то, чего хотелось бы.
Современные российские издания. Их много, и тут, конечно, местами адЪ. Но если сразу отсеивать многочисленных "Секретных боевых космонавтов Сталина", то опять безрыбье получается. Очень много неплохих книг про начальный период космонавтики - от РНИИ и Фау-2 до Гагарина. Реже - до смерти Королева. Есть отдельные книги про нашу лунную программу 60-х до самого её бесславного конца. Ну и целая плеяда про "Буран". И такое ощущение, что кроме этого ничего и не было. Союз-Аполлон, Салюты, Мир? Не, не слышали. А если ещё и об американцах достойно рассказать, ну кроме того что на Луну они не летали и всё снял Кубрик? А, говорят, тут некие люди с пёсьими головами из Китая куда-то летали?.. В ответ - тишина.
Подался от отчаяния к забугорным изданиям. Вах, СКОЛЬКО ИХ!!! Вах, какие иллюстрации! Какие схемы, разрезы, как всё наглядно! Про историю НАСА, от фон Брауна до Кьюриосити, толстенные издания, ну и отдельно про любые программы - межпланетники, шаттлы, что угодно. Но меня-то интересует ещё глобальней - мировой масштаб. И такие издания есть. Тоже красивые, тоже привлекательные. Листал-листал я их электронные версии... и когда мне между огромных портретов Алана Шепарда и Джона Гленна надоело находить небольшие заметки про какого-то Гагарина, а также читать про ненадежность советских космических кораблей (у нас погибло 4 космонавта, а у них всего 3!! ну, это до семерых на Челленджере и семерых на Коламбии. С - Статистика!), бросил я и это дело. Не, там есть толковые книги чисто про советскую космонавтику, но как только дело доходит до сравнительного масштаба - туши свет.
И тут наткнулся я, уже после всего этого, на эту книгу. (с пиаром у издателей проблемы, да)
Название полностью отражает содержание. Тут всё о пилотируемой космонавтике. Вышло издание в 2005-м году, и тут описан КАЖДЫЙ полёт до этого времени. Отличные схемы (видно, что делали для людей! а не тупо чертеж отсканили) и описания всех космических кораблей и ракет-носителей, просто море рисунков и фотографий, тех.характеристики, хроники, цитаты. Вся наша "отдельная" космонавтика от Гагарина до "Мира". Вся американская от Шепарда до упора. Нереализованные проекты - наша лунная программа, боевые пилотируемые проекты, Буран, Мир-2, американские боевые многоразовые проекты. МКС, китайская космическая программа. Словом - всё-всё-всё. Вот содержание:
Конечно, не всё описано так подробно, как хотелось бы, по многим проектам есть интересные подробности в более узконаправленных книгах, но в качестве того источника, из которого в интересной форме можно узнать много для себя нового и интересного, а не только в сотый раз перечитать, как Леонов не мог забраться обратно в шлюз - бесценно. Вернее, цена есть и она немаленькая, подстать самому изданию габаритов и веса немаленьких. Но тем не менее всем интересующимся рекомендую. На трекерах хорошие pdf-версии тож имеются.
Эх, ещё бы такую же по беспилотной впридачу! Лунники, Марс, Венера, луноходы и марсоходы, Вояджеры, Horizon, Кассини, и целая плеяда спутников-вех во главе с великим и ужасным Хаббл... Но, нет пока в жизни совершенства.
Решил сейчас пройти всю игросерию Myst. Люблю квесты такие, чтоб мозги взрывались! В своё время осилил полторы части, а вот сейчас что-то мозги зачесались и прохожу прям-таки запоем. Что хочу сказать...
1. Myst - офигенная серия. Такие миры, такая музыка, такая атмосфера! Такие логические извивы! Играл во всякие клоны и подражателей - никто даже близко не подошёл. Да, с новыми частями, как показалось, чуть упрощались паззлы. Но на фоне остальных адвенчур с их "примени эту палку на этой утке" - всё равно безоговорочный шедевр.
2. Никакие пластиково-CGIные модельки, никакой моушн-кэпчур в играх не сравнится с живой игрой профессионального актера, и это особенно видно по Myst III, где зажигает Брэд Дурифф (Властелин колец, Чужой 4 и т.д.). Нет, просто нет. Имитируют в первом приближении неплохо, но не доросли даже близко. Жаль, что сейчас графоний убил живые видеовставки в играх.
А самое главное, вот о чём хочу поговорить.
После Myst и Riven авторы игры в начале 2000-х стали разрабатывать 3D-онлайн-концепт-квест во вселенной Myst под названием Uru. Типа, пора двигаться дальше, пора делать новую революцию в квестостроении. А "номерные" части отдали великой и ужасной Ubisoft на откуп. Фанаты, конечно, повозмущались, но... Вот выходит Myst III: Exile - и миры по-прежнему удивляют и заинтересовывают, и загадки по прежнему все в тему, и история отличная. Графика и звук похорошели, а суть осталась всё такой же хорошей. С одной стороны ничего революционного, но с другой стороны, на фоне вышедшей тогда же достаточно спорной Uru... нет, не так. На фоне несколько неудачной Uru... Ладно, буду откровенен - на фоне мерзкого куска дерьма под названием Uru - это был именно тот Myst, который всем был нужен. И следующий тоже. Собственно, именно 3 и 4 части многие считают лучшими в серии. Хотя и сделанными без гениальных отцов-основателей.
Так вот, я это к чему. А можете ли припомнить случаи, когда после отхода от дел первоначальных авторов, или уход их в другой проект, результат получался не то что не хуже, а ЛУЧШЕ? Ну вот пара примеров, что мне приходят на ум.
- "Чужой 3" Финчера я считаю куда большим "духовным наследником" первого фильма, чем скоттовский "Прометей", которого Ридли так окрестил сам. По саспенсу, по атмосфере, по напряжению.
