Долго ли, коротко ли, но попал ко мне в руки сей
легендарный советский портретник c фокусным расстоянием 85мм и максимальной "дыркой" в 1:1,5.
Хочу поведать, что я разузнал о нём в ходе нашего недолгого с ним знакомства. :)
Насколько мне известно, объектив "Гелиос 40" сделан на основе цейсовской оптики и механики (вики
говорит, что существует так же неподтверждённая версия, что конструктив полностью передран у Leica). Первая модель выпускается с 1957 года в варианте под резьбу
М39х1. Вторая модель, которая мне и досталась, выполнена уже под резьбу
М42х1.
Резьба М42 достаточно универсальна, под неё существуют переходники как для
Canon EOS, так и для
Nikon'овского байонета, позволяющие использовать старые резьбовые объективы as is, без изменения фокусного расстояния. Так как автофокусировка на старой оптике исключена, на помощь фотографу должны прийти отдельно устанавливаемый на современную камеру фокусировочный экран с "клиньями" и/или же "одуванчик"
Виктора Лушникова. Я взял во временное пользование китайский вариант переходника с "одуванчиком"
у Ани.
Объектив на вид совершенно дубовый и неубиваемый: корпус стальной, линзы крупные (в количестве 6 штук)... тяжеловат. Весит около 1 кг. Снабжён тремя кольцами, фокусировочное у байонета (что на мой взгляд не шибко удобно), кольцо ручного взвода диафрагмы(!) и кольцо установки режимов диафрагмы. Выставляете значение диафрагмы, закрываете её кольцом взвода, затем наводите фотоаппарат на жертву. Фокусируетесь. Наводка на резкость этим объективом не очень удобная, во-первых из-за расположения кольца, во-вторых из-за его тугого хода. Резкость случайно не собьёшь, но зато и не установишь моментально в какой-нибудь динамической сцене. Имхо, это объектив для неторопливой съёмки. Тугой ход, кстати, не помешал бы второму кольцу - настройку диафрагмы легко случайно задеть и незапланированно изменить. Теоретически, кольцо взвода диафрагмы позволяет при должной сноровке устанавливать диафрагму в промежуточных значениях между фиксированными её значениями... не знаю, нужно ли это.
Что ж, несколько кадров. По имеющимся в сети отзывам, объектив особенно хорош и "портретен" при максимально раскрытой диафрагме. Выставляю доступный 1:1,5.
Сложно точно навестись на объект при малой глубине резкости. :)
Ручная фокусировка требует навыка в обращении и поначалу много кадров уходит в брак. Помогает подтверждение резкости от "одуванчика" Лушникова... но он ошибается, срабатывая чуть раньше чем нужно. Хотя вполне возможно, это особенность конкретно данного переходника китайской сборки.
Рисунок объектив даёт мягкий, в наличии софт-эффект и приятное размытие, с резкостью по центру и "закрученностью в водоворот" по краям.
Интересная штука, нужно поиграться с ней ещё.