Опушка Хийси
дневник заведен 11-03-2008
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
интересы [6]
дзэн, чань
Пятница, 4 Декабря 2009 г.
19:35 Ещё одна запись после долгого перерыва.
Просто, пусть.
Среда, 12 Августа 2009 г.
10:42 мобильная опера
тушка записи...

Current music шум включенных компов
Состояние никакое
Понедельник, 9 Февраля 2009 г.
19:45 чегой-то я...
совсем забросил я это место...
Воскресенье, 1 Июня 2008 г.
12:37 Границы-5. Второй шаг интеграции маски и тени.
Если симптом оказывается стойким, мы переходим ко второму шагу психотерапии на уровне маски. Он несложен, но требует времени и настойчивости. Всё, что нужно делать, - это начать сознательно переводить любой замеченный симптом обратно в его первоначальную форму.

Вот пример словарика, по аналогии с которым нужно действовать.
Он приведен в форме: Симптом == Перевод, то есть, исходная теневая форма.

Давление ("меня заставляют делать это") == Влечение ("я хочу этого").
Покинутость ("никто меня не любит") == Неприязнь ("с ними никто бы не ужился").
Вина ("чувствую себя виноватым") == Отрицание ("вы не имеете права требовать этого").
Застенчивость ("все на меня смотрят") == Зависимость от чужого мнения ("для меня важно что думают люди").
Страх ("они хотят причинить мне боль") == Враждебность ("поубивал бы всех!").

Печаль ("мне грустно") == Раздражение ("ну они и гады!").
Беспомощность ("я не могу сделать это") == Нежелание ("я не хочу это делать").
Обязанность ("я должен делать это") == Желание ("я хочу делать это").
Ненависть ("ненавижу их за это") == Самоосуждение ("мне не нравится это в самом себе").
Зависть ("ты такой замечательный") == Самодовольство ("я лучше, чем предполагал").

Главное - понять, что симптом - это просто сигнал (или символ) какой-то бессознательной теневой тенденции. Симптомы очень точно указывают на нашу неосознаваемую тень. Они помогают интегрировать уровень нашего "эго". Это простая формула: маска + тень = "эго".

Перевод симптомов в исходные влечения является ключом к терапии. Например, предположим, что вы чувствуете на работе сильное давление и чрезмерную нагрузку. Смотрим в наш список, и видим, что давление - это симптом, указание на то, что вы испытываете к работе большее влечение, чем согласны признать.

Возможно, скрывая это от себя, вы получаете повод обвинять окружающих в том, что они "заставляют" вас работать "за них", или может вы не сознаваясь в том, хотите получить за всою "самоотверженную" преданность работе какие-то преимущества, или полная погруженность в работу позволяет забыть о том, что ваша жизнь - бессмысленная беготня белки вколесе...

Важно понять - чтобы рассеять ощущаемое вами давление, вам не нужно изобретать это влечение, воображать его или пытаться его почувствовать. Оно уже есть, оно уже налицо, но замаскировано в виде симптома давления. Вы просто должны назвать это чувство давления его подлинным и правильным именем: влечение. Это перевод одного понятия в другое, а не создание чего-то нового.

Когда мы начинаем исследовать свои противоположности, свою тень, свои проекции, то мы начинаем принимать ответственность за свои собственные чувства и состояния сознания. Мы начинаем понимать, что что столкновения между нами и другими людьми - это в действительности столкновения между нами и нашими собственными проецируемыми противоположностями.

Мои симптомы - это не то, что делают со мной другие люди, а то, что делаю с собой я сам. Не люди и события заставляют меня быть расстроенным, они - просто повод, чтобы я мог расстраивать сам себя. Это громадное облегчение, когда понимаешь, что сам создаешь свои собственные симптомы, потому что, раз я сам из создаю, я сам могу и прекратить их создавать, переводя их обратно, в их исходную форму.