- В 90-х группу Judas Priest на длительный период покинул вокалист Роб Хэлфорд. Казалось бы, ну и фиг с ним, всю музыку писали два гитариста группы. Но. Джудасы ударяются в любопытные, но странноватые эксперименты и не менее странноватые попытки вернуться к корням, а в это время Хэлфорд, собрав группу под сверхоригинальным названием Halford, выпускает альбом Resurrection, который один из критиков метко определил как "лучший альбом Judas Priest, который они так и не записали".
- ЗВ7 Абрамса получился куда ближе по духу к классической трилогии, чем трилогия Лукаса 2000-х (да начнётся срач!!!)
- забавный пример) Есть такой рок-фест Rock'em'Ring. Пару лет назад он распался на два феста. Один сохранил имя (и бОльшую часть организаторов), а второй - место проведения (знаменитую трассу Нюрбургринг ) и общую направленность какую-ту... Забавное в том, что мы со знакомыми собирались пару лет назад поехать на Рокэмринг, и вот как раз и встал вопрос, куда же ехать? Как только я взглянул на списки выступающих, у меня вопрос тут же отпал. Надо ехать на настоящий по сути фестиваль, а не на эту вашу модерн-поп-рок-тусовку под незаслуженным названием Rock'Em'Ring с ЛинкинПарками в качестве хэдлайнеров и прочей хренью. Но тут некоторые таки как раз оказались нетрушными поп-рокерами и захотели именно на R'm'R с формулировкой "мы собирались на РокЭмРинг, вот и надо ехать на РокЭмРинг". В общем, разосрались мы тогда и никуда не поехали. Я ещё долго офигевал.
ВотЪ. А есть ли у вас примеры подобного? Считаете ли, что Брайан Херберт стал писать именно те истории о Дюне, что были нужны поклонникам, а не то, что писал Фрэнк в поздних книгах? Кто круче, ВИА "Гра" или Вера Брежнева? Ну и т.д.
Перенос первого старта на "Восточном" напомнил о другом, куда более серьёзном, сбое космической техники.
Это будет героическая и грустная история.
Не столь давно в одной эл. библиотеке попалась мне книга В. П. Савиных "Записки с мертвой станции". Заметил прежде всего по имени автора. Виктор Петрович был ректором МИИГАиК во время моего пребывания там. Ныне занимает почетно-формальный пост президента этого университета.
А в 80-х он совершил несколько полетов в космос. И один из них был в высшей степени захватывающим: в 85-м году на орбите тогда находилась наша станция "Салют-7", и экспедиции к ней были, что называется, набегами - один экипаж законсервировал станцию, улетел, через пару-тройку месяцев прилетает следующий экипаж и снова из печки идёт дымок. Но в начале 85-го года случилось крайне неприятное - была потеряна связь со станцией. Визуально её местонахождение на орбите засекалось, но что с ней - пожар? метеорит? разгерметизация? - было непонятно. Всё, что можно было сказать определенного - это что она была одним куском. Было решено послать экипаж разведчиков-спасателей - Джанибекова и Савиных. Всё, что для них могли сделать навигаторы с Земли - это подвести к станции на десяток километров. Далее стыковка в ручном режиме, если возможно, и - далее по ситуации.
Книга представляет собой дневник, который Савиных вёл на орбите. Читается легко. Местами описано сжато, если даже не сказать скупо, обо всём Виктор Петрович старается писать предельно корректно, не в стиле нынешней жёлтой прессы, но всё равно по некоторым фразам можно ощутить серьёзность ситуаций, психологическое напряжение в те или иные моменты, детали космического быта, словом, услышать, как "космическая музыка влетает в деловой наш разговор". Ситуация и впрямь оказалась той ещё - полностью обесточенная станция, тёмная, с минусовой температурой, с заиндевевшими иллюминаторами. Одна проблема наслаивалась на другую - то весь лёд превратился в воду и покрыл внутреннюю поверхность станции равномерным слоем, то при работе в открытом космосе ломаются детали, то не может отстыковаться грузовик - нет герметичности... Холодная техника и жестокий космос. И на фоне этого - частички земного. Удачно пригодившиеся бабушкины вязаные шапки, попытки согреть горячий чай, сгоревшая на Земле дача, уведомление из МИИГАиК о присуждении кандидатской степени (диссер защищался за день до отлёта на Байконур), переживания за дочку, сдающую экзамены в МГУ... При съёмках Солнца засмотрелся на него - на следующий день на глазах раздражение. На Земле паника и экстренно созванный консилиум светил медицинской науки - а космонавт на орбите протирает глаза спитым чаем и слушает "Битлз". Ради моментов, когда можно засыпать, глядя в иллюминатор на полярное сияние под музыку Баха в наушниках, можно стерпеть многие ненормированными рабочие дни, когда только и приходится прыгать от ремонта к научным экспериментам...
А ведь есть ещё и человеческий фактор. Впервые на орбите была проведена очная "пересменка" - прилетел ещё один экипаж, одно время на орбите в тесном "Салюте" находилось аж пятеро, потом двое улетели... а Савиных остался. Ещё огромная программа впереди. И тут у одного из сменщиков случилось обострение не очень хорошей болезни, которую он умудрился скрыть от медкомиссии. Курс лечения не помогает, состояние всё хуже, настроение в экипаже ни к чёрту, и сам космонавт понимает, что из-за него вся программа срывается. Трения, вплоть до истерики на фоне высокой температуры... Принимается решение о досрочном возвращении на Землю. Как бы кто не сплоховал - а каждый сокрушается прежде всего, что не удалось полностью выполнить намеченную программу, хоть как, хоть любой ценой. Многих подвели. Об этой части полета Виктор Петрович пишет очень вкратце, всё-таки окончание миссии вышло не самым приятным. И тем не менее Джанибеков и Савиных сделали главное - оживили мертвую станцию. Обеспечили возможность дальнейших запланированных экспедиций. За этот полёт Савиных получил вторую Звезду Героя СССР. И это безусловно подвиг.
