17-06-2010 12:45 the_Dark_One » 2010, Иерусалим, хижины
Расскажу-ка я вам про самый необычный, на мой взгляд, экспонат Иерусалима. Меа Шеарим (Meah She’arim) – квартал в десяти минутах неспешного пешего шага от исторического центра, Старого города. В этом месте сосредоточения святости и еврейской пАсконности компактно проживают ультраортодоксы иудейской веры, по большей части, ашкеназского происхождения. Ашкеназы – это выходцы из Европы; в-основном, восточной. Название происходит от старого названия Германии. И по-моему, это идиш.


Двигаемся от врат Яффо Старого города. Кругом чистота и порядок. Недалеко от древней стены за дорогой раскинулся торговый центр с бутиками и кошерными ресторанчиками (молоко/мясо отдельно), неприметный впрочем со стороны мест туризма и паломничества трёх религий. Не то что наши московские стеклянные уродцы у метро, увешанные рекламой, всем своим видом кричащие и зазывающие аки придорожные девки. Проходим тихие уютные улочки.





Тут спокойно. Даже граффити на стенах в переулках миролюбивы и умиротворённы. Откуда они знают Гуннбьёрна? :)



Стальные звери и чудовищно громадные (*для насекомых) Жуки содержатся в клетках.



В старых кварталах Иерусалима сохраняют не перестраивая исторические здания. Потому, все коммуникации, все провода и трубы выведены наружу, на стены. Но здесь ещё всё неплохо выглядит. А вот на тесных улочках Старого города, к слову, ситуация куда хуже – все коммуникации так же на стенах, но в жутком беспорядке и изрядно портят виды. Периодически попадаются пресловутые водопроводные краны. И достаточно аккуратно выглядящие счётчики к ним.



В Иерусалиме запрещено облицовывать здания чем-либо кроме иерусалимского камня. Известняк такой местный, приятного кремового цвета. В лучах заката он становится золотистым. “Под небом голубым есть город золотой” - это об Иерусалиме в лучах заката. Благодаря общему стилю, город выглядит очень органичным, гармонично вплетая в свою древность и старые дома и новостройки. Помянутый мной торговый центр в двух шагах от крепостной стены исторического Иерусалима с пятиэтажным подземным паркингом тому пример.




А вот достаточно редкое зрелище: перестройка (возможно – перенос) старого здания. Кирпичик к кирпичику, всё пронумеровано. Кто как, а я вспомнил кума Тыкву из “Чипполино”. :)



Мастер по отделке увековечил свою работу памятной табличкой с самопиаром.



Проходим мимо “итальянской больницы” с церковью и колокольней, построенной в начале 20 века архитектором Антонио Барлуцци. Это первый проект знаменитого и много работавшего впоследствии на Святой земле итальянца. Нетипичный для этого города проект, я б сказал.





При подходе к Меа Шеарим, город вокруг преображается. Совсем недалеко от него можно увидеть даже “колючку” на ограде. Тому есть причины.




На входе в квартал висит табличка: “Соблюдайте нормы приличия в поведении и одежде!” И ниже: “Вход сионистам – строго воспрещён!”. Я б написал ещё: “Опасно! Входите на свой страх и риск!”. Девушки со мной оделись прилично, но без фанатизма – всё ж, чтоб закутаться с головы до ножек, в городе таки жарко. Лена рассказала, как однажды местный поборник пАсконности проходя мимо, обругал нецензурно и даже плюнул в её сторону. Несмотря на то, что одеты девушки на мой взгляд были вполне прилично (а Лена даже вооружилась ребёнком), местные старались переходить на другую сторону улицы от нас. А кто не успевал, просто закрывался от нас ладошкой или святой книгой. Всё-таки не вписывались мы в местную моду и нормы. Может, я ещё поспособствовал в своей джинсе и майке с Дартом Вейдером.





И вот мы внутри. Когда-то Меа Шеарим был вполне себе светским районом, где нерелигиозные люди мирно уживались со святошами. Но в середине прошлого века всё изменилось: ортодоксы начали активную борьбу с “бездуховностью”, вначале добившись запрета работать в шаббат, затем всё больше расширяя влияние своей идеологии и требуя всё большего соблюдения обычаев. Сюда не стоит ехать накануне религиозных праздников и в шаббат: народ изрядно на взводе и может дойти до рукоприкладства. Или устроят вам фирменный массаж камнями – надо?
Название района переводится как «сто крат» и представляет собой выражение из Библии (Быт. 26:12): «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат (מֵאָה שְׁעָרִים): так благословил его Господь.»(с) Вики.