Забрать назад свои проекции, значит просто убрать границу, признать собой и включить в себя те вещи, которые мы считали чужими, найти в себе место для принятия всех своих потенциальных возможностей, положительных и отрицательных, хороших и плохих. Пусть тайно сражавшиеся внутри вас противоположности станут друзьями.
Воскресенье, 18 Мая 2008 г.
21:28 Границы-4. Первый шаг интеграции маски и тени.
Но как же нам прекратить проецирование тени? К сожалению, это не просто... Люди испытывают очень сильное сопротивление при попытках принятия собственной тени. Собственно, такое сопротивление и есть главная причина проекции, мы сопротивляемся именно тем аспектам самих себя, которые нам не нравятся и поэтому проецируем из во внешний мир.

Прежде всего необходимо обнаружить тень в самом себе, вытащить её на свет. Когда я проецирую некоторую эмоцию или черту как свою тень, я всё ещё продолжаю воспринимать её, но лишь искажённым образом, будто бы она является внешним объектом. И я продолжаю чувствовать свою тень внутри себя, но также искажённым образом, в качестве симптома.

Например, если я проецирую на людей свою собственную враждебность, то мне будет казаться, что люди тайно питают ко мне враждебные чувства, и от этого начну испытывать страх пред всеми людьми. Моя первоначальная враждебность стала моей проецируемой тенью, которую я "вижу" в окружающих людях, и чувствую в самом себе как симптом страха. Моя тень стала моим симптомом.

Каждый симптом - депрессия, тревога, скука, страх - содержт в себе некоторую грань тени, некоторую проецируемцю эмоцию или черту характера.

Обычно мы поступаем совершенно неправильно и пытаемся бороться со своими симптомами также, как когда-то боролись со своей тенью. Мы испытываем к ним неприязнь, внешне пытаемся скрыть их, а внутренне - подавить. Но бороться с симптомами, означает бороться с тенью, которая их вызвала, а ведь именно эта борьба и создала всю проблему!

В качестве первого шага терапии на этом уровне следует позволить нашим симптомам свободно проявляться. Мы должны осознанно прикоснуться к нашим симптомам, попытаться принять их со всей доступной нам открытостью. Это означает - позволить себе чувствовать себя подавленным, боящимся, отвергнутым, скучающим, оскорблённым, неспособным. Там, где раньше мы всеми возможными способами сопротивлялись этим чувствам, мы теперь просто позволяем им проявляться. На самом деле мы их даже поощряем! Мы сами приглашаем симптомы проявляться, предоставляем и мполную свобду действий, а сами просто пытаемся постоянно осознавать их.

Этот первый шаг терапии очень прост. Удивительно, но во многих случаях ничего другого не нужно! Причина в том, что в тот момент, когда мы искренне принимаем симтпом, мы также принимаем и большую часть тени, скрытой в этом симптоме, и проблема начинает исчезать.
Суббота, 3 Мая 2008 г.
21:53 Границы-3. Начало освобождения. Уровень маски.
Движение к свободе начинается тогда, когда я осознаю, что не удовлетворён жизнью. Человек, который начинает ощущать страдание жизни в то же время начинает пробуждаться к восприятию более глубоких, истинных реалий. Именно страдание разбивает наши вымыслы о реальности, заставляя нас становиться более "настоящими", более "живыми" -- внимательнее смотреть, глубже (и острее ) чувствовать...

В самом по себе страдании нет ничего хорошего, хорошо лишь то, что оно явно указывает нам на ложные границы. Ведь именно эти границы мучают нас.

Итак, человек создаёт границы в следующем порядке: Раньше всего закладывается фундамент -- организм / среда, затем возводятся стены -- эго / тело, наконец постройка увенчивается крышей -- маска / тень. Вот и готова наша тюрьма...

Естественно, что растворение границ необходимо производить в обратном порядке -- начиная с крыши. Иначе "крыша съедет" и ударит больно! Поэтому мы начнём там, где находтся большинство людей -- в ловушке маски.

