Окей, пошли хронологически по первоисточникам
1917
Dagon
Первый рассказ, с которого Лавкрафт начинает строить вселенную. Здесь у нас есть очевидно Дагон - бог рыб. Тусуется где-то в тихом океане рядом с заброшенными идолами, видимо ему кто-то поклонялся, а потом перестал. Вызывает у людей увидевших его навязчивые видения.
1918
Polaris
Первое появление Страны Снов - лавкрафтовской мультивселенной, которую люди могут видеть во сне. В рассказе описывается только один город, за который воюют ломарцы и инуиты.
1919
Beyond the Wall of Sleep
Первое упоминание скитальцев - духов, живущих внутри человека и после смерти человека улетающих в космос через время и пространство в любую сторону.
Memory
Еще детали Мира Снов. Здесь есть Луна, откуда сходит Джинн.
The White Ship
Главный герой на волшебном белом корабле вплывает в Страну Снов. Там он видит страну Зар, где живут
все сны и помыслы о прекрасном, которые однажды являлись людям, а потом были забыты. Но ступать туда нельзя, т.к. не вернешься.
Далее Таларион - город тысячи чудес, где находится все таинственное, что люди тщетно пытались постигнуть. "Многие входили в Таларион, город тысячи чудес, но никто из них не вернулся. Там бродят только демоны и безумцы, которые перестали быть людьми, а улицы белы от непогребенных костей тех, кто отважились взглянуть на призрака Лати, царствующего в городе".
Далее Ксура - страна недостижимых удовольствий.
Сона-Нил - страна воображения. "В стране Сона-Нил нет ни времени, ни пространства, ни страданий, ни
смерти". Там герой живет веками.
Далее плывет в Катурию - страну надежды. Но по пути сваливается с края мира и просыпается где был - на Земле.
Все это очевидная метафора, но вся Страна Снов состоит из метафор очевидно.
The Statement of Randolph Carter
Первое появление постоянного персонажа Лавкрафа - Рендальфа Картера, который пытается вытащить из-под земли друга и натыкается там на армию духов.
The Doom That Came to Sarnath
Далее география Мира Снова.
Земля Мнара на которой город Сарнат. Там сначала жили спустившиеся с Луны рыболюди (Безмолвные), но потом их сменили более менее привычные гуманоиды. Между расами началась войны, рыболюдей вырезали, а их бога Бокругу оскорбили. Тот вернулся, город уничтожил, жителей свел с ума и на месте города остался только его идол. Все это выглядит так что Бокруга это тот же самый Дагон из одноименного рассказа.
Предполагается, что события этого рассказа идут на Земле задолго до появления человечества, то есть да, Бокруга это именно Дагон.
The Picture in the House
Впервые описания Мискатоникской Долины. В ней находится город Аркхем. Все это в США. Недалеко от долины Бостон, то есть все это где-то в штате Массачусетс. Там же рядом Салем.
В этом рассказе впервые мельком появляется изображение Ктулху, правда его не называют.
1920
The Temple
Первое упоминание подводного города. Здесь он называется Атлантидой, но позже будут другие названия.
Facts Concerning the Late Arthur Jermyn and His Family
Еще один скрытый мертвый мифический город - теперь в джунглях Африки. Там были обезьяно-люди.
Nyarlathotep
Первое подробное описание древнего бога. Ньярлатхотеп - крадущийся хаос. Выходит из Египта. Похож на фараона. Ходят слухи что он это что-то хорошее, но по факту вокруг него люди становятся агрессивнее. Более того в финале Ньярлатхотеп уничтожает мир. Я так понимаю что этот бог воплощает в себе ужас технического прогресса.
"Вне миров смутные призраки ужасных созданий, полуневидимые колонны нечестивых храмов, что покоились на безымянном утесе под космосом и тянущиеся к кружащей голову пустоте выше сфер тьмы и света. Сквозь эти вращающиеся кладбища вселенной звучал оглушающий, сводящий с ума грохот барабанов, и тонкий, монотонный,
жалобный вой богохульных флейт из непостижимых, неосвещенных залов вне времени, мерзкий стук и свист - танец медленный, неуклюжий и нелепый гигантского, мрачного изначального бога - слепой, немой, безумной горгульи, чей дух - Нъярлототеп.
"
The Terrible Old Man
Продолжение приключений стремного старика, который в The Picture in the House начитался злых книг и решил что пора заняться каннибализмом. Здесь он уже живет в Кингспорте (далеко уехал от Бостона, однако все еще в пределах Новой Англии) и как раз людей ест.
The Cats of Ulthar
Далее Страна Снов - Ултар, место где нельзя вредить котам.
Celephais
Далее Страна Снов:
Селефаис - сказочный город, целиком выдуманный его правителем.
Здесь первое упоминание Инсмута. Пока без подробностей.
From Beyond
Описание, что надо сделать, чтобы пробить границу к инфернальным монстрам - особыми волнами включить у себя ответственную за это часть мозга.
Ex Oblivione
Еще одно короткое путешествие в Страну Снов.
The Crawling Chaos
Еще одно путешествие в страну снов. Здесь снова намеки на Ктулху - во всяком случае есть упоминания спящего злого морского бога.
1921
The Nameless City
Первый официальный "миф ктулху". Безымянный Город находится в глубине аравийской пустыми. Первое появления безумного араба Абдул Альхазреда, который пишет о городе стихи. Как и остальные аналогичные - город древний и мертвый. В нем мумии существ, состоящих из кусков разных животных, в основном рептилий. В глубине города живут их злые духи.
Иронично что Лавкрафт считал этот рассказ своим лучшим текстом, однако впервые опубликован он был уже после смерти автора.
The Quest of Iranon
Еще довольно скучная география Страны Снов которая в целом ну такой мифический мир типо индийских, но попроще.
The Outsider
Здесь описывается замок, подземелья которого связывают наш мир с миром мертвых.
The Other Gods
С развитием человечества слабые боги боги уходили от него на вершины крупнейших гор. А сейчас все поселились на горе Кадаф, стоящей посреди пустыни. При этом их охраняют боги внеземного ада (Иные Боги). И те и другие - древние боги, просто разной силы.
Herbert West-Reanimator
Первое упоминание Мискатоникского Университета в Аркхаме, где постоянно изучаюсь всякую хтонь.
The Music of Erich Zann
Здесь еще один способ попадания в загробный он же потусторонний мир - через особую музыку. Разные рассказы Лавкрафта описывают разные методы.
1922
Hypnos
Еще путешествия по скучному Миру Снов.
The Hound
Первое упоминание Некрономикона. Книга написана Альхазредом и содержит в себе описания всяких заклинаний и артефактов. Находится по владении двух английских коллекционеров (покойных) рядом с Лондоном.
The Horror at Martin’s Beach
Здесь никчемные людишки пытаются отловить мини-версию Ктулху (потомка) и показывать в цирке, но он скрывается, заодно поубивав кого попало.
1923
The Rats in the Walls
Ньярлатхотеп в основном тусуется в мире мертвых, выбираясь там иногда мало ли город страну мир снести.
The Unnamable
Первое появление "неминуемого" монстра, который выглядит как стена плоти с глазами и щупальцами. Является живым воплощением проклятия и материализуется где прокляли.
The Festival
Первое упоминание Кингспорта. Здесь инфернальный старик получает некрономикон (или его копию).
1924
The Shunned House
Еще один город страны Лавкрафта - Провиденс.
1926
The Silver Key
И еще путешествия и приключения по скучной Стране Снов.
The Call of Cthulhu
Основной вклад автора в мировую культуру. Впервые появляются культисты, поклоняющиеся Ктулху.
Ктулху Фтагн - это звук, который слышат люди, которые во сне приближаются к Рльеху, который нечто типо древнего города где живет Ктулху. Переводится как "время Ктулху" или "время Ктулху пришло". Полная фраза - "Пх'нглуи мглв'нафх Цтулху Р'льех вгах'нагл фхтагн" (В своем доме в Р'льехе мертвый Цтулху спит, ожидая своего часа). Рльех - подводный город.
В отличие от остальных древних богов - Ктулху действует именно в снах, сводя людей с ума до смерти или превращая в культистов.
Ктулху это только один из набора старейших древних богов. Они сошли со звезд на Землю до появления человечества. Многие из них превратились в огромные камни в Тихом Океане, но их можно оживить, когда звезды займут правильное положение. Эти камни-боги находятся в их домах в Рльехе, и Ктулху их защищает, он нечто типо стража города спящих богов, и одновременно сильнейший из них. Проснуться эти боги могут только с помощью людей, и они тысячелетиями телепатически обращаются к людям с этой целью. После пробуждения Ктулху захватит власть на планете "и вся земля запылает всеуничтожающим огнем свободы и экстаза". Ранее Рльех был на поверхности вод и люди могли свободнее общаться с Древними Богами, но потом что-то случилось и город затонул.
