07-08-2018 18:12 the_Dark_One » 2018, апрель-май, Португалия. В цвете и с пояснениями. Часть 3: Азулежу.

   Азуле́жу (порт. azulejo) — название португальских изразцов. Традиционный португальский азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см. Изначально слово zulaycha или zuleija («маленький полированный камушек») пришло в португальский язык из арабского. Керамические изразцы изготавливали на древнем Востоке и использовали для облицовки стен. Арабы принесли с собой глазурованный кафель (зуляйдж) в Испанию (где он стал называться «асульехос») и Португалию (где то же самое слово произносилось «азулежу»). Самые старые азулежу в Португалии (Королевский дворец в Синтре, монастырь Консейсан в Беже) пришли из Севильи и относятся к XV веку. Их поверхность рельефна, перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешение красок. Первоначально, по мусульманской традиции, орнамент состоял в основном из звёзд.

   В XVI веке у итальянцев была перенята техника майолики с нанесением красок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. Из Италии пришли также и новые темы, например, сцены из античных мифов. Мотивы живописи — частью орнаментальные, частью натуралистические — становились всё многообразней и красочней. С середины XVII века в технике азулежу происходят изменения, связанные с возрастающим импортом из Голландии. Вместо привычного многоцветья художники начали использовать исключительно контраст между белым цветом и кобальтовой синью, а в качестве сюжетов предпочитали использовать жанровые композиции. По причине преобладания синих тонов (а ещё наверное из-за желания порвать с арабским прошлым), многие вам скажут теперь, что слово "азулежу" образовано от "azul", то есть "синий". Но мода меняется, и теперь изразцы вновь могут быть самых разных цветовых сочетаний.

   Истинно народным это искусство стало в середине XIX века благодаря массовому промышленному производству. С этого времени блестящими изразцами начинают украшать не только дворцы и церкви, но также наружные и внутренние стены самых разных построек.

   Сразу скажу, все до одной фотографии сделаны на телефон. Не судите строго за качество.





1. Масштабное панно из плитки на стене часовни Девы Марии в Гимарайнше.


2. Александр Македонский, плитка в музее духовного искусства, Вижеу.


3. Император Тит (Тит Флавий Веспасиан), плитка в музее духовного искусства, Вижеу.


4. Безмятежные геи-фехтовальщики, ласково покалывающие друг друга шпагами. Плитка в музее духовного искусства, Вижеу.


5. Безымянный, но явно знатный господин с добрым лицом рабовладельца. Плитка в музее духовного искусства, Вижеу.


6. Азулежу настолько популярно, что им украшают даже тук-туки. Правда тут не плитка, а всего лишь наклейки.


7. Чрезвычайно мощными картинами можно полюбоваться в Порту, в старом здании вокзала, где расположен теперь и железно-дорожный музей.


8. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


9. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


10. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


11. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


12. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


13. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


14. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


15. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


16. Азулежу в железнодорожном музее Порту (здание старого вокзала).


17. Прекрасно украшенное плиткой старое здание вокзала в Пиньяо.


18. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


19. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


20. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


21. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


22. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


23. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


24. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


25. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


26. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


27. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


28. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


29. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


30. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


31. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


32. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


33. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


34. Азулежу на наружной стене старого вокзала в Пиньяо.


35. Но самое частое применение изразца - конечно же однотипная плитка по наружной стене здания.
Однотипная, но на каждом здании своя! И Авейру - целый город, где почти все дома города украшены именно такой плиткой.


36.


37. Примеры орнаментов со стен Авейру.


38. Примеры орнаментов со стен Авейру.


39. Ну и всё на сегодня. У меня сиеста, пойду подремлю! :)






Часть 2: Виноградники <<<<<<->>>>>> Часть 4: Заметки в ходе поездки
Комментарии:
07-08-2018 19:45
Камрад
В метро Лиссабона есть еще такая наркомания
нервный почвенник
Да-да-да, я и такое видал)))
Закрыть