Пятичасовой "Фани и Александр" оказался вовсе не затянутым и не занудным, как показалось в начале. Мозаика из кусочков пышных картинок начала складываться ко второму акту, когда пришла ясная ассоциация с "Седьмой печатью" и больше не покидала меня, но развивалась дальше.
Это – тоже фильм о смерти, но в то же время – фильм о возрождении. Это фильм не о судьбе, которой нет, но о предназначении. Это фильм – прекрасная иллюстрация рыцарского девиза: "Поступай как должно, и будь что будет". Когда героиня вступает в противоречие с этим "должным", ее "будет" уводит ее далеко в сторону от своего предназначения, что делает несчастными ее и ее детей. Но как только ошибка исправлена (с большим количеством усилий, конечно, бо рок не любит противоречий себе) – все вновь налаживается – для нее.
Дети же имеют меньшую свободу для собственных поступков. Александр, хоть и пытается бунтовать, слишком слаб для того, чтобы выдержать осаду епископа. К тому же, он живет на грани реальностей, что не позволяет ему быть удовлетворенным тем "будет", которое возникает после поступления "как должно". Он – не белый рыцарь, он всего лишь готовится стать его оруженосцем. Но испытания, выпавшие на его долю, не делают его сильнее, и не гнут – ломают. Он уже не гибок, в отличие от Фани. С ней-то все будет хорошо, с ним же – сомнительно.
И еще. Епископ не убивал свою первую жену и детей – и от этого его фигура делается еще страшнее. Тезис "любовь и уважение несовместимы", в который он искренно верит, не позволит ему убить, но легко позволит держать в рабстве своих ближних.
Отличный актерский состав. Отличная музыка в начале. Отменное послевкусие в конце.
Если кому интересно
[Print]
chron