Вкратце об этом подвиге рассказывается в этом документальном фильме 1986 года:
Фильм, наверное, чуть более созерцательный, чем следовало бы, но, с другой стороны, много интересных кадров, занятных рассказов участников. Всегда приятно слушать спокойные, местами с юморком, беседы профессионалов. Плюс по ходу рассказывается ещё о паре нештатных ситуаций в истории нашей космонавтики, о других подвигах. И репортаж с орбиты в вязаных шапках тоже есть.
***
Хэппи энд же? Где грустное?
А теперь переносимся на 25 лет вперед. В 2011-м году по России-1 показали современный документальный фильм об этой экспедиции. Омерзительнейший и вонючий кусок говна, мразотный журналистский высер, поделка мудаков-дилетантов и желтушников, который поливает помоями буквально всё, в котором нагло врут обо всём. Никто ни о чём не имел понятия, всё решилось божьим чудом и волей случая, космонавты были смертниками, все готовились к ядерной войне и плели заговоры... Рассказывают о чём угодно - Рейган, Брежнев, Карибский кризис, Афганистан, СОИ, только не о подвиге людей - и не только двоих людей, а десятков и сотен людей, которые смогли спасти станцию. Нет, оказывается, вся операция на Салюте-7 - это способ объебать злобных америкосов.
Вот этот фильм, этот ушат претенциозного дерьма, яркий и смрадный пример современной журналистики:
Враньё тут - 95%. Оставшиеся 5% - это слова участников событий, которые, конечно же, тоже очень ловко выдернуты из контекста.
Но это ещё не всё. Сейчас снимается художественный фильм "Салют 7".
Уже видна какая-то драка в космосе между Джанибековым и Савиных (закадычными друзьями!), уже звучат слова "ну, у нас драматическая постановка, мы многое перевр... изменим", уже по словам актеров видно, что нынче, видать, не принято готовиться к роли, узнавая о ней всё и вживаясь в контекст. Эх... Ну посмотрим. Мож посыл таки будет правильный. Хуже, чем ту документалку, снять уже невозможно.
Книга В. П. Савиных, написанная в конце 90-х, оканчивается так:
"В 1988 году я в третий раз слетал в космос, уже на станцию "Мир", в составе советско-болгарского экипажа.
Собирался летать и дальше, но судьбе оказалось угодно иначе рассудить мою дальнейшую жизнь. После ухода из жизни В. Д. Большакова, ректора МИИГАиК, коллектив избрал меня новым ректором. И вот уже десять лет я возглавляю университет, готовящий новых покорителей и исследователей Земли и космических просторов".
Что ж, по крайней мере, у героя этого полёта всё нормально и он занимается нужным делом, овеянный славой и почётом?..
Да, безусловно нужным и почётным делом - отчаянной просьбой-мольбой к нашему царю-батюшке. Апрель 2016-го года.
Вот такие вот покорители и исследователи Земли готовятся. Да, МИИГАиК целенаправленно, используя все возможности и всё рвение, пытаются уничтожить по вполне себе земным причинам. Люди, прикрывающиеся "крышей" этого самого царя-батюшки. Так что вряд ли эта мольба возымеет действие. О, эта история тянет ещё на один обширный пост, но стоит ли?..
Иногда просто начинает воротить от засилья пидарасов.
Рыскал я рыскал в поисках чего-то исторического эдакого и таки нашёл. Художественный роман историка Амура Шодиевича Бакиева, повествующий о войне Римской империи с Дакией. Противостояние Траяна и Децебала.
Рим эпохи Траяна - это прям самый-самый расцвет Римской империи, цветастей некуда. При Траяне империя произвела последние серьёзные завоевания, последние серьёзные военные успехи, последний экономический рывок.
Это эпик, самой что ни на есть чистой воды. Охватывает времена правления Нервы и первую половину императорства Траяна. Повествование скачет из Британии в Рим, из Германии в Понт (Чёрное море), а изредка заруливает и в Парфию, Индию, Китай... В романе ДЕСЯТКИ героев, от императоров и вождей до простых легионариев, берсерков и торговцев. Поначалу глаза разбегаются и мозги кипят, силясь запомнить всех. Потом, понемногу одни уходят на второй план (или в мир иной), другие крепко врезаются в память поступками. Наверное, лучше бы это смотрелось в формате сериала, где актёры смогли бы дать каждому герою запоминающиеся черты. Вот только где взять несколько миллиардов долларов на экранизацию такого сериала?..
Рим представлен великолепно. Это и слаженная военная машина, железная поступь легионов сминает всё и вся; дороги, мосты и акведуки навсегда меняют облик "дикой" Европы, строящиеся в кратчайшие сроки военные лагеря (скорее города) не оставляют никакой надежды хоть как-то поколебать это чудовище. Это и огромная торговая империя, где продаётся и покупается всё и вся, целые народы, перемирия и войны, рабы и земли - вся доступная планета перекраивается в этом котле. Царство роскоши, зрелищ, разврата - это всё Рим.
И тут же - обратная сторона медали: пустая казна. Последние средства идут на пиар, на задабривание плебса, знати и легионов. Империи не хватает ни денег, ни земель, ни рабов. Траян понимает, что спасти его может лишь одно - маленькая победоносная война. И он нападает на даков...
В книге нечасто встречаются надоевшие стереотипы. Тут не разыгрывается фишка "жестокие завоеватели против мирных земледельцев". Шпионы Траяна рыскают тут и там, наводя последние сведения перед вероломным вторжением... и узнают, что шпионы Децебала занимаются точно тем же, и даки не прочь поживиться на римских землях. Рим собирает легионы со всей Европы - из Галлии, Британии, Иберии идут ауксилларии зарабатывать бабло... и, прельщённые золотом, что посулили им даки, против них объединённым фронтом выступает, по сути, вся Восточная Европа, от германцев до сарматов. Сверкая пластинчатыми доспехами, обученные легионы, с баллистами и другой артиллерией вступают на земли Дакии... и встречаются с обученными легионами, что тренировали перебежчики, с баллистами, что построили они же, и с таким же качественным оружием, что торговцы Децебала перекупили у Рима же.
