Сегодня я бы хотела затронуть тему убеждений, которые нас ограничивают. Эта тема очень хорошо проработана в НЛП и, если есть желание копнуть поглубже, то рекомендую обратиться к книге Р. Дилтса "Фокусы языка". Сегодняшнее упражнение будет взято из нее.
Но сначала давайте поговорим вот о чем: когда рождается ребенок - есть ли у него понимание, что он будет не способен к языкам, к математике, к спорту, к изучению техники? Если нет органических повреждений, то нет, такого ограничения у ребенка нет. Они появляются при общении в социуме. Достаточно частая ситуация - когда идет изучение нового ("ребенок, конечно, умненький, но вот <название предмета> ему просто не дано"). Вторая частая ситуация, когда мнение близких людей принимается в качестве собственной идентичности ("ты - идиот, ничего сделать толком не можешь! За что ни возьмешься - все ломаешь!"). Плюс всевозможные сравнения с ровесниками: "а вот Маша, Петя, и прочие... могут".
Во многом ограничивающие убеждения работают на убережение от попадания в ситуации, где снова придется испытать много негативных чувств. В самом деле, куда проще сказать, что я не разбираюсь в технике и не пытаться с ней разобраться, чем снова и снова выслушивать как окружающих, так и свой собственный внутренний голос, вопящий о том, что вот - опять провал. Опять усилия были напрасны.
Так что же - они (ограничивающие убеждения) хорошие и бороться с ними не надо? Как говорится - это зависит.
Если для вас не проблема то, что вы не разбираетесь в технике (всегда можно нанять специалиста и не забивать себе голову тем, что пригодится раз в жизни), то все нормально - в этом случае ограничивающие убеждения будут работать на ваше энергосбережение.
Но совсем другая ситуация, когда у вас изменились обстоятельства жизни, или изменились вы сами. Вы хотите освоить старый навык на более высоком уровне или что-то новое. Однако внутренний голос останавливает вас. Когда много сил уходит на внутреннюю борьбу. В этом случае есть смысл работать с ними и изменять их.
Если у вас есть такая ситуация - попробуйте следующее упражнение:
1. Вспомните ситуацию, с которой у вас связано ощущение тупика, огорчения или поражения.
2. Какое негативное обобщение или суждение (о себе или о других) вы используете для описания этой ситуации и какой результат или результаты оно подразумевает? (Разделите этот пункт на подпункты: суждение и результаты).
3. Как изменится ваше восприятие ситуации, если вы подумаете о ней с точки зрения других возможных результатов, например безопасности, познания, исследования, самораскрытия, уважения к себе и окружающим, цельности натуры, излечения, личностного роста и так далее)?
4. Каким результатом вы могли бы заменить или дополнить текущий результат, чтобы ваше негативное обобщение или суждение утратило силу, а последствия этой ситуации было бы проще воспринимать как обратную связь, а не неудачу?
Для чего это надо? С точки зрения НЛП переключение на другой результат позволяет поместить наше восприятие действительности в новый фрейм, в новую рамку. А значит, будет уменьшаться ощущение беспомощности, бессмысленности работы с тем, что вы хотите изменить в своей жизни. Это даст силы и возможности пробовать, пока вы не найдете свой собственный способ справляться с ситуацией так, чтобы чувствовать себя на высоте.
Дорогие мои все! У меня сей...
[Print]
Zadira