Четвертый том берет сразу два века одиннадцатый и двенадцатый. Я посмотрю как части разделены, если по векам, то я двенадцатый оставлю на следующий виток. Если как и прошлые тома разделение тематическое - возьму обе чести на этот. Я реально хочу догрести эту серию до конца года, что мне ее всю жизнь чтоли читать.
В предисловии написано, что разделение тома на части вынужденное - международный консилиум ученых работал над томом десять лет, и при этом сдать работы к сроку успела только половина из них. Кто успел вошел в первую часть, остальные во вторую.
Плюс трое авторов глав умерли в процессе работы над ними. И двое дописали свои работы уже будучи присмерти. Там реально в авторах дамблдоры из хогвартса похоже.
Предисловие описывает, что к 1025 году Византия была на пике могущества. Это на самом деле поучительный момент, казалось бы с уничтожения варварами Рима прошли какие-то жуткие столетия, казалось бы с одной стороны империя Карла Великого, с другой муслимы, с третьей викинги, с четвертой балканы и Русь нарождается, казалось бы в самой Византии перманентный ахуй, она загнивает просто отчаянно. И при этом десять гребаных веков - нихера не загниет, так и будет величайшей вообще империей на планете, сравнимой ну разве что с Китаем, вплоть до османских (а потом наполеоновских) времен.
Вопрос - а почему? Ответ - а ровно по той же причине, почему Древний Рим стоял веками. Потому что при всех его проблемах (а проблем что у Рима что у Византии был вагон) - вокруг было еще большее дерьмо.
В результате там временно то тут то там поднимались империи, типо каролингов, но потом так же и разваливались, а Византия оставалась все так же срать на всех с культурной колокольни.
К одиннадцатому веку викинги становятся для Византии тем же, чем были готы для Древнего Рима - то есть дикими приграничными племенами, прекрасно вписанными в имперскую систему мира. Русь была во многом частью этого мира условных "викингов", так же как и Польша и Балканы и прочие славянские племена разной степени организованности.
Книга приводит в пример Олафа, короля Норвегии, который воюет в Киеве с Ярославом, женится на его дочери, одновременно служит трем византийским императорам, а погибает аж рядом с Йорком в попытке захватить Англию. К концу одиннадцатого века это все пошатнется, потому что окружающие племена - в первую очередь мусульманские и балканские - начнут культурно Византию догонять.
В целом одиннадцатый век - это век Византии, весь средневековый мир это одна империя и торгово-военные окраины. В частности в роли одной из таких торговых окраин начинают подниматься итальянские города-государства. Что еще не Возрождение, но первые предпосылки к нему. Ровно те же роли исполняют Египет и Испания. Ну и Русь естественно, которая, напомню, крестилась в 988, то есть незадолго до.
Одиннадцатый век это фремя формирование средневековых городов, торговых обществ и гильдий, которые местами начинают даже доминировать над военно-админстративными властями.
Так же в этом веке прошла мощная рестукрутизация церкви, фактически возникла средневековая церковная бюрократия, именно в одиннадцатом веке религия начинает играть важную роль в разделении людей, фактически на три группы - христиан, мусульман и евреев. И как результат - первый крестовый поход на излете века. Ну и церковный раскол тоже, чуть раньше.
Вообще до одиннадцатого века религии довольно свободно уживались друг с другом, на территориях считающихся мусульманскими - свободно жили христиане и наоборот. Межрелигиозная вражда была исключением, а не правилом.
Это все была первая глава с общими признаками века. Далее идет вторая - про изменения в добыче пищи и следующему за ними демографическому росту. Автор описывает эпоху между 1050 и 1300 годами как "век прогресса" (ну так-то любой практически век это век прогресса).
Глава описывает, что в одиннадцатом веке религия проникла во все сферы жизни, все стало частью ритуала, фактически любой человек жил в фентезевом мире по фентезевым законам, любое его действие было частью общения с духами. Ну то есть понятно что все это существовало и до средневековья, это всегда так было (а для многих и до сих пор так), но в одиннадцатом веке религия полностью в этот процесс встроилась и сформировала единую общую тоталитарную, какбы, