Опушка Хийси
дневник заведен 11-03-2008
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
интересы [6]
дзэн, чань
Воскресенье, 16 Марта 2008 г.
00:39 Индия - рядом!
Загадочная, экзотическая Индия, как далека она, когда в середине марта смотришь на сугробы за окном :)). А там - жара, пыль, тяжелый запах благовоний и потных индусов, люди, спящие на улицах и бродящие по тем же улицам священные коровы... Зазевался, раскрыв рот засмотрелся на какой-нибудь обвешанный иконами дрындулет, и опаньки! - вот уже сандалии покрыты священным навозом, который будешь неделю отмывать от ног, придирчиво их обнюхивая и принимая йогические позы... Как сказал бы дон Хуан: "Это знак!". Вот знак так знак, не то что у нас, когда знак, это - сел рядом снегирь, ничего не сказал, но в глаза посмотрел со значением. :) Короче, где я, а где Индия?

Но иногда случается вдруг "прострел", когда "карта мира" с каким-то сухим щелчком складывается и вдруг неожиданно лицом к лицу сталкиваешься с, казалось бы, такой далёкой во всех смыслах страной. Вот так случилось со мной недавно. Перечитывал я великую и несравненную "Сутру Сердца", которая, как мы все помним :) , заканчивается махамантрой:

Гатэ, гатэ, парагатэ,
парасамгатэ будхи,
сваха!


"А ведь слова-то все родные!" - вдруг как громом поразило меня. Невероятно! Как будто сквозь родные елки с хрустом пробрался и вышел на полянку слон. Не верите? Судите сами:

Гатэ - корень "гать", дорожка, проложенная по столь милым моему сердцу лесным болотам.
Пара - корень "пар", то есть нечто тонкое, не имеющее четких границ и предела. Значит "парагатэ" - "дорога в безпредельность".
Сам - однокоренное словам "сам," "самое". Означает "самое-самое", то есть "парасамгатэ", это "дорога в саму безпредельность".
Будхи - от слова "будить" и означает "пробуждение". Ну, вы конечно знаете, что Будда - это "разбуженный", "пробуждённый".
Сваха - это и есть сваха :), та, что сватает невесту за жениха и для этого жениха всячески хвалит и славит.

Итак, вот что получается по-русски:

Дорога, дорога, дорога в безпредельность,
дорога в саму беспредельность пробуждения,
славься!


Здравствуй, Индия!
Среда, 12 Марта 2008 г.
19:01 Русский народный коан.
Дело было зимой. Стоял лютый мороз. Было настолько холодно, что птицы замерзали на лету. Так произошло и с воробьишкой, который перелетал через улицу. На полпути силы его оставили, и он упал прямо на дорогу. Тут бы ему и конец, но, к счастью, мимо проходила лошадь и наложила прямо на него большую кучу. В тёплом навозе воробьишка отогрелся и от радости начал чирикать. И лучше бы он этого не делал! Мимо проходила кошка. Услышав чириканье воробья, она тут же вытащила его из навозной кучи и немедленно слопала.

Отсюда вытекают три морали.
Мораль первая: Не всякий тебе враг, кто на тебя насрал.
Мораль вторая: Не всякий тебе друг, кто тебя из дерьма вытащил.
Мораль третья: Попал в дерьмо - сиди, и не чирикай!

Сутью или «Хуа-тоу» этого коана является популярное в русском народе выражение: «попал в дерьмо - сиди и не чирикай». В предельно концентрированном виде в нём выражена беспристрастная и в высшей степени объективная оценка самого факта нашего земного воплощения («попал в дерьмо»); указание на необходимость практики сидячей медитации, выраженное в предельно лаконичной форме (императивное «сиди!»), а также безмолвного созерцания и прекращения внутреннего диалога («не чирикай!»). Вне всякого сомнения, прилежная работа над этим коаном в кратчайший срок приведёт вас к полному и окончательному просветлению.

Владимир Каргополов «Путь без иллюзий», т.2, стр.78.
Вторник, 11 Марта 2008 г.
15:37 Почему нельзя идти чужим путём, почему нельзя идти своим путём, и что же нам всё-таки делать.
Мир наш - суровое место. Если тебе, по какой-либо причине, оказывается недостаточно жрать, спать, ебаться, заливать какое-то неясное томление души алкоголем и бесконечными помоями телешоу и сериалов, ты вдруг оказываешься в каком-то непонятном месте, в темноте, на холодном ветру, совсем один.

Это, так сказать "внутри", а "снаружи" - окружающие смотрят с усмешкой или, в лучшем случае, с жалостью. Девушки тебя не любят, девушки любят альфа-самцов, "победителей", забравшихся высоко на помойную кучу, "берущих от жизни все" и смело разбрасывающих вокруг продукты своего метаболизма.