Траян и Децебал выписаны мощно. Два гения, словно играющих друг с другом в шахматы. Повествование очень долго раскачивается, но как только начинается собственно война (которая длится несколько лет) - от книги не оторваться. Осады, сражения и маневры зимой и летом, днями и ночами. Битва за Сармизагетузу (столицу Дакии) - это просто ад. Троя отдыхает, в каких бы книгах и фильмах я её не видел.
И при этом всё по-взрослому, без присущего многим книгам про античность "и убоялся он богов, и покаялся он перед народом". Под конец книги у "миротворческих" соединений Рима уже вполне себе представляются автоматические винтовки вместо пилумов и мечей. Префекты и сенаторы гармонично смотрелись бы и в черных строгих костюмах, а не только в тогах, а гладиаторские бои успешно заменяли бы современные реалити-шоу. Всё серьёзно и логично. Богам и "вековым традициям" тут места нет. Вернее есть - когда в очередной раз ими надо прикрыться в своих интересах.
Жестокость особо не смакуется описаниями, но вообще её много, книга абсолютно недетская. Что ещё примечательно: автор часто, подчеркивая колорит мира, описывает страны происхождения вещей, типа "он вошёл, облеченный в плащ из египетских тканей, на руках сверкали кольца парфянской работы, пояс украшали ножны галльского кинжала, на блюде работы италийских мастеров лежал козий сыр из Ахейи и иберийский виноград." Вот это глобализация, я понимаю! Как-то грустно становится сейчас. "Он вошёл, облаченный в китайскую куртку и китайские кроссовки, достал китайский смартфон..." Эх.
Книга написана в 95-м, не всем нюансам последних исторических открытий соответствует. Скажем, знакомые с книгами Коннолли и Вэрри найдут там ряд спорных вещей по вооружению. Но это именно что частности. Глобально же - это тот самый Рим, та самая Дакия и та самая война.
В общем, прочитал с удовольствием. Рекомендовать всем и каждому не могу - вещь достаточно эпичная, и сходу в неё может и не получиться влезть. Но увлекающимся античностью и боёвками - мастрид. Впечатляющее описание одного из самых великих государств в истории Земли, в момент одного из наивысших напряжений всех его сил.
После замечательных Врат Огня захотелось почитать что-то художественное подобного рода и про Александра Македонского. Но увы, всё что перебирал и порывался читать - представляло собой уже стандартные произведения об античности. Абсолютно мультяшные. Где та хитрость и сообразительность, что были свойственны человечеству на протяжении всей его истории, где сложность характеров, психологизм, сложное устройство общества? Где-то за пределами этих детских произведений.
Так и не найдя ничего достойного, решил вернуться к любимой фантастике.
Эндера с меня хватило, а тут вспомнил о книжке, которую мне ещё давно советовали.
***
Грег Иган. Карантин
Действие книги происходит в 2068-м году. Начинается как типичный детектив в стилистике киберпанка. Частный сыщик расследует таинственное исчезновение человека. Причём технически и идейно киберпанк достаточно впечатляющий, несмотря на то, что книга была написана ещё в 92-м. Люди из-за модов по сути представляют собой ходячие суперкомпьютеры, да и вообще описание быта довольно интересное. Вот, например, о музыке:
В последнее время я обычно слушаю «Рай» Анджелы Ренфилд. Моя копия записи идентична сотням тысяч других, но уникальность каждого исполнения гарантирована. Ренфилд создала набор основных музыкальных параметров произведения, а все остальное определяется сочетанием псевдослучайных функций, в зависимости от времени суток, серийного номера моего проигрывателя и т, п.
Кажется, сегодня мне попался вариант с излишним преобладанием минималистских тенденций. После нескольких минут повторения, с пятисекундным интервалом, одного и того же (впрочем, весьма звучного) аккорда я нажимаю кнопку «Рекомпозиция». Музыка прерывается, и после небольшой паузы звучит новая версия, на этот раз куда лучше.
Я слушал «Рай» уже сотни раз. Сначала казалось, что разные версии не имеют ничего общего друг с другом, но спустя месяцы я стал постигать неизменную, базовую структуру. Это напоминает генеалогическое древо или же филогенетическую классификацию видов. Впрочем, метафора неточна – два исполнения могут быть близки, как родные или двоюродные братья, но такого понятия, как их общий предок, не существует. В моем восприятии более простые варианты «предшествуют» более сложным и изощренным, «порождают» их, но наступает момент, когда эта аналогия теряет всякий смысл.
По мнению некоторых критиков, после десятка исполнений любой музыкально грамотный человек усвоит правила, по которым Ренфилд построила свое произведение, и тогда слушать новые варианты станет невыносимо скучно. Если так, я рад своему невежеству.
И всё такое прочее.
Мир имеет одну особенность - в 2034-м вся Солнечная система мгновенно окуталась Пузырём. Непроницаемым нечто, сквозь который не проходит ни одно излучение звёзд и Вселенной, аппараты исчезают в его тьме бесследно. Жаркие дискуссии с участием ученых и сектантов о его природе к 2060-м годам устаканились и мир смирился...
То, что начинается, как обычный детектив, к середине книги превращается во взрыв мозга с квантовыми теориями и множественными вероятностями. Все, думаю, слышали о коте Шредингера. Так вот, образно выражаясь, в этой книжке бравая дивизия котов радостно выхлёбывает весь яд, разламывает к чертям ящики, съедает их обломки, играет "Полёт шмеля" на барабанах и радостно улетает в тёплые края. К середине книги весь внешний экшн заканчивается и ваши мозги начинают иметь по полной программе.