Центр культа находится в пустынях Аравии в городе Ирем. Культ также описывается в Некрономиконе.
Ктулху может быть частично пробужден, если открыть дверь в верхушке его дома-саркофага (торчащей над водой). Он выпустит небольшой сгусток, который в принципе не сложно уничтожим и сильно долбанет по мозгам рандомным людям во всем мире.
1927
The Descendant
В сумме сохранилось пять экземпляров Некрономикона.
Наш мир это одна из сфер в мультиверзе.
The Dream-Quest of Unknown Kadth
Длиннющая повесть, являющаяся ранним фентези (до выхода Хоббита еще десять лет). Здесь путешествия Картера по Стране Снов, которая мне не интересна, и мне влом ее разбирать. Из интересных нам персонажей там снова появляется Ньярлатхотеп, и объясняется, что он скорее посланник иных богов, хотя и сам он тоже бог, но более слабый чем к примеру Дагон или Ктулху.
Так же впервые появляется Азатот (до этого фигурировавший только в набросках и незаконченных текстах). Он обитает вне пространства и времени во дворце, вечно что-то жрет и пока что из всех Иных Богов выглядит самым довольным.
Так же мельком появляется Ноденс, который тоже древний бог, но это вариация Нептуна, и какой-то значимой роли он в мифологии Лавкрафта не играет.
The Case of Charles Dexter
Первый крупный роман автора. Он какбы условно входит в единую вселенную с остальными, но рассказывает в основном о колдунах, андедах и вампирах, и мне все это не интересно.
Из интересного - здесь первое упоминание Йог-Сотота, но совсем мелкое, известно что это Древний Бог, но более ничего.
The Colour Out of Space
Рассказ про инопланетян, условно происходит в том же мире где и остальные, но это такой недо сайфай и мне не интересно.
History of the Necronomicon
Книга написана 700 лет до нашей эры. Изначальное название книги - Аль-Азиф (или Азиф). Автор был убит монстром. В 950 году (нашей эры) книга переведена на греческий Феодором Филетским и получила известное название. Указом патриарха Михаила книга была запрещена, большинство копий сожжены. В 1228 Олаус Матинский переводит текст на латынь. На английский переведена Джоном Ди, но сохранились только кусочки перевода. В наше время одна копия книги на в спецхране Британского Музея, другая – в Национальной Библиотеке в Париже. В Уайденерской библиотеке Гарвардского университета и в библиотеке Аркхэмского Мискатоникского университета имеются издания 17 века. Такое же издание есть в университетской библиотеке Буэнос-Айреса. Так же неведомое количество копий в частных коллекциях.
1928
The Dunwich Horror
Довольно крупная повесть, посвященная Йог-Сототу. В отличие от других древних богов - Сотот более похож на животное. Вызванный из своего измерения он бегает и жрет все что попало. Однако при правильном выращивании он может стать вратами для более опасных богов и монстров. Вызывается он методом долгой многолетней мутации человека - человек постепенно обрастает щупальцами и зубастыми пастями на разных частях тела, растет в размерах пока не теряет разум и не становится огромным бесформенным комком щупальц. Выходит на охоту он в основном по ночам, днем сидит в ущелье или в пещере, при этом может становиться невидимым. Физическое оружие на него не действует, только заклинания описанные в Некрономиконе. В повести впервые книга используется для чего-то хорошего, с ее помощью можно не только вызывать монстров, но и изгонять их.
При этом в нашем мире возможны только аватары или куски Йог-Сотота, основная часть его сидит у себя в измерении и вызванная она может зачистить мир. Но так же с его помощью может быть пробужден и Ктулху.
В тексте впервые упоминается Шуб-Нигуррат, но без описания.
1929
The Mound
Одно из первых упоминаний Йига - отца змей, змеиного бога. И так же Тиравы "отца людей" что бы это не значило. Оба ушли жить в подземный мир во время великого потопа.
Здесь описывается раса древних (не путать с древними богами, а так же людьми-рептилиями) которая когда-то жила в золотых городах под землей (не путать с миром мертвых, входы в который тоже часто подземные), потом они полу-трансформировались в полу-духов. Они как раз поклонялись Йигу, но так же и Ктулху.
Они так же создали несколько людских цивилизаций, крупнейшая из которых была в Антарктике на горе Кадат (или Кадаф), так же они создали страну Кейнан, которая позже погрузилась под воду. Собственно частью Кейнан является Рльех. Однако центральным их мегаполисом был Цатт. Йиг так же считается прародителем жизни.
