Время от времени мне в очередной раз стукает в голову взять теорию архетипов и начать прикладывать её ко всему подряд - а к "Звёздным Войнам" она прикладывается очень круто и замечательно.
Вчера вот пропёрся от неожиданной мысли: Палпатин вообще воплощает архетип Зевса, это ясно, все основные признаки наличествуют: "отцовская" роль, захват власти, строительство собственного порядка в мире с применением карательных мер и всякое такое. Но тут меня вдруг озарило: нет, это не Зевс даже! Это Кронос! Да, тот самый мужик, который пожирал своих детей, поскольку боялся, что они его свергнут, как он сверг своего отца. Кронос - по сути вариант архетипа Зевса, но со своими тараканами, и вот эти самые тараканы у Палпатина очень хорошо видны.
Дальше больше. С Люком, например, всё очень просто. Классический "светлый" Дионис в роли Спасителя. Освобождает женщин из плена, выводит из Тьмы, безнаказанно гуляет в загробный мир и обратно, умирает и воскресает и вообще по всякому спасает мир. (Кстати, если кто не помнит миф о рождении Диониса - его мать умерла, будучи беременной, сражённая лицезрением величия его отца Зевса, однако Дионис при этом спасся).
Зато с Эничкой всё гораздо прикольнее. В первом эпизоде он такой же "светлый" Дионис, как и Люк, причём ещё и в паттерне Божественного Ребёнка (сюда относим и непорочное зачатие, и пророчество об Избранном. Архетип Ребёнка иногда рассматривается отдельно, но чаще всего он совпадает с Дионисом). Во втором эпизоде он меняет паттерн и предстаёт в образе Диониса-Любовника, причём классическим для этого архетипа образом - впадает в экстаз, теряет голову, но при этом сам факт влюблённости для него по сути важнее интересов объекта любви. В третьем меняет паттерн снова и превращается в Диониса - Бога Безумия, Диониса Разрушающего (и это всё вполне в рамках мифа). А вот дальше самое интересное. По мифу Дионис умирает. И мы видим "смерть" Энакина в огне. Большую часть Оригинальной Трилогии он находится как бы в Царстве Мёртвых, и даже приобретает некоторые черты Гадеса - чёрный плащег, шлем, скрывающий истинное лицо, имидж повелителя тьмы (напомним ещё - утверждается, что Энакин Скайуокер мёртв). Но в шестом эпизоде гадесовская маска трескается: герой выходит из тьмы (что Гадесам вообще несвойственно - они во тьме живут и им там удобно), возвращается с Тёмной Стороны (согласно мифу, Дионис выходит из царства мёртвых). Энакин Скайуокер воскресает.
Лея - Афина, воплощающая Мудрость и Справедливость, кроме того, она лидер и преданная дочь своего отца (я Органу имею в виду, разумеется). Женщина-политик - почти всегда Афина (если только она не Зевс, но тут уже начинаются гендерные перекосы и проблемы с психикой). Что характерно, женщина с архетипом Афины может быть женой и матерью, но дело всегда будет на первом месте. Ибо она не Гера и не Деметра.
Хэн Соло - чистый Гермес, трикстер-жулик, покровитель торговли и воровства (идеальный типаж для контрабандиста, а?), пройдоха, проводник между мирами и вечный странник. Кейд Скайукер, кстати, тоже Гермес, так что неудивительно, что он руками и ногами упирается, когда его все подряд пытаются запихать в "фамильный" дионисовский сценарий спасителя мира. Гермесы мир не спасают. Гермесы могут спасать себя, своих близких и тех, кто им на пути попадётся, но так, походя, если уж ничего другого не остаётся (вот Зейн ещё Гермес, кстати). А мир - это увольте, это не для них.
А вот Джар-Джар Бинкс - тоже трикстер, но не ловкий и хитрый Гермес, а скорее типаж трикстера-неудачника. В греческих мифах ему соответствует Эпиметей, тот самый, что женился на Пандоре, открывшей небезызвестный ящик. Этот тип трикстера нарочно пакостей не строит, зато по глупости выпустить в мир страшные бедствия - вполне в его духе.
С Йодой всё просто - это тип Мудрого Наставника по типу Хирона, воспитателя героев. Очень распространённый архетип. По классической схеме чаще всего живёт где-нибудь в труднодоступном месте отшельником. Оби-Ван в ОТ, между прочим, отыгрывает ту же роль, хотя в юности он был чистый Аполлон - защитник справедливости и "послушный сын". Вот только несвойственный Аполлону сценарий Учителя ему всё обломал.