Маска являетя искажённым образом самого себя. Она возникает, когда человек желает отречься от некоторых собственных качеств, таких, как гнев, самоуверенность, эротические импульсы, агрессия и т.д. От такого желания они, понятное дело, не исчезают, и всё, что человек может -- это сделать вид, будто они принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему самому! Если не удаётся отречься от их существования, значит мы отречёмся от обладания ими! Человек начинает верить, что эти качества -- не он сам, а нечто внешнее. Он поводит границу так, чтобы отделить от себя (теперь убогой, искаженной "маски") эти нежелательные качества ("тень"). И начинается битва: маска против собственной тени.

Может показаться, что такое проецирование тени -- лишь игра словами, интеллектуальная забава, далёкая от повседневной жизни, но это не так. Вот простой пример.

Вася Пупкин уже давно собирается навести порядок в своём гараже, в котором чёрт ногу сломит. И вот наконец, решимость его созревает, он бросает в сумку старую одежду и направляется в гараж. Важно: В этот момент Вася находится в тесном контакте со своим собственным желанием навести порядок. Правда какая-то часть его вовсе не жаждет разбирать скопившийся хлам и выгребать мусор, но всё-же его желание убраться в гараже больше чем его нежелание убираться в гараже, иначе он не шёл бы туда широким шагом, отвлекаясь лишь на особо симпатичные женские попки...

Странная вещь происходит, когда Василий отпирает гараж, переодевается и оглядывает весь бардак, который имеет место быть. Энтузиазм куда-то улетучивется... Но Вася не уходит, нет! Он начинает слоняться из угла в угол, листает старые журналы, пинает старый мяч... Обратите внимание: В это время Пупкин начинает утрачивать контакт со своим желанием. Желание убраться в гараже по-прежнему присутствует, если бы оно исчезло, то Василий просто запер бы гараж и ушел. Желание сохраняется в психике и требует к себе внимания, точно так же, как голод требует чтобы вы выполнили его требование и поели. Поэтому в глубине души Василий твердо знает -- кто-то хочет, чтобы он убрался в гараже. Проблема в том, что Пупкин искренне забыл, кто именно этого хочет. Поэтому в нем растёт раздражение...

Всё что нужно для того, чтобы окончательно спроецировать тень, то есть полностью забыть своё желание навести порядок в гараже -- это подходящий кандидат, на которого можно "повесить" собственное проецируемое желание.

Тут звонит мобильник -- это ничего не подозревающая жена Васи -- Амалия Карловна Фихтенгольц (да шучу, шучу -- Маша Берёзкина! ) спрашивает, скоро ли он закончит уборку. Василий взрывается, ярко и сочно говорит, чтобы она "отстала от него", затем сообщает, что вообще не собирается копаться в этом "сраном гараже", что она заколебала его вместе со своей долбаной мамой... В-общем из его экспрессивного монолога можно узнать много нового о Маше и её родителях...

Всё. Проекция завершена. Собственное желание Василия теперь оказалось приходящим извне. Он спроецировал его, поместил по другую сторону границы, и оттуда оно нападает на него, не давая "нормально жить".

Важно то, что если бы Пупкин действительно не хотел убираться в гараже, если бы он был невиновен в этом желании, он бы просто ответил жене, что передумал, и займется уборкой как-нибудь в другой раз. Он этого не сделал, поскольку подсознательно точно знал -- кто-то хочет, чтобы гараж был убран, но не признавая желание своим был вынужден спроецировать его вовне. Источник ощущаемого "извне" давления находится внутри!

Трудно поверить, но всякое ощущаемое нами давление является возвращающейся к нам проекцией нашего собственного желания! Любое давление в глубине своей оказывается вытесненным собственным влечением человека.

А что было бы, если бы Маша действительно давила на Васю, заставляя его убраться в этом чёртовом гараже, который и мне уже надоел, честное слово!? Так вот -- если бы у самого Васи начисто отсутствовало собственное желание этого, он просто не смог бы почувствовать никакого давления извне. Он оставался бы совершенно спокоен в данной ситуации и без всякого раздражения ответил бы, что не собирается делать этого... или что не собирается делать этого сегодня... В любом случае, это не привело бы к приступам икоты у тёщи и тестя...