Очень интересная, хотя и очень спорная концепция горизонта событий. Читается интересно, хотя небольшая затянутость всё же есть (видимо, автор старался всё же ОЧЕНЬ доходчиво объяснить сложные вещи - много повторов). Не понравился финал - слишком примитивный и слишком... визуализаторски-голливудский, что ли, по сравнению со сложностью тех материй, о которых идёт речь в книге. Но в целом роман очень понравился, рекомендую.
Стоило бы оставить отзыв покупателя: "Вынес ноутбук на поверхность Марса. Продукт тут же перестал работать. 0/10"
Уфф...
Я нечасто читаю что-то такое гремящее на весь мир, "бестселлер, от которого все в шоке!!!11" - предпочитаю двигаться по своей линии. Но тут не смог пройти мимо. Во-первых, это моя любимая фантастика. Во-вторых, это моя любимая реалистичная космонавтика. И в третьих - это мой любимый Марс.
Завязку сюжета, действие которого происходит в ближайшем будущем, можно уместить в одну строчку: Во время неудачной третьей экспедиции на Марс астронавт оказывается забыт на планете. Без связи. Без корабля. Считающийся на Земле мёртвым.
По сути - это роман о современном Робинзоне Крузо. Если на Земле уже сложно представить себе такие ситуации, то надо перенести действие на другую планету. И вот тут и проявляется полная жесть и ад, с которыми сталкивается самый одинокий человек в Солнечной системе.
Книга замечательная. Литературный дебют 40-летнего программера и гика из Америки Энди Вейра действительно вышел впечатляющим. Как говорит сам автор: "Я не хотел, чтобы герой сталкивался с какой-то невероятно надуманной невезучестью - метеориты там или удары молний - но на Марсе сама среда располагает к тому, что невероятные сложности возникают постоянно, потому что это Марс". И да, саспенса и триллера там хоть отбавляй. Несчастного астронавта, Марка Уитни, зачастую откровенно жалко. Но чаще приходит восхищение. Или улыбка. А местами смеялся в голос - до того удачные шутки. Словом, персонаж вышел очень примечательным (кучу его фраз из дневника можно в эпиграфы засунуть), симпатичным по характеру (так что сопереживание идёт по полной программе) и находчивым - в этом он напоминает героев Жюля Верна, которые тоже не унывают в самых безвыходных ситуациях и всегда с помощью подручных средств найдут выход.
Думаю, книга многих, как и меня, подкупила тем, что она предельно реалистичная. Я в своё время так утомился разборками в "жидком" космосе, что практически перестал читать космическую фантастику. И вот тут я был практически шокирован уровнем проработки деталей. Тем, кому не понравилась великолепная "Гравитация" из-за технических ляпов, стоит прочитать это. Собственно, и тут я подмечал спорные детали, а то и вовсе неверные, но это я, с моим многолетним увлечением космонавтикой (как и автор). Подозреваю, что для большинства же читателей откровения будут на каждой странице. Да, Марс - он такой. Космос - он такой.
Причём, в романе практически нет описательной романтики. Любования марсианскими закатами. Размышлениями о месте во Вселенной. Описаний невесомости и перегрузок. Только практика, только выживание. Зато много химии, ботаники, электрики и подобного. Но как написано! Эпопея с получением воды занимает кучу страниц и завершается взрывом в жилом модуле. И это только начало. Герою предстоит пережить кучу событий, аварии, разгерметизации, путешествия за тысячи километров, нахождение знаменитого марсохода "Pathfinder", использование обычных вещей такими необычными способами, что кроме как абсолютно извращенческими их сложно назвать.
Но это не единственный герой книги. С ходом сюжета подключаются всё новые и новые персонажи, экипаж корабля, НАСА, Китайское космическое агентство... Где-то в середине книги даже образуется небольшое провисание из-за увода фокуса. Но там задачи начинают становиться не менее интересными, плюс отличные примеры взаимовыручки, готовности помочь самым безумным образом, вплоть до самопожертвования. Этим он напоминает советскую "производственную" фантастику, а-ля ранние Стругацкие, Савченко и т.д., книги, которые мне нравились и которые потом были общенародно сочтены неинтересными, и которым на смену пришли бесконечные зоричи и перумовы с бесконечными "патриотическими космическими войнами" и боевым фэнтези. А здесь - врагов нет. По крайней мере среди людей. Пусть даже споры доходят чуть ли не до драки. Всё - во имя дела. Враг - это время и расстояние. Враг - это космос. Враг - это Марс. (И музыка диско )
Пожалуй, со времен, действительно, "Робинзона Крузо" и Жюля Верна я не "проглатывал" художественную книгу так быстро. А ведь мне уже не 12 лет.
В общем - потрясающе.
P.S. Да, а картинка вверху - это из фильма. Книгу уже экранизировали, фильм выходит в конце года. Режиссер - внезапно Ридли Скотт. В гл. роли - Мэтт Деймон. Видать, после "Интерстеллара" обречен скитаться в одиночку по планетам. Да и вообще актёрский состав достаточно известный. Я кастингом доволен. В книге много есть неэкранизируемого, но и эффектных моментов тоже хватает. Посмотрим.
P.P.S. Спросите - а как же Роскосмос? В книге не упоминается ни разу. Может и к лучшему. О мёртвом либо хорошо, либо... Да, и ещё там есть одна глуповатая сентенция про советские корабли. Хз, мож это вообще редактор вставил - достаточно сильно она выбивается из авторского нарратива. Ну а мож просто шутка ради эффектного сравнения - тогда не слишком удачная... В общем, нет там ничего про Рогозина. Зато много самых лестных слов про изоленту. И справедливо - она на Марсе куда полезней Рогозина.
