Расскажу о том, что меня тронуло в Берлине больше всего. Мемориальная церковь Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche), другое, краткое название Гедехтнискирхе.
Мемориальная церковь строилась с 1891 до 1895 года в честь первого немецкого кайзера Вильгельма I по распоряжению его внука Вильгельма II, который стал последним кайзером Германии. На протяжении длительного времени она считалась самой высокой постройкой Берлина: её высота была 113 метров.
Во время Великой Отечественной войны, а если точнее –
23 ноября 1943 года, в результате налёта авиации союзнических войск Мемориальная церковь была разрушена. После окончания войны встал вопрос о строительстве нового храма вместо утраченного. Но берлинцы были так возмущены, издательства газет получили столько гневных писем протеста, что решено было законсервировать старую церковь, а рядом с ней построить новую.
Вот то, что осталось от старой церкви:
[/MORE]
Фактически, осталась только колокольня, но даже и она впечатляет очень сильно. Видно, какой красивой была эта церковь, когда была. Неудивительно, что она была любимой церковью горожан и они были возмущены предложением снести остатки. [MORE=читать дальше]Так что церковь укрепили, а рядом построили новую мемориальную церковь, в стиле хай-тек - видимо, для контраста. Эту, новую, немцы называют синей, из-за светящихся таинственным синим светом стёкол.
[MORE=ещё 2 фото]
[/MORE]
В целом получился потрясающий по силе эмоционального воздействия памятник в стиле "не допустить повторения ужасов войны". Новая церковь изнутри смотрится как некий метафизический кристалл. И душа воспаряет вместе с музыкой органа, дробится о грани, сочащиеся синим траурным светом и падает обратно слезами скорби обо всех погибших во Вторую Мировую.О своих и даже о врагах чуть чуть. Такое место. Ну, по-крайней мере, я это так восприняла. Главное - не путать скорбь с жалостью. Скорбь там по всем сразу. Но жалости и сочувствия к врагам нет и не было.
В церкви только два "постоянных обитателя" - парящий над алтарём Христос с уставшим и скорбным ликом (выполненная из цинка и меди Карлом Хемметером)- и, напротив него, Сталинградская Мадонна (Мадонна в руинах) - икона, написанная написанная на обороте карты немецким военным врачом, бывшим приходским священником (отправленным на самое тяжёлое направление в наказание за критику фашизма в своих проповедях), Куртом Ройбером (Kurt Reuber) в Сталинградском котле, под Рождество, в 1942 году. По его собственному признанию, он сделала это, чтобы дать «каждому частицу спокойствия и надежды». Что, как мы понимаем, крайне нужно было солдатам, страдающим в окружении от недоедания, холода, несущим постоянные потери в тяжёлых боях. Рисунок – тогда ещё не ставший иконой, был подарком на Рождество для них. «Свет, жизнь, любовь. Рождество 1942 года в котле. Крепость Сталинград» - было написано на нем. «Эти слова символизируют тоску по всему, чего сейчас вокруг так мало и что может рождаться только внутри нас» - писал он в письме своей жене. В последующие недели положение немецких войск ухудшилось. В начале 1943 года тяжело раненный командир Гроссе последним самолетом был вывезен из Сталинграда. С ним Ройбер передал свои рисунки, в том числе – и «Мадонну, написанную в укреплениях».
В 1983 году дочь Курта Ройбера передала Сталинградскую Мадонну народу и выбрала Церковь памяти кайзера Вильгельма в Берлине, разрушенную во время войны, и в память об ужасах войны, оставленную не восстановленной. А в 1990 году икона «Сталинградская Мадонна» была освящена церковными иерархами разных христианских конфессий из трёх европейских городов, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятелем англиканского собора в Ковентри, епископом из Берлина и архиепископом Вольским и Саратовским Пименом (Хмелевским). В свою очередь, Гедехтнискирхе подарила две официальные копии «Сталинградской Мадонны»: одну – для английского Ковентри, где также стоят невосстановленные руины в память о жертвах войны. Вторая копия была передана в знак примирения собору Волгограда, который еще 70 лет назад носил имя Сталинград.
Жаль что те, кто развязывает войны, не захотят постоять в этом синем кристалле и проникнуться тем антивоенным настроением, которым пронизано здесь всё. Курту Ройберу выпала горькая судьба - он сполна прочувствовал на себе малую долю страданий, что перенесли наши люди в немецком плену: он был среди тех 90 тысяч солдат 6-ой армии, что выжили в окружении и попали в плен. Только 6 тысяч из них вернулись на родину, некоторые только спустя десять лет. Ройбера среди них не было. После выздоровления от сыпного тифа он страдал хроническим воспалением среднего уха. Он сумел дойти со всеми до лагеря в Елабуге, но там впал в кому и умер 20 января 1944 года. В 1946 году его родным пришла весть о его смерти вместе с его последним письмом и рисунком «Плененная Мадонна» - написанной спустя год, в плену, в Рождество 1943 года.