Мудрый человек, всякий раз, когда чувствует какое-либо давление -- со стороны родителей, жены или мужа, друзей, коллег, начальства, детей, -- учится использовать это давление как сигнал, сообщающий, что у него есть некое желание / влечение, которого он не осознаёт. Таким образом, понимая, что давление есть по сути его собственное влечение, он может спокойно решить, действовать ли согласно этому влечению, или отложить действие. Но в любом случае он понимает, что это его собственное влечение.

И опять я успел сказать меньше, чем собирался
Продолжу в следующий раз...
Воскресенье, 6 Апреля 2008 г.
21:33 Колыбельная
Я не фанат Паланика, он для меня, наверное, так и останется "автором" одной книги" ("Бойцовский клуб", конечно ), но вот встретил у него в "Колыбельной" одно место, которое хочу сохранить для себя. Вот оно:

Джордж Оруэлл ошибался. Большой Брат не следит за тобой. Большой Брат поёт и пляшет. Достаёт белых кроликов из волшебной шляпы. Всё время, пока ты не спишь, Большой Брат развлекает тебя, отвлекая внимание. Он делает всё, чтобы не дать тебе время задуматься. Он делает всё, чтобы тебя занять. Он делает всё, чтобы твоё воображение чахло и отмирало. Пока окончательно не отомрёт. Большой Брат следит, чтобы ты не отвлекался на что-то серьёзное. Лучше бы он следил за тобой, потому, что это значительно хуже - когда в тебя столько всего пихают. Когда столько всего происходит вокруг, тебе уже и не хочется думать самостоятельно. Когда воображение атрофируется у всех, никому не захочется переделывать мир.
Воскресенье, 30 Марта 2008 г.
10:50 Границы-2: Реальность?
И опять противоположности, везде противоположности. Это как проклятие человека, - всё, на что он бросает взгляд немедленно распадается на две враждующие части. Добро - зло, жизнь - смерть, удовольствие - боль, бог - дьявол, красивое - уродливое, сильный - слабый, умный - глупый.

Поразительно, но, похоже, природа ничего не знает об этом мире противоположностей, в котором мучаютя люди. В пруду нет лягушек истинных и лягушек ложных, в лесу нет деревьев мораьных и деревьев аморальных, ручьёв правильных и ручьёв неправильных.

Конечно, некоторые вещи в природе мы можем назвать противополжными, например, лягушек больших и лягушек маленьких, деревья высокие и низкие, яблоки спелые и неспелые. Но это снова противоположности нашего ума и его войны, потому что у самих лягушек, деревьев и яблок все эти "противоположности" не вызывают никаких проблем и приступов тревоги. Могут быть даже медведи смышлённые и медведи туповатые, но не похоже, чтобы это их волновало. У медведей не бывает комплекса неполноценности.

Да, в природе есть жизнь и смерть. Но чудовищную, ужасающую значимость придаёт им лишь человек. Старый кот не исходит потоками ужаса по поводу своей приближающейся смерти. Он просто тихо сворачиватся калачиком и умирает. Боль и удовольствие тоже есть в мире природы, но они не превращают жизнь животных в бесконечную и безумную погоню за первым и бегство от второго. Когда собаке больно, она скулит, когда боли нет, она просто об этом не думает. Собака не боится будущей боли и не терзается воспоминаниями о прошлой.

Можно ли сказать, что природа попросту глупа? Не думаю... Природа гораздо умнее, чем мы можем себе представить. Ведь именно она произвела человеческий мозг, который мы считаем самой сложной известной нам вещью.

Но вернемся к нашим границам. Каждая из них является линией фронта. Чем крепче граница, тем более жестоким и продолжительным будет сражение. Чем больше я привязан к удовольствию, тем больше я боюсь боли. Чем сильнее я стремлюсь к добродетели, тем сильнее я мучим злом. Чем больше я жажду успеха, бем больше страшусь провала. Чем сильнее я цепляюсь за жизнь, тем тем более ужасной становится неминуемая смерть. Большинство наших проблем - это проблемы границ и создаваемых ими противоположностей.