В детстве, в отличие от многих, я не читал "Лунную радугу" Павлова. И, заинтригованный восторженными отзывами, решил прочитать её сейчас.
И видимо, это тот самый случай про "траву зеленее", и про "не надо портить впечатления детства". Кто-нибудь читал её НЕДАВНО?
Вообще, в большинстве отзывов люди, несмотря на то что сознаются, что "последний раз перечитывал её в далёком детстве", "с неё началось моё увлечение фантастикой", тем не менее утверждают, что книга "ничуть не устарела и сейчас, не выглядит анахронизмом", что "читается взахлеб", что она "лучше всего того шлака, что выпускается сейчас..."
Так вот.
Во-первых - устарела. Устарела безнадежно. Там гигантская куча анахронизмов. Строго говоря, там такое огромное количество отсутствующих плодов технического прогресса (при том что общий уровень цивилизации довольно высок - развитая космическая навигация, бластеры, гравитационные поля), что мир, описанный автором, перестаёшь воспринимать всерьёз. При том, что многие вещи не только вовсю присутствуют в современном мире, но и присутствовали в фантастике того времени. Потому что они - логичны. Логично широкое развитие информационной среды, мобильных микросредств связи и наблюдения, мощного ИИ... Что это - скудость фантазии автора? Однобокость мышления? Учитывая, что книга по сути - детектив, эта техническая ограниченность дико раздражает. Часто думаешь - а почему бы не сделать так-то и так-то?.. Ан нет, нельзя - автор запретил в созданном им мире.
Второе. Про "читается взахлеб". Немыслимое количество "воды". Беготня по полигону на десятки страниц, совершенно никак не связанная с сюжетом, нудные многостраничные описания погонь, смакование всяких технических "чудес" а-ля "он нажал на вторую кнопку сверху и кресло мягко опустилось на нижний этаж" (я, увы, не способен расписать данное действо на абзац ). Невероятно нудно. Ну тогда эти описания были круты, элементы фантастических боевиков, кои не приветствовались на советском экране и в литературе, но сейчас...
Третье. "Лучше всего того шлака..." Ну во все времена хватало как шлака, так и достойных вещей. Во-первых в книге чуть ли не на каждой странице используется беспомощный приём "не знаешь как ввести читателя в ситуацию - пусть об этом ВНЕЗАПНО говорят персонажи".
- Ну что, как там у нас в Международном управлении космической безопасности сегодня обстановка, всё так же спокойно как и последние полтора года, а, старший агент Петров?
- Да, сегодня только плановое совещание у нашего шефа Джона Смита на шестнадцатом этаже восемнадцатиэтажного комплекса, как обычно по средам, младший агент Сидоров.
Жесть.
Плюс море пафоса, и совершенно несвойственные персонажам мысли, сентиментальные, высокопарные (и очень банальные) рассуждения о границах человеческого познания, предназначения, и всяческая диалектика в исполнении космодесантников, полевых агентов и т.д. Опять же - возникающие в книги по большей части на пустом месте, из-за чего складывается впечатление детей. Детей, только начинающих познавать мир и без всякого жизненного опыта и убеждений. Личностные качества отсутствуют, персонажи неинтересны.
Ну и центральная линия книги - "сверхчеловеки: люди или монстры?" - также избита в литературе донельзя.
Бросил читать на двух третях - стало невыносимо скучно. Да, видимо, что-то надо читать только в детстве и там же и оставить в качестве приятного детского воспоминания.
Прочитал сабжевую книгу Ярослава Голованова об американской лунной программе.
Книга хорошая. Думаю, многие там найдут для себя немало интересного и нового.
Те, кто утверждают, что "всё это голливудские съёмки Кубрика", увидят, какие монструозные усилия всей науки и промышленности на протяжении целого десятилетия прикладывались, чтобы в конце концов полёты шести лунных экспедиций (не считая "Аполлон-13"), уместившиеся в три года, оказались возможны.
Те же, кто склонен восклицать, как американцы утёрли всем нос, пока мы якобы фигнёй занимались, увидят и оборотную сторону медали.
Помня о книге Голованова, посвященную Королёву, где автор достаточно резко отзывался о партийных методах управления, сталинизме и т.д., ожидал что здесь он будет возносить оду прогрессивным Штатам. Не тут-то было. Разгромил и их в пух и прах, и небезосновательно. Да, "Аполлон" - это подвиг. Подвиг учёных, инженеров, астронавтов. Но со стороны политического руководства, которое и настояло в первую очередь на этой программе, начиная с Кеннеди - это чистой воды безрассудство. Да, шаг престижа. Стоивший США 25 миллиардов долларов. Пересчитайте это на сегодняшний день с учётом инфляции. "Аполлон" оторвал себе куски не только от других статей бюджета страны, но и от куда более рациональных программ НАСА. И пока СССР планомерно исследовал космическое пространство автоматами, а орбитальные эксперименты проводил на "Салютах" и "Мире", лунные экспедиции, выжав все соки из Америки, оказались никому не нужны. 70-е годы выдались для Штатов бесславными - количество полётов на Луну сократили с 10 до 7, а на долгосрочное развитие орбитальной станции "Скайлэб" тупо не хватило средств, поскольку бюджет НАСА всё больше сокращали в пользу обеспечения военных действий во Вьетнаме...
"Аполлон достиг Луны, но не достиг цели".
И всё же это был уникальный эксперимент, обогнавший время на десятилетия, и обо всех его особенностях, неудачах и триумфах, также рассказано в книге. Написано живым увлекательным языком.
И конечно, тем кто интересуется данной тематикой, рекомендую хороший фильм "Аполлон-13" с замечательными актёрами. Местами там пробивается штампованный американский пафос, но с одной стороны фильм снят с любовью к деталям и почти без ляпов, а с другой - достаточно нагляден и понятен несведущим. Ну и драматически хорош, хотя история с этим несчастным запуском на самом деле и была такой.
