Из Мариацкого собора мы пошли по, фактически, главной улице, Grodzka – в Вавельский замок. По дороги зашли в две рядом стоящие церкви, одна - Костел Святых Петра и Павла, и пришлось отойти от него подальше, в центр площади Святой Марии Магдалены, на которую смотрит фасад здания, чтоб обозреть целиком.
Перед входом на постаментах стоят фигуры двенадцати апостолов (нач. XVIII в.), прямо над входом в здание висит герб иезуитов, окруженный фигурами святых. На самому верху – герб короля Сигизмунда III. Красивый костёл в стиле барокко, и внутри у него красиво. Не излишне помпезно, чем барокко частенько грешит.
В этом костеле находится самый длинный в Польше маятник Фуко, движение которого демонстрирует суточное вращение Земли. Его часто показывают студентам университета в качестве наглядного пособия. Но мы не удостоились лицезреть – чай, не студенты. Он был убран вверх и его было не видать.
Вторая, стоящая рядом, Церковь Св. Андрея, гораздо более старая даже на вид (Строительство здания церкви было начато в XI столетии при правлении князя Владислава Германа) - представляет собой трехнефную базилику, вход в которую соответствует северному нефу и является одним из немногих в Кракове памятником романской архитектуры. Ничего такой памятник, внушает: от него реально веет древностью.
Стены сложены из каменной шашки, а углы укреплены более крупными брусками песчаника. Внутри тоже красиво, хотя внутренний интерьер не соответствует внешности церкви – в конце 17 в века интерьер костёла был перестроен в барочном стиле. Зато храмовый амвон восхищает: он выполнен в стиле позднего барокко, и имеет форму лодки Святого Петра. Красота, кто понимает.
Ну а потом мы наконец дошли до Вавельского замка – но мы сделали ошибку, не пойдя туда утром: билетов в сокровищницу уже увы, к 14 часам не было: оказалось, что их кол-во ограничено и надо покупать с утра - как и во все сокровищницы в Европе, скажем прямо. Так что мимо сокровищницы Вавеля мы пролетели. Ну что ж, утешили мы себя: в Зелёных Сводах в Дрездене мы своё возьмём.
Во внутреннем дворике дворцового комплекса Вавеля, паласа, находятся входы в разнообразные выставки. Королевские покои (можно попасть только в составе экскурсии), Искусство Востока, Сокровищницу, Оружейную, а также довольно интересную выставку “Утраченный Вавель” (если вам интересна археология). Музей открыт с 9 до 17:45 (работает касса), цены билетов разные, и – на каждую выставку отдельно. Комплексных билетов нет. И, поскольку мы весьма устали до этого, а в Оружейную и Сокровищницу билетов в букинг-офисе (справа от входа в замок через ворота в стене), то никуда на остальные выставки мы не пошли: остальное нам было неинтересно.
А сам замок замечателен – но скорее напоминает не замок, а Кремль, городок в городе. И, разумеется, наибольшее впечатление из всех строений Вавельского комплекса, на нас (на меня то уж точно) произвел Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава. Он использовался как для коронации, так и в качестве усыпальницы для польских королей и национальных героев.
Строительство готического собора в Вавеле было начато в 1320 году, при короле Владиславе I Локетке, и закончено сорок четыре года спустя, уже в царствование Казимира III Великого. В последующие годы собор многократно перестраивался и дополнялся, так что в его облике можно видеть смешение всех европейских архитектурных стилей, невероятное сочетание готики, ренессанса и барокко: Ядро храма — большая трехнефная базилика, выстроенная из кирпича и камня. Фасад украшен узкими стрельчатыми окнами, изображениями орла — символа Польши, и большим готическим ажурным окном-розой. К главному зданию собора прилепились девятнадцать часовен разных эпох, стилей, масштабов и цвета, но все вместе они объединены в цельный, компактный и очень живописный массив – кому-то не нравится, а я от него не могла оторвать взгляд. Очень, просто очень симпатично и оригинально получилось.
И, как и положено примерным туристам, мы обратили внимание на висящие перед входом в собор кости - но фотографировать их не стали. Толпы народы, ракурс не подобрать - всем мешаешь, да и нефотогеничные они. Берцовая кость мамонта, ребро кита, череп мохнатого носорога. По древнему поверью, Вавельский собор будет стоять невредимым до тех пор, пока эти кости охраняют его вход. Но говорят, что есть у них и другое предназначение. Постепенно истлевая, они приближают конец света. И когда эти кости окончательно истлеют, наступит страшный суд. Думаю, их регулярно подновляют и реставрируют, дабы пророчество не сбылось не допустить такого печального конца, хе-хе.
Ну, и, конечно, наш сын потащил нас в «пещеру дракона» (3 евро за вход с каждого) - как же без этого? Он обожает всякие пещеры. По легенде, в этой пещере, когда-то, давным-давно: "Перед Александром Великим (Александром Македонским.), в огромной европейской стране, расположенной к северу от Болгарии и Каринтии, правил князь Кракус. В его государстве, в пещере одной из скал, жило чудовище неимоверной дикости, которому каждую неделю надо было пригонять на съедение много скота — иначе он на людей бросался. Кракус не мог больше выносить такое, и тогда прибегли к хитрости: вместо скота дракону подложили шкуры, наполненные зажженной серой, и их чудовище проглотило, а проглотив — сдохло". Тогда благодарные жители назвали свой город именем хитроумного князя Кракуса... Посещением пещеры мы, как и рекомендуется, завершили осмотр Королевского замка, потому что выход её находится как раз у подножия замка. Там же у выхода мы сделали непременное фото «для галочки» - в стиле «здесь были мы»:сын, лазающий по страшному чудищу. Пофотографировав напоследок замок снизу, из-под стены, с обратной стороны, мы распрощались с ним.
И, устав от такой насыщенной культурной программы, мы вернулись отдохнуть в отель, пройдя по парку, в котором прячутся Высшая Духовная Семинария Краковской Архиепархии и университет им. папы Иоана Павла второго. А отдохнув, прогулялись ещё по вечернему Кракову, прекрасно поужинали в (смешно) итальянском ресторане и легли баиньки: завтра нас ждала дорога на Дрезден.