Наш привычный способ решения этих проблем - пытаться уничтожить одну из противоположностей. Ведь чтобы решить проблему добра и зла, нужно уничтожить зло, верно? А проблему жизни и смерти мы решим, придумав себе бессмертие и отворачивая взгляд от неизбежного... Материалист пытается свести разум к материи, идеалист пытается свести материю к разуму... Мы собрали все "положительные" осколки разбитого нами мира в большую кучу и назвали их "Рай". А всё остальное мы собрали в другую кучу, под названием "Ад". Удивительно, но почему-то вторая куча оказалась намного больше первой! Таким образом, даже наша религия, обещающая мир и любовь увековечивает разделение, войну, страдания.

Жизнь, если её рассматривать как мир разделённых противоположностей, совершенно безысходна и неизбежно завершаетя полным поражением. Попытки выбрать одни противоположности и уничтожить другие - это стремление к миражам, которые не имеют под собой никакой реальности. Можно с тем же успехом стремиться к горам без долин, правому без левого, субъекту без объектов. "Поскольку наши цели являются не возвышенными, а всего лишь иллюзорными, то и наши проблемы не сложны, а просто бессмысленны." - Л.Витгенштейн.

В реальном мире нет никаких пограничных линий, они существуют только в нашем воображении. Скажете - а как же береговая линия, горизонт, свет и тень, да наша кожа, наконец? Конечно, все эти линии существуют, но ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ГРАНИЦАМИ. И это не пустой софизм. Эти линии соединяют вещи точно в той же мере, в какой разделяют. На них вода и суша, земля и небо, организм и среда встречаются и соединяются друг с другом, тут нет непримиривых противоречий и войны, война - в нашем сознании.

Граница - это иллюзия, которая претендует на разделение того, что на самом деле неразделимо. Реальная линия становится в нашем сознании иллюзорной границей, когда мы воображаем, что две ее стороны разделены и не связаны друг с другом, а что мы можем выбрать одну из сторон и отказаться от другой...

"...Двойственность преодолевший, незлобливый,
В неуспехе, в удаче равно не связан,
Даже дела совершая,
Кто не ненавидит, не вожделеет,
От противоречий свободный,
Он легко сбросит узы..."

(Бхагавадгита)

"Ложное воображение учит, что такие вещи, как свет и тень, длинное и короткое, черное и белое, - различны и их должно отличать. Но они не являютя независимыми друг от друга, они - только различные аспекты одной и той же вещи, они есть понятия нашего отношения, а не реальности. Условия существования не имеют взаимно исключающего характера, по сути вещей не две, а одна..."
(Ланкаватара Сутра)

"Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону, как внешнюю сторону, и внешнюю сторону, как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону, как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, тогда вы войдёте в царствие."
(Евангелие от Фомы)
Суббота, 22 Марта 2008 г.
23:37 Границы-1: Кто я?
Задавая себе вопрос "кто я", мы всегда проводим границу, разделяющую "я" и "не-я". Вообще-то, возведение заборов - действие настолько привычное, что выполняется автоматически. Весь наш опыт и всё наше восприятие разбивается на отдельные части, разделенные границами, как линиями фронта, расщепляется на пары противоположностей: жизнь и смерть, внутреннее и внешнее, разум и чувство...

Первая граница сама собой вытекает из нашего повседневного опыта. Она "вырезает" из всего поля наших ощущений то, что мы называем "я". Этой границей может быть, например, поверхность кожи, окружающая мой организм. Всё, что внутри неё - есть "я", а всё, что снаружи, естественно, не "я", а "моё". Казалось бы - что может быть естественнее? Так в мире появляются особи, немедленно вступающие в конфликт за его ограниченные ресурсы, как говаривали маги древней Мексики: "Два жопа не можут в один ямка срать!" Извиним их за некоторую грубость выражений, времена тогда были суровые, без тёплых ватерклозетов, и учебников русского языка не хватало на всех...