Ты обращаешься к "официальной" религии, тем более, что толстые, напористые попы с румяными, лоснящимися лицами постоянно мелькают на телеэкране, сладкими голосами вещая о чём-то, вероятно, очень духовном. О чем именно, сказать трудно, речи их так обильно сдобрены елеем, что рассудок скользит по ним, не в силах зацепиться хоть за какой-то смысл. Вроде и слова все хорошие, и сказаны с добротой немерянной, а вязнешь в них, как в болоте, неумолимо погружаешься в какое-то тяжелое оцепенение...

А потом, когда очнешься и попытаешься вспомнить, что же было сказано, вспомнить ничего не можешь. Осталось только ощущение что ты - говно полное, что деньги свои нужно нести именно им, что жить нужно именно так как они тебе велят и тогда, может быть, откроют они для тебя дверь спасения... Для меня символ ЗАО "Русская православная церковь" - это сухонькая старушка, в какой-то неопределенной серенькой одежде, с поклоном целующая здоровенную "ручку", которую "батюшка" милостиво протягивает ей из окна своего "мерседеса".

И ты, вынырнув из густого облака ладана, решаешь поискать чего-то более осязаемого, чем благочестивые сказки для дураков и нагромождение софизмов для тех, кто считает себя умным. Ты замечаешь мир "целителей", "экстрасенсов", "йогов". Господа эти скачут, галдят, шумно рекламируют свой товар, обещая много и скоро. Некоторые бьют в бубен и закатывают глаза. С потрясающей наглостью судят они о вопросах любой важности и сложности. Кроме того, они "прочищают карму", "оттопыривают чакры" и штопают "энергетические дыры". А уж такие вопросы как смысл существования, объяснение зла или судьбы мира, занимает их не дольше, чем опорожняется бачок унитаза. Все открытые ими "великие истины" неизменно банальны, писания их - поток нескончаемого словесного поноса. Очень скоро они вызывают стойкое чувство брезгливости и нестерпимой скуки.

Наверное, есть и другие "адепты", так сказать "настоящие", принадлежащие действительной традиции. Должны быть! Но не везде... Даже очень "не везде". И как отличить их от массы "подделок"? Возможно, это те, кто раз в год ездит в Индию / в Китай и черпает непосредственно из самых истоков тысячелетней мудрости, бережно сохраняемых, а ныне и благоустроенных для удобства многочисленных туристов. А если кто может ездить два раза в год - те уже и сами способны поделиться толикой привезенной "оттуда" живительной влаги. Я не могу судить. Дело в том, что они бережно выстраивают красивую, внушительную иерархию посвящений и посвященных. Для общения с ними пацаки должны нацеплять колокольчики (впрочем, издающие мелодичный звон и довольно симпатичные), приседать и делать три раза "Ку". Я этого не умею, а значит, тайна того, как они, перебираясь со ступеньки на ступеньку своей замечательной лестницы, собираются достичь бесконечности, остается для меня нераскрытой.

Что же нам, тебе и мне, остается? "Опора на собственные силы"? Так сказать, "чучхе отдельно взятого сознания"? Многие ищущие пошли этим путем. Их личные "болотца", разнообразных форм и размеров рассеяны по просторам Сети. Там спокойно и тихо, среди ряски на поверхности темной воды порой можно увидеть красивую кувшинку, да и голоса лягушек бывают не лишены приятности. Иногда на поверхности вспухают и с тихим вздохом лопаются, неспешно поднимающиеся с глубины пузыри газов, являя признаки жизни автора. Но почему именно так? За что?

Посуди сам: а куда еще можно зайти, когда в глазах - молочный туман вперемешку с черным дымом, какие-то вспышки и сполохи, когда одна нога короче другой и обе хромают? Наше сознание омрачено страстями, мы закомплексованы, мы видим что угодно, но только не реальность. Социум с младых ногтей безжалостно корежит нас, вколачивая в предуготовленный шаблон. Нынешнее общество желает видеть нас не более чем "экономическими животными", а еще лучше - роботами, программируемыми аппаратом масс-медиа. В таких условиях, разве можем мы надеяться выделить крупицы истины из бушующих потоков "информации"? Если мы пытаемся это делать, то неизбежно получаем безобразную, слепленную из разнородных кусков конструкцию, уродство которой как зеркало отражает наше больное, покалеченное, страдающее "Я".

Я думаю, выхода нет. Но есть способ существования. Достойный способ приближения к смерти, из которого может вырасти и нечто большее. Но - именно вырасти, развиться естественным путем! Необходимо прекратить обреченные попытки вылепить совершенство своими кривыми ручками, оценивая его кривыми же глазками. Требуется очищать, а не нагромождать. Нужно быть наблюдателем, фиксирующим но не оценивающим и не отбирающим. Без опоры, без надежды, без страха. Отсекать все, что является внешним и чуждым для забитого, замученного, и, не побоюсь этого слова - задроченного человечка, нашего "сокровенного я". Иначе, ему никогда не очнуться, не подняться, не вырасти... И вот теперь уже, наверное, пора произнести слова, которые давно просятся наружу. Вот они: ДХЪЯНА, ЧАНЬ, ДЗЭН!
Закрыть