Кстати, по кр.мере одна из раздач этого фильма на рутрекере имеет жанровую пометку "фантастика". Дожили...
Когда я решил посмотреть фильм под этим названием, то несколько неожиданно для себя открыл, что и шведская книга является нашумевшим мировым бестселлером, так что сначала решил ознакомиться именно с первоисточником.
Книга
Это первая книга трилогии, но по всем рецензиям остальные романы заметно хуже, так что этим решил и ограничиться. Что могу сказать...
Как детектив книга показалась довольно слабенькой - иногда были интересные моменты, но в целом какой-то оригинальностью история семьи-садистов не блещет. А линия Харриет и Австралии и вовсе показалась довольно идиотской. Другое дело - книга атмосферна: шведская глубинка, суровая природа, таинственный остров, семейные поместья с кучей скелетов в шкафу, эдакое годичное затворничество, которое переживаешь вместе с Микаэлем Блумквистом... И персонажи хорошо прописаны. Кстати, в книге та самая девушка с татушкой, Лисбет Саландер, вовсе не является однозначно центральным персонажем; собственно книга (и шведская экранизация) в оригинале называется "Мужчины, которые ненавидят женщин", и лишь в голливудской экранизации акцент был несколько смещен. И я понимаю почему - хотя линия Лисбет не является основной, но это всё же самый любопытный персонаж книги.
Вообще, мне сложно оценивать это независимо и адекватно. Впервые прочитав описание этой мисс, я несколько удивился, а в дальнейшем поражался всё больше и больше. Дело в том, что не столь давно у меня были отношения с одной барышней, и было ощущение что вот прямо с неё всё и писалось. Совпадает почти всё - внешность, образ жизни, привычки, взгляд на мир (и возраст, да - это уже не подростковый максимализм, это нечто более осознанное)... ну разве что профессия несколько иная. И чувствовалось, что автор писал персонажа с какого-то очень хорошо ему знакомого человека - он не ударился в соблазн романтизации образа. Поэтому всё выглядит достаточно достоверно. Да, к такому существу трудно попасть в доверие, да, отношения получаются непростые и очень своеобразные. Я бы даж сказал, что ещё не все подводные камни показаны, какие могли бы быть в отношениях Лисбет и Микаэля Но в любом случае мне читать было очень интересно, хотя как детектив, повторюсь - не очень впечатлило. Оценил классный финал. Я уж боялся романтического поцелуя на закате.
Шведский фильм
Изначально смотреть его вообще не собирался, но узнал что роль Лисбет исполняла Нуми Рапас (сыгравшую главную роль в "Прометее"), после которой её, собственно, и заметили в Голливуде, и решил-таки глянуть. Сам фильм поставлен неплохо, атмосферно, но огорчило, что многое было выкинуто из сюжета - ни тебе кошки, ни тебе отношений Микаэля и Сесилии, да и многое было показано поверхностно, несмотря на 2,5 часа. А что касается Лисбет - ну тут вот как раз романтизация-идеализация. Эдакая стильная готочка, которая грозно смотрит на мир... в общем, забавный и картонный персонаж. Не совсем справилась Нуми Рапас, не прочувствовала, имхо. И не прощу режиссеру отсутствие конечной сцены из книги.
Голливудский фильм
В начале было ощущение, что смотрю очередную серию "бондианы". Музыкальный клип на титрах, Дэниэл Крейг в роли Блумквиста... Хотя Крейг постарался создать детальки образа журналиста, эти висящие на одном ухе очки, заикание, но от амплуа ему уже никуда не уйти. Фильм - хороший. Собственно, от Дэвида Финчера сложно было ожидать чего-то другого. Отличная, напряженная подача сюжета, гнетущая атмосфера... Единственное, чего я боялся - что в Голливуде как всегда ударятся в полнейшую отсебятину... и был приятно удивлён. Фильм обращается с текстом книги куда более бережно, чем шведская экранизация - тут сохранено больше деталей сюжета, а некоторые минимальные изменения смотрятся в сюжете даже более логичней, чем в книге. И да, финал тут книжный. Плюс, как читавший книгу, оценил твист с линией Харриет. Удивил Финчер, да. Впрочем, что в книге, что в фильме, оба варианта всё равно смотрятся слегка идиотично, но было по крайней мере неожиданно.
И Лисбет тут что надо. Кудка более сложный и вместе с тем всё-таки цельный образ, Руни Мара молодец! Правда, я так и не понял, нафига ей осветлили брови, она из-за этого чисто внешне иногда совсем уж алиеном выглядит, ну да ладно.) И Стеллан Скарсгард, конечно, офигительный актёр. Его финальный диалог с Микаэлем был слегка изменен, и эти изменения пошли на пользу. В общем, этот фильм рекомендую - даёт адекватное представление о книге. А вообще - извращенцы они все там в Швеции!))
God bless America
Мелкий клерк узнаёт, что неизлечимо болен, плюс его увольняют. Внезапно он понимает, как его достали соседи-олигофрены, коллеги-идиоты, гламурные придурки из зомбиящика, и вся эта масс-культура в целом, берет пушку и вместе с подвернувшейся девчонкой со схожими взглядами идёт творить добро налево и направо. Эдакая смесь "С меня хватит" и "Прирожденных убийц", без излишнего морализаторства и с некоторой толикой юмора. Здесь не брезгуют идиотизм называть идиотизмом, после чего идёт планомерный отстрел для исправления ситуации. Мне понравилось, хотя многие не вкурили фильм и хают его за немотивированное насилие.)
Параллельные миры
Романтическая фантастика-фэнтези. Трейлер завлекал красивыми видами и забавными ситуациями, вытекающими из концепции, а фильм начался чуть ли не с социальной антиутопии. Но потом всё-таки всё успешно скатилось в романтик-муви среди красивых спецэффектов. Вопросов к фильму море, исходя из тех самых озвученных в начале фильма "трёх правил", но who cares) Фильм на один просмотр с девушкой, и он просто напрашивался на то, чтобы быть снятым в 3D; почему снято в 2D - непонятно.