Итак, вот он - "я", и вот оно - "моё" - чашка, ноутбук, блог этот... Однако заметьте, что в предыдущем параграфе сказано "окружающая МОЙ организм". Значит, организм тоже может восприниматься как "моё", а не "я"? Конечно, мы ведь говорим "моя рука", "моя нога", и даже "моя голова" (а сами, значит, безголовые живём!).

И получается, что ездим мы на своём теле, как Ходжа Насреддин на ослике. А у того, если помните, взаимоотношения с ишаком были такие, неоднозначные . Нет, лучше скажу, что мне кажется, будто где-то у меня в голове есть такая маленькая комнатка, в которой живет такой очень-очень маленький человечек. Перед ним - два монитора - от моих глаз, на стенах две колонки - из моих ушей. И ещё кажется мне, что человечек этот - большой эгоист, и потому, назову его - "Эго".

Вот вам и вторая фундаментальная граница - между "Эго" и телом, болтающимся где-то под ним. И еще один фронт, еще одна война и боль... Эго хочет одного, тело другого, оно склонно к усталости, болезням, и вообще, что с ним ни делай, упорно ползёт к могиле...

"Как всё плохо!" - говорит пессимист, озираясь вокруг. Но оптимист ему немедленно возражает: "А будет ещё хуже!". И он прав, ведь нам мало всего этого, и мы строим еще одну стену. Так, я отказываюсь считать "собой" даже некоторые из сторон своей собственной психики. Например, я знаю, что "я" - умный, добрый, весёлый и честный! Однако, не могу не замечать, что часто поступаю как тупой и злобный лгун. Конечно же, не я один так делаю, и мои поступки - вынужденная мера, необходимая для выживания, в то время как для остальных - это их естественные склонности... Но все равно - в результате я признаю "собой" лишь часть свойств "Эго" (назову их "маска") и катеорически отмежевываюсь от других качеств (назову их "тень"). И обрекаю себя ещё на одну войну...

Итак, вот они, "три источника, три составные" части страдания, три уровня конфликтов и противоречий в нашей жизни:

1. Организм - Среда.
2. Эго - Тело.
3. Маска - Тень.
Воскресенье, 16 Марта 2008 г.
00:39 Индия - рядом!
Загадочная, экзотическая Индия, как далека она, когда в середине марта смотришь на сугробы за окном :)). А там - жара, пыль, тяжелый запах благовоний и потных индусов, люди, спящие на улицах и бродящие по тем же улицам священные коровы... Зазевался, раскрыв рот засмотрелся на какой-нибудь обвешанный иконами дрындулет, и опаньки! - вот уже сандалии покрыты священным навозом, который будешь неделю отмывать от ног, придирчиво их обнюхивая и принимая йогические позы... Как сказал бы дон Хуан: "Это знак!". Вот знак так знак, не то что у нас, когда знак, это - сел рядом снегирь, ничего не сказал, но в глаза посмотрел со значением. :) Короче, где я, а где Индия?

Но иногда случается вдруг "прострел", когда "карта мира" с каким-то сухим щелчком складывается и вдруг неожиданно лицом к лицу сталкиваешься с, казалось бы, такой далёкой во всех смыслах страной. Вот так случилось со мной недавно. Перечитывал я великую и несравненную "Сутру Сердца", которая, как мы все помним :) , заканчивается махамантрой:

Гатэ, гатэ, парагатэ,
парасамгатэ будхи,
сваха!


"А ведь слова-то все родные!" - вдруг как громом поразило меня. Невероятно! Как будто сквозь родные елки с хрустом пробрался и вышел на полянку слон. Не верите? Судите сами:

Гатэ - корень "гать", дорожка, проложенная по столь милым моему сердцу лесным болотам.
Пара - корень "пар", то есть нечто тонкое, не имеющее четких границ и предела. Значит "парагатэ" - "дорога в безпредельность".
Сам - однокоренное словам "сам," "самое". Означает "самое-самое", то есть "парасамгатэ", это "дорога в саму безпредельность".
Будхи - от слова "будить" и означает "пробуждение". Ну, вы конечно знаете, что Будда - это "разбуженный", "пробуждённый".
Сваха - это и есть сваха :), та, что сватает невесту за жениха и для этого жениха всячески хвалит и славит.