Пешехода – кирпичом!



Духовность обитает в достаточно стеснённых и некомфортных, на мой взгляд, условиях. Я конечно в курсе, что ультраортодоксам предписано лишь Писание изучать и запрещено работать, но улицы-то в чистоте держать, ужель нельзя? Мусор, грязь и глухое средневековье. Тут даже дети, а детей здесь много, играют в мусорных кучах. “Польша, 19 век” – называют это место израильтяне.
Мне напомнило Солженицина:
«Во время продолжительной, двухвековой агонии Польши... еврейство обнищало, морально опустилось и, застыв в средневековом обличье, далеко отстало от Европы». Г. Грец пишет об этом так: «Ни в какое время не представляли евреи столь печального зрелища, как в период от конца Семнадцатого до середины Восемнадцатого веков, как будто это было задумано, чтоб их подъём из нижайших глубин выглядел как чудо. В трагическом течении столетий бывшие учителя Европы были унижены до детского состояния или, ещё хуже, старческого слабоумия» (с) “200 лет вместе, Т.1”.





Израильтяне местных жителей недолюбливают, и не только за их неопрятность и агрессивность в отношение гостей квартала. Ведь например, проживающие в Меа Шеарим члены общины Нетурей Карто, отвергают существование государства Израиль и яро ненавидят сионистов. Они могут в течение всей жизни не покидать границ райончика, а уж за пределы города выбираются лишь их лидеры, ездящие на свои религиозные конгрессы или в арабские страны убеждать антисемитов уничтожить безбожное государство. По их мнению, в Иудею еврейский народ должны были внести на руках, а не так как оно вышло – сами вошли, с огнём и мечом. Ортодоксы успешно вытесняют из района и окрестностей не соответствующих их идеологии и иноверцев. Общаются почти исключительно на идише, снисходя до отрицаемого ими современного иврита лишь когда нужно отчитать случайных прохожих не из местных и туристов. “Уходите, здесь вам не рады!”, “Вам сюда нельзя, прочь!” и т.д.
Большинство жителей квартала Меа-Шеарим – ультраортодоксы (митнагдим – евреи, придерживающиеся «литовской», «классической» ортодоксии и хасиды – последователи разных «учителей», основавших свои религиозные общины 2-3 столетия тому назад на Украине, в Белоруссии, Галиции…). О принадлежности жителей квартала к той или иной конфессиональной группе можно судить по их одежде: одни ходят в белых чулках, другие – в черных, одни носят черные халаты, другие – белые или полосатые… Немало могут рассказать о религиозных взглядах своих владельцев и их головные уборы. (с) Меа Шеарим, статья.




Магазинчики здесь не блещут разнообразием. Основные товары на продажу - религиозная литература и предметы культа. Техникой торгуют тут мало, всё подержанное, сплошь 10-20 летнее. Телевизор здесь запрещён как рассадник порока. Что в-общем, правильно.




Здесь много детей. В среднем по десятку на семью, и плодовитей ортодоксов лишь палестинцы. Но детей не встретишь на главной улице – всё больше по домам и в грязных внутренних двориках под присмотром зыркающих на вас исподлобья мамок. Дети тут чумазы и пейсаты, их лица нечасто посещают улыбки.






Угрюмые мамки, укутанные с ног до головы – частое зрелище. Не прячут под одеждой всё без остатка тело лишь случайные прохожие тётки. Девушки со мной были такими прохожими. Даже их весьма скромные наряды, ярко выделялись среди строгих чёрных с белом нарядов местных дамочек. И ещё непокрытая голова… Это отдельная тема, да.







Местные порядки запрещают замужней женщине показывать волосы кому-либо кроме мужа. Считается, что любая причёска очень эротична и заставляет местного мужика-святошу думать всякое и грешить. Потому, ортодоксальная иудейка носит платок или… парик. Здесь нашли лазейку в Писании да. Не запрещено же носить чужие волосы? Как черепаха становится кошерным орехом, так и пышные чужие косы становятся целомудренной шапкой. Вот на этой листовке – проповедь. Что-то в духе “Все мы знаем, что волосы грешны. Богомерзкий парик – тоже волосы! Еврейская женщина, не греши и не доводи до греха. Прекрати носить парик!”. Надо попросить точного перевода у израильтян. Как метко успела отметить нетуш: "Теперь я знаю, кто автор выражения "побрей **зду!" И это не Шнур".