Дарт Мол - чистый Арес, кроме ярости боя и наслаждения от него, мы ничего практически не увидели. Кстати, не удивлюсь, если у него там где-нибудь ещё комплекс нелюбимого сына затесался. По крайней мере, судя по тому, как он усердствует, это вполне возможно.
Мейс Винду, блин, Аполлон в модусе Стража Закона, карающего нарушителей. Ни убавить, ни прибавить.
Вот кстати, долго я не видел в ЗВ ни одного чистого Гефеста, но потом сообразил - Бао-Дур же! Чуть ли не все признаки налицо: и комплекс отвергнутого сына (Генерал, вы меня забыли!), и замкнутый характер, и увечность (по мифу Гефест был хромым), и специализация соответствующая (Гефест был кузнецом. а Бао-Дур - техник), и даже создание артефактов (чем сделать меч для Изгненника хуже, чем ковать молнии для Зевса?). В общем, всё как по нотам.
Бастила Шан - Афина, только молодая и глупая.
Мира - чистая Артемида. Охотница, независимая девушка, слегка феминистка (вспомнить, как она к мужикам относится...) - в общем, Артемида и есть.
Хаанхар - Арес, но сидящий глубоко-глубоко в Аиде. Собственно, вукийская Долина Теней - это местный аналог Аида, и он продолжает носить её в себе.
Визас - Персефона, причём похищенная Гадесом (кстати, Нихилус чистый Гадес, он настолько Гадес, что у него кроме архетипа и не осталось ничего. Абсолютное воплощение тьмы), пребывающая во мраке Аида и наделённая всеми персефонскими глюками. Между прочим, Изгнанник, судя по всему, Гермес (хоть и женщина), а Гермес - именно тот, кто выводит Персефону из Аида. Прямо хоть садись и миф пиши.
Что самое весёлое - Крея тоже Персефона. Только умудрённая и пребывающая в паттерне Царицы Загробного Мира. Персефона-Царица же по функции своей - мудрая советчица и указательница пути, так-то.
А, вот ещё забавное! Этейн Тер-Муркан походу Деметра. Пока молодая и хиленькая, но всё равно. Архетип Матери, который развивается бешеными темпами при одной мысли, что у неё будет ребёнок. И даже любимого мужчину она воспринимает по-матерински. И своих солдат тоже. И вот такую вот Деметру послали на войну, ага. Молодцы. Гении. Она, правда, очень старается косить под Афину, но получается у неё фигово. И - я прочитал всего две книги и пока не знаю, как там ситуацию разрулила Тревисс - но чисто с точки зрения архетипа это теперь не человек, а бомба с часовым механизмом. Ибо ничто не сравнится по разрушительной силе с Деметрой, лишившейся ребёнка. Интересно, рванёт всё-таки, или нет?
А вот Боба Фетт неархетипичен настолько, насколько это вообще возможно. Для мандалорианской культуры в целом наиболее характерны архетипы Ареса (как воина) и Посейдона (как наиболее распространённый тип лидера). Но в характере Бобы сочетаются не только эти два, там вообще полно всего намешано. И Аполлон (месть за отца - это именно в его духе), и Гермес (стремление к свободе, плюс истинно гермесовские хитрости), и даже гадесовские черты там есть (например, скрытность и нелюдимость). В общем, целый коктейль. Неудивительно, что характер получился столь неоднозначный.
К слову о мандалорцах-Посейдонах. Это именно что типично для них: Зевс обычно строит своё царство с жёсткой структурой, полагает, что подданнные обязательно должны его слушаться и жестоко карает за неповиновение. Для Посейдона его подданные - это скорее "своя братва", а сам он не "царь и бог", против которого пикнуть не смей, а лидер хоть и уважаемый, но "свойский". Вот Боба, в бытность Мандалором, отыгрывал сценарий Посейдона. Джастер Мерил был чистый Посейдон. Кэл Скирата - Посейдон в функции Отца-Защищающего-Детей. Кандерос - скорее всего Посейдон. А вот за Мандалора Наивысшего не поручусь - его было довольно мало, но мне он показался скорее Зевсом. Как и Реван, кстати, если уж мы считаем, что он завоёвывал Республику, чтобы навести в ней порядок (Посейдоны такой фигнёй не занимаются, их больше забота о "своих" волнует).
Пока что это всё, хотя, возможно, я ещё о ком-нибудь напишу попозже...
Малак
[Print]
Клон Джанго Фетта