Итак, вот что получается по-русски:

Дорога, дорога, дорога в безпредельность,
дорога в саму беспредельность пробуждения,
славься!


Здравствуй, Индия!
Среда, 12 Марта 2008 г.
19:01 Русский народный коан.
Дело было зимой. Стоял лютый мороз. Было настолько холодно, что птицы замерзали на лету. Так произошло и с воробьишкой, который перелетал через улицу. На полпути силы его оставили, и он упал прямо на дорогу. Тут бы ему и конец, но, к счастью, мимо проходила лошадь и наложила прямо на него большую кучу. В тёплом навозе воробьишка отогрелся и от радости начал чирикать. И лучше бы он этого не делал! Мимо проходила кошка. Услышав чириканье воробья, она тут же вытащила его из навозной кучи и немедленно слопала.

Отсюда вытекают три морали.
Мораль первая: Не всякий тебе враг, кто на тебя насрал.
Мораль вторая: Не всякий тебе друг, кто тебя из дерьма вытащил.
Мораль третья: Попал в дерьмо - сиди, и не чирикай!

Сутью или «Хуа-тоу» этого коана является популярное в русском народе выражение: «попал в дерьмо - сиди и не чирикай». В предельно концентрированном виде в нём выражена беспристрастная и в высшей степени объективная оценка самого факта нашего земного воплощения («попал в дерьмо»); указание на необходимость практики сидячей медитации, выраженное в предельно лаконичной форме (императивное «сиди!»), а также безмолвного созерцания и прекращения внутреннего диалога («не чирикай!»). Вне всякого сомнения, прилежная работа над этим коаном в кратчайший срок приведёт вас к полному и окончательному просветлению.

Владимир Каргополов «Путь без иллюзий», т.2, стр.78.
Вторник, 11 Марта 2008 г.
15:37 Почему нельзя идти чужим путём, почему нельзя идти своим путём, и что же нам всё-таки делать.
Мир наш - суровое место. Если тебе, по какой-либо причине, оказывается недостаточно жрать, спать, ебаться, заливать какое-то неясное томление души алкоголем и бесконечными помоями телешоу и сериалов, ты вдруг оказываешься в каком-то непонятном месте, в темноте, на холодном ветру, совсем один.

Это, так сказать "внутри", а "снаружи" - окружающие смотрят с усмешкой или, в лучшем случае, с жалостью. Девушки тебя не любят, девушки любят альфа-самцов, "победителей", забравшихся высоко на помойную кучу, "берущих от жизни все" и смело разбрасывающих вокруг продукты своего метаболизма.

Ты обращаешься к "официальной" религии, тем более, что толстые, напористые попы с румяными, лоснящимися лицами постоянно мелькают на телеэкране, сладкими голосами вещая о чём-то, вероятно, очень духовном. О чем именно, сказать трудно, речи их так обильно сдобрены елеем, что рассудок скользит по ним, не в силах зацепиться хоть за какой-то смысл. Вроде и слова все хорошие, и сказаны с добротой немерянной, а вязнешь в них, как в болоте, неумолимо погружаешься в какое-то тяжелое оцепенение...

А потом, когда очнешься и попытаешься вспомнить, что же было сказано, вспомнить ничего не можешь. Осталось только ощущение что ты - говно полное, что деньги свои нужно нести именно им, что жить нужно именно так как они тебе велят и тогда, может быть, откроют они для тебя дверь спасения... Для меня символ ЗАО "Русская православная церковь" - это сухонькая старушка, в какой-то неопределенной серенькой одежде, с поклоном целующая здоровенную "ручку", которую "батюшка" милостиво протягивает ей из окна своего "мерседеса".