Атлантида и Лемурия были частями Кейнана. Рептилии это раса Йот, и они еще более другие чем Цат. Йот поклонялись богу-жабе Цатогве.
Еще новый бог - близнец Йига (Йиба, Йеба) - Наг. Они оба самые древние из древних богов.
Шуб-Нигуррат - Матерь Всех Живых и Супруга Безымянного Божества (видимо того который стена глаз).
Цивилизация Кейнан кстати не вымерла и более того она не агрессивна, живет себе под землей, правда с поверхностью не контактируют и наружу никого не пускают.
Так короче - самая древняя раса это Нкай (поклонялась Цатогу), похожи на слизь. Уже из них произошла более поздняя Йот, и ее захватила доившая до наших дней Кнан. Отдельно в Антарктике жили Ломар.
Охренеть длинная и скучная эта повесть.
1930
The Whisperer in Darkness
Здесь описываются чисто сайфай инопланетяне Ми-го. Описан их мир - Юггот, который планета сравнительно недалекая от Земли, подразумевается Плутон скорее всего. Юггот не родной мир ми-го а перевалочный пункт между Землей и другими мирами.
1931
At the Mountains of Madness
Как и "Зов Ктулху" это один из главных текстов на тему. Здесь экспедиция из мискатоника выкапывает в антарктиде мини-ктулху изо льда. Надо понимать это как раз ломары. Здесь их называют Старцами, не путать опять же с Древними и Древними Богами и Иными Богами и т.п.
Здесь впервые упоминаются шоготы - которые биомеханические рабы ломарцев, выглядящие как протоплазма, короче амебы.
Старцы судя по всему перебрались в Антарктику как раз когда затонули их обычные города. Точнее не совсем - Старцы передрались с Мини-Ктухлу (хотя и те и другие удивительно похожи друг на друга визуально) и сместились к полюсам. Уже потом города мини-ктулху ушли под воду и Старцы снова завладели планетой. Потом Старцы передрались с шоготами, потом с Ми-Го (ака снежными людьми), и уже вот последние вытеснили Старцев в атлантику, где они и вымерли. Вот.
Точнее нет - Старцы выглядели как бочка с крыльями и щупальцами снищу. Довольно идиотски.
От присутствия ученых начинают пробуждаться шоготы и сжирать им бошки. Шоготы кстати Старцев финально и добили.
The Shadow Over Innsmouth
Ну наконец-то наконец-то место действия - любимый нами всеми Инсмут. Это дохлы рыбацкий городок рядом с более крупными Аркамом и Ипвичем. Единственное крупное предприятие - золотоочистная фабрика Марша. Отличается плохой репутацией, вообще худшее место во всей стране Лавкрафта. В 1846 в городке произошла эпидемия, послей которой там осталось 300-400 человек, то есть это даже на деревню едва хватит. От остальной страны город отрезан болотами и реками.
В центре городка стоит церковь культа Дагона. От культа Ктулху он отличается тем, что в нем состоят не люди а помесь людей и рыболюдей. Собственно из них весь город и состоит - рыболюди столетие воровали и насиловали местных женщин, пока не заменили большинство жителей на полукровок.
Жена Дагона - Гидра.
Полукровки при рождении больше похожи на людей, однако постепенно превращаются в рыболюдей к старости и уходят жить под воду.
В 1927 году мутанты Инсмаута был вырезаны федеральной полицией.
1932
The Horror in the Museum
Сам рассказ посредственный и не в том стиле, но добавляет целую кучу монстров и названий богов (почти без описаний). К примеру Шамблера (который в целом похож на того что в квейке). Ран-Тегот - божество с планеты Юггот. Гнопх-Кех - похож на снежного человека. Чхаугнар Фаугн, Норт-Йидик, К'тхун.
Through the Gates of the Silver Key
Еще скучные приключения в мире снов.
1933
Out of the Aeons
Здесь уже идут длинные скучные описания пантеона древних богов и их взаимоотношений, причем ничего общего с хоррором это не имеет, это фентези.
1934
The Shadow Out of Time
Опять же в своих поздних произведениях Лавкрафт уходит от хоррора в космофентези, то есть здесь описание расы космических полипов-псайкеров Йит, но это все скучно и не то.
Тем не менее это последний рассказ Лавкрафта, где он каклибо раскрывает вселенную Ктулху.
Так и далее надо будет еще его письма разбирать, но это на следующем витке уже.
Товарищ приехал в Японию
[Print]
emergency