Такой полиграфией здесь оклеены все улицы. Строгой чёрной по белому, мрачной белой по чёрному, кричащей о непотребстве кислотно-зеленой. Но всё без единой картинки, это грешно. Картинку я видал лишь один раз, без слов – фотографии каких-то именитых деятелей из местных равов. Что это значило, проводили ли они выборы или ещё чего – не знаю. Листовки и объявления пышат нравоучениями и предупреждениями, а так же являются своего рода новостными СМИ первобытнообщинного уровня.




К сожалению(?) я не столкнулся с местной полицией нравов. Израильтяне рассказывают, что есть несколько групп мощных плечистых бородачей с пейсами до колен, патрулирующие в подобающие дни и часы местечковые улицы. Следящие, чтоб все вели себя прилично и богоугодно. А несогласных с такими порядками - по мордасам (хорошо если не камнями), да и выкинуть прочь из квартала!
Вообще, мрачноватый такой райончик. Первоначальный интерес и удивление сменяются недоумением и желанием поскорее район покинуть. Погостили, а теперь прочь из этого заповедника. Израиль – он разный. И в последнюю очередь, такой.
По дороге из Меа Шеарим к Старому городу, это уже достаточно светские места:






Напоследок, несколько фоток из моего прошлого посещения Меа Шеaрим. На первой фотке - молодая парочка, как мы их звали, "комсомольцы". Так уж вышло, что они двигались в одном направлении с нами долгое время и мы смогли понаблюдать за их поведением. Парочка мило беседовала, толкая перед собой коляску. Останавливались перед каждой помойкой по пути. Рылись в ней, что-то находили, складывали находки в припасённый пакет. И шли дальше.








Помянутые мной редкие в Меа Шеарим картинки:








Вот этот, позади Нади, мне показался похожим на Блейд Раннера (ака br, ака флипси-что-то-там). Миша, он как бороду отрастит - так сразу вылитый хасид. :)







И Надюшик, после счастливого спасения из гнезда духовности – на фоне золотого Старого города. :)



Вот и всё, что я хотел написать про Меа Шеарим.
Комментарии:
нервный почвенник
Привет, Давид.
Вообще, больше колоритных фот наделать мне помешали три вещи: боязнь за спутниц, боязнь за камеру, и в меньшей мере, таки уважение к "чужому монастырю". Там повсюду объявления "это жилая, а не туристическая зона, уважайте её обитателей".
Нет у меня опыта репортёрского, с камерой лезть повсюду людей не зля.
прирожденный циник
the_Dark_One Да, уж пожалуйста, постарайся, кавычечек бы
нервный почвенник
нитуш
Хорошо, вот тебе ещё мои словца на будущее:
1) Чортовы норкоманы
2) Мотоциклизд
3) Скусно
4) etc

Готовь поправки.
прирожденный циник
the_Dark_One Нимагу, ты очень трудные слова придумал
Не женщина, а сказка!
нитуш двоечница!!!! а the_Dark_One двоечник! но фотки хороши!
designer
Молодец, Витя! Куча хороших фоток и отчёт интересный, хоть тебя в путеводитель! Даже я почерпнула для себя кое-что новое, например, про "сто крат" (я думала, что сто ворот, даже полезла перепроверить). А главное, какую работу провернул . Единственное, чего не хватает, это портретов, но ты прав, тыкать камеру в лица обитателей было бы как-то не комильфо, поскольку они не в восторге.

Народ, вы поймите, это не просто одетые ортодоксально евреи (этого добра у нас везде хватает), это настоящий заповедник такой. Многие люди там родились и выросли, не выходя за пределы этого района никогда. Поэтому там и не рады гостям, поскольку пытаются свой крошечный мир оградить от внешних влияний. Многие ортодоксы занимаются бизнесом, политикой, путешествуют (как на фотке нитуш), - но это не те, кто живёт в Меа Шеарим. Там совершенно особенная атмосфера. То, что туда можно до сих пор светским туристам зайти, уже удивительно.
нервный почвенник
SnowTiger

