После очередного спектакля театра Виктюка снова хочется писать, рассказывать, делиться, читать, думать, смотреть и пересматривать. Я считаю, что это максимальное воздействие на меня, как на зрителя, когда выходишь с ощущением некоторого опустошения и расстройства от того, что это закончилось, но при этом с мыслями, как было прекрасно. После таких спектаклей максимально сложно погружаться в суету города, абсолютно не хочется ехать домой, а утром на работу. И вот я приезжаю домой, начинаю читать и смотреть про героев спектакля, про артистов слушать музыку... Спать хочется, но не получается.
Вчера был "Нездешний сад. Рудольф Нуреев." Я не могу сказать, что много знала до спектакля о танцоре, это скорее были общие знания, которые появились после увлечения балетом, так скажем уровень чуть ниже Википедии: один из первых невозвращенцев, гений современности (200 и более спектаклей в год!!!), поднял значение танцора до высочайшего уровня (с тех пор это не просто "носильщик" балерины), очень высокооплачиваемый, нетрадиционная личная жизнь, СПИД, фонд для молодых танцоров.
В спектакле показана очень бережно, невероятно красиво и музыкально жизнь Нуреева в искусстве, немного и осторожно о личном. Мне очень понравилось, что в спектакле Рудольф (Дмитрий Бозин) практически не танцует, считаю это большим плюсом. Помогает проекция отрывков сохранившихся видео. При этом спектакль невероятно сложный пластически, физически, эмоционально, голосово (не стало помехой отключение микрофона, а сохранение дыхания и ритма, когда артист идет по палке и говорит, считаю практически верхом того, что я видела). Я никого не могу представить другого в этой роли, настолько это было прекрасно во всех отношениях исполнено Бозиным.
Очень символично, что большую часть времени артист "закольцован" в танцевальный станок. Причем со временем он поднимется настолько выше этого станка, что будет держать его и весь земной шар у себя в руках, а затем умрет внутри кольца. До меня не сразу дошло (потом уже прочла), почему накрыли Рудольфа ковром (ну грубо говоря), оказалось, что на его могиле на русском кладбище Парижа лежит ковер.
Актерский состав спектакля замечателен, в очередной раз повторю, что никого не хочется заметить или убрать. Кроме Бозина, который в очередной раз творит чудеса, потому что перед нами был не артист, а словно живой Рудольф Нуреев, отмечу нежную, женственную, но сильную Марго - Анна Нахапетова - они встретились, когда ей было 42, а ему 23, протанцевали вместе больше 15 лет (!!!). Запомнился многообразностью и разнообразием Александр Дзюба.
Отдельные фразы спектакля себе в цитатник:
- Марго, поднимись, проделай до конца. - Не могу. Ты жестокий. - Ты хочешь сказать — жесткий. - Жестокий. - Жестокость не предполагает, чтобы другой человек стал лучше. Жесткость предполагает
...и еще надо посмотреть, кто кого трахнет: то ли СПИД Нуреева, то ли Нуреев СПИД
Ты войдешь в нездешний сад,
В том саду найдешь цветок.
Коль сорвешь ты тот цветок,
Будет путь домой далек…
Я вошел в Нездешний сад.
Я нашел, сорвал цветок.
Прошептал мне тот цветок:
Будешь вечно одинок
Спектакль не для всех, на него нужно настроиться, им нужно увлечься. Некоторым за нами было сложно ближе к концу сидеть. Но это потрясающий спектакль! Виктюк и его артисты для меня в очередной раз делают переворот моей в душе, и я этому очень рада и очень благодарна. Я бы пересмотрела спектакль, но очень боюсь разрушить вчерашне-сегодняшее состояние. Разве что лет через несколько (если не снимут, спектакль уже больше 10 лет идет, да и Бозин не мальчик).
И в конце факт, который завершил мою картинку после спектакля: я родилась на следующий день после смерти Рудольфа Нуреева.
Один балетный тг-канал напи...
[Print]
Леа Танака