И ты, вынырнув из густого облака ладана, решаешь поискать чего-то более осязаемого, чем благочестивые сказки для дураков и нагромождение софизмов для тех, кто считает себя умным. Ты замечаешь мир "целителей", "экстрасенсов", "йогов". Господа эти скачут, галдят, шумно рекламируют свой товар, обещая много и скоро. Некоторые бьют в бубен и закатывают глаза. С потрясающей наглостью судят они о вопросах любой важности и сложности. Кроме того, они "прочищают карму", "оттопыривают чакры" и штопают "энергетические дыры". А уж такие вопросы как смысл существования, объяснение зла или судьбы мира, занимает их не дольше, чем опорожняется бачок унитаза. Все открытые ими "великие истины" неизменно банальны, писания их - поток нескончаемого словесного поноса. Очень скоро они вызывают стойкое чувство брезгливости и нестерпимой скуки.

Наверное, есть и другие "адепты", так сказать "настоящие", принадлежащие действительной традиции. Должны быть! Но не везде... Даже очень "не везде". И как отличить их от массы "подделок"? Возможно, это те, кто раз в год ездит в Индию / в Китай и черпает непосредственно из самых истоков тысячелетней мудрости, бережно сохраняемых, а ныне и благоустроенных для удобства многочисленных туристов. А если кто может ездить два раза в год - те уже и сами способны поделиться толикой привезенной "оттуда" живительной влаги. Я не могу судить. Дело в том, что они бережно выстраивают красивую, внушительную иерархию посвящений и посвященных. Для общения с ними пацаки должны нацеплять колокольчики (впрочем, издающие мелодичный звон и довольно симпатичные), приседать и делать три раза "Ку". Я этого не умею, а значит, тайна того, как они, перебираясь со ступеньки на ступеньку своей замечательной лестницы, собираются достичь бесконечности, остается для меня нераскрытой.

Что же нам, тебе и мне, остается? "Опора на собственные силы"? Так сказать, "чучхе отдельно взятого сознания"? Многие ищущие пошли этим путем. Их личные "болотца", разнообразных форм и размеров рассеяны по просторам Сети. Там спокойно и тихо, среди ряски на поверхности темной воды порой можно увидеть красивую кувшинку, да и голоса лягушек бывают не лишены приятности. Иногда на поверхности вспухают и с тихим вздохом лопаются, неспешно поднимающиеся с глубины пузыри газов, являя признаки жизни автора. Но почему именно так? За что?

Посуди сам: а куда еще можно зайти, когда в глазах - молочный туман вперемешку с черным дымом, какие-то вспышки и сполохи, когда одна нога короче другой и обе хромают? Наше сознание омрачено страстями, мы закомплексованы, мы видим что угодно, но только не реальность. Социум с младых ногтей безжалостно корежит нас, вколачивая в предуготовленный шаблон. Нынешнее общество желает видеть нас не более чем "экономическими животными", а еще лучше - роботами, программируемыми аппаратом масс-медиа. В таких условиях, разве можем мы надеяться выделить крупицы истины из бушующих потоков "информации"? Если мы пытаемся это делать, то неизбежно получаем безобразную, слепленную из разнородных кусков конструкцию, уродство которой как зеркало отражает наше больное, покалеченное, страдающее "Я".

Я думаю, выхода нет. Но есть способ существования. Достойный способ приближения к смерти, из которого может вырасти и нечто большее. Но - именно вырасти, развиться естественным путем! Необходимо прекратить обреченные попытки вылепить совершенство своими кривыми ручками, оценивая его кривыми же глазками. Требуется очищать, а не нагромождать. Нужно быть наблюдателем, фиксирующим но не оценивающим и не отбирающим. Без опоры, без надежды, без страха. Отсекать все, что является внешним и чуждым для забитого, замученного, и, не побоюсь этого слова - задроченного человечка, нашего "сокровенного я". Иначе, ему никогда не очнуться, не подняться, не вырасти... И вот теперь уже, наверное, пора произнести слова, которые давно просятся наружу. Вот они: ДХЪЯНА, ЧАНЬ, ДЗЭН!
Закрыть