То, что туда можно до сих пор светским туристам зайти, уже удивительно.
Вот-вот, как бы не прикрыли эту достопримечательность, а так хоть побывал.
прирожденный циник
SnowTiger но это не те, кто живёт в Меа Шеарим Да мы уже поняли, что это - весьма специфический анклав )) В Праге нам рассказывали про еврейское средневековое гетто (впрочем, по всей Европе такие присутствовали) - это примерно то же самое. Только там евреев за пределы гетто европейцы не пущали (хоть и не могли без них обойтись в смысле финансирования), а здесь - они сами не выходят
ЗыЖ. Насчет того, что они упорно пытаются ограждать свой замкнутый мир от светского влияния - не самая удачная затея ))) Но пусть их, им комфортно - и ладно Это же их монастырь со своим уставом
А фотографический и устный экскурс товарисча Дарквана - зело преинтересный и познавательный, обычно такое читаю и смотрю с удовольствием

отредактировано: 19-06-2010 02:06 - нитуш

гадальная
the_Dark_One замечательный репортаж)) было очень интересно и смотреть и читать)
нервный почвенник
Ромашка
Рад, что не зря убил полвыходного на написание и обработку.
19-06-2010 11:39
Камрад
Отличный отчет, спасибо. Все на высоте, и рассказ, и фотки, атмосфера передана великолепно. Действительно, после такого репортажа туда можно и не ездить.
А не было внутри такого зудения фотографического "блииин какой кадр с детьми колоритный пусть все идут вперед я сейчас тут встану тихонько прикроюсь и тайком щелкну разок, потом увеличу и может получится!"? У меня всегда так внутри кто-то зудит, когда снимать нельзя. Чаще всего ничего не получается, конечно. А у тебя очень даже отменно вышло несколько таких снимков И не побили. Молодец.
нервный почвенник
Privet
Такой зуд есть всегда. А укрыться там особо негде было, разве что за спинами девушек.
камрад
молодец, the_Dark_One, в самом деле, отличный рассказ, если прожив здесь почти 20 лет, узнаешь что-то новое.
я тоже, как и Тигра, была уверена, что Меа Шаарим переводится как "100 ворот".

и никогда не обращала внимания, что во втором слове вторая буква другая - ложная информация (отредактировано.)
(в иврите есть 2 разновидности буквы А - "алеф" и "аин". при этом, правильно произносить вторую А умеют только иеменские евреи.)


не поленилась и зашла на форум юных хаббадников (ивр.) / русская версия, где нашла объяснение, почему этот район называется именно так, "100 крат": в иудаизме есть заповедь, предписывающая с каждого урожая отдавать б-гу 1/10 часть, чтобы быть благословенным, как Исаак, и получить 100 крат от собранного (в будущем) урожая.
таким образом, живущие в Меа Шаарим харедим, изолировавшись от остального народа, превратив маленький участок земли в центр святости и еврейской пасконности(?), рассчитывают на б-жью благословенность и благодать, строго соблюдая все его предписания.

а вообще, удивительно: каким образом у тебя, безбородого и в сопровождении двух красивых девушек, невписывающихся в принятые в районе рамки, получилось столько всего наснять?! ребят, вы все трое (с Роми - четверо) почти герои.))))))

отредактировано: 19-06-2010 15:24 - SharaWara

чЮдо как есть
the_Dark_One Ну, как я говорил, чего детей-то жалеть. Они сыты, одеты, пристроены и по-своему счастливы на мой взгляд.
оценить свое детское счастье могут эти дети только став взрослыми) мы не узнаем насколько они счастливы, не поговорив с ними..
кстати, стало любопытно - шарики на балконе что-то означают или просто для красоты?)
Адын Штук
SharaWara алеф и айн тут ни при чем, в "Меа Шеарим" тоже айн, как и во "вратах", пишутся одинаково, просто шаар, который ворота, это одно, а шаар, который тут - это тот шаар, который курс доллара, например - шаар адолар, то же слово. Шаар с алефом это "остаток".
камрад
Штучка уп-с, ты права)))) по-любому: я тоже была уверена, что это ворота.)))
Адын Штук
SharaWara и я))
19-06-2010 16:18
Камрад
Отличный отчёт! Очень интересно :-)
нервный почвенник
SharaWara
Да не так оно всё и сложно было. Морды кирпичом, заблудившиеся туристас.

РасчЮдесная
Шарики, думаю - просто украшение.

Iron
Закрыть