Неудержимые-2
Старики-разбойники опять собрались все вместе, чтобы надрать задницы всему миру. В отличии от первой части, здесь нет даже слабого намека на сюжет - просто гэг-шоу с перестрелками, но какой уж там к черту сюжет, когда в одном кадре яростно отстреливающиеся Шварц, Сталлоне и Уиллис, да ещё с Чаком Норрисом на подхвате.)) О всяких Лундгренах и Стэтхемах не говорю уж... А из Вандаммыча неплохой злодей вышел - свои фирменные вертушки крутит всё так же эффектно. Весь фильм просидел с глупой улыбкой на лице - увидел бы такое в детстве, умер бы от счастья.
Шпион
Фильм по роману Акунина. Июнь 41-го, накануне войны, в Москве идёт поимка немецкого шпиона...
Странный фильм. Во-первых, там какие-то черты альтернативной истории: прототелевизоры, построенный Дворец Советов, причём решение снять так - ничем не обусловлено по сюжету. Разве что сюжет предельно идиотский: глупенький-глупенький Сталин, злой-презлой Берия, ну а остальное просто серенько. Видимо, на все претензии авторы рассчитывают отбиться фразой "А у нас тут фэнтези вообще и нииbird!" Ну да, ну да... Выглядит так, словно сочинить что-то поумнее просто не получилось. Словом, красиво, но бестолково.
Упражнения в прекрасном
А вот это пример нашего хорошего фильма, который, по традиции, снят за сумму раз в сто меньшую. Разномастная актерская группа отправляется на гастроли в провинцию, ну и дальше начинается феерия, где от драмы до комедии один шаг (и обратно не больше). Отличная актерская игра, классные диалоги, узнаваемая реальность маленьких городков, узнаваемые персонажи. И да, Гоша Куценко в очередной раз доказал, что он хороший актер.
Странное подчас ощущение возникает в жизни. Сюрреалистическое. Представьте, что в новостях вы слышите: "Вышла новая повесть Салтыкова-Щедрина". или "В магазинах появилась новая книга Джонатана Свифта". Вы приобретаете книгу и думаете "Ну, что там новенького этот шельмец написал..."
Виктор Пелевин - живой классик, это давно стало понятно. Есть "современная русская литература" и есть Пелевин. Лет через сто его избранные произведения будут изучать в рамках обязательной школьной программы. И то, что мы с произведениями классика знакомимся постепенно, по мере написания, в режиме "realtime" - это сюрреализм.
Другое дело, что у всех бывают и творческие спады. Все эти "шлемы ужаса" и прочие "ананасные воды" вскоре позабудутся. Но "S.N.U.F.F." - другое дело.
Столько сильного произведения, на мой взгляд, у Пелевина не было со времен "Чапаева и Пустоты". Да, в моём личном топе "Снаф" стоит теперь прямо за "Чапаевым...", опережая и "Жизнь насекомых", и даже "Generation П".
"Снаф" глобален. Антиутопия далекого "пост-информационного" будущего, через много-много сотен лет. Бесконечная череда войн (с трехзначными порядковыми номерами) между дикой Уркаиной (сибирским государством орков, раскинувшимся в живописном краю пальм и свалок) и технологичным Бизантиумом, чей огромный шар с тридцатимиллионным населением эдакой Звездой Смерти на многие столетия завис прямо над оркской столицей Славой. Детальность описания мира и масштабность подхода в целом, ранее несвойственная Пелевину, впечатляет.
"Снаф", что называется, "дружелюбен к пользователям". Там нет ни единого нарко-трипа, философские размышления наглядны и разжеваны дальше некуда. Сюжет развивается стремительно и изобилует крутыми виражами. Описания масштабных боевых действий ВНЕЗАПНО впечатляют. Роман отчаянно косит под "обычную" социальную фантастику, и это неплохо у него получается! Пожалуй, это лучшая книга для первичного знакомства с Пелевиным.
"Снаф" остр и актуален. Досталось всем - патриотам и либералам, террористам и государственникам, Америке с Ливией и олигархам с Лондоном, масс-медиа и спецслужбам, киношникам и военным, интеллигентам-"говнометариям" и священникам, политикам и обывателям... Действительность узнаётся в каждом причудливом элементе романа, как бы завуалированно и как бы шиворот-навыворот они не были показаны. И через это ясно, что показанные проблемы и ситуации - вечны, меняются лишь названия и определения. Ну а играть с названиями и определениями Пелевин мастер.
"Снаф" интересен и причудлив. Буйная фантазия автора выплескивается на каждой странице, описывая далекое будущее, так похожее на настоящее. Боевые телекамеры и 3D-города, небесные бизнес-цитадели и мобильные рекламные лабиринты военного назначения (я уже не говорю о маниту, маниту и Маниту ).
"Снаф" глубок и вместе с тем ироничен. Проходящая через весь роман изящно обыгранная попытка забраться в душу женщины не скатывается в вульгарность, а набирает обороты и в лучших (или худших ) пелевинских традициях трансформируется в поиски "смысла жизни". Я всё ждал, когда раздастся неизменное со времен "Чапаева..." - "вокруг лишь пустота, мир - лишь ощущения". Ан нет, то ли авторская самоирония, то ли и правда новая идея "на века", но - "мир абсолютно реален, а вот человека нет".
Хорошо было бы что-нибудь процитировать, но я, право, теряюсь. Это не Довлатов и не Веллер, вырванные из контекста описанного мира цитаты (и даже абзацы) ни о чём не скажут. Это надо видеть целиком. Надо читать.
Классика, как-никак. Классика не только пост-модернизма и социальной сатиры, но и русской литературы в целом.
Удивительное рядом
[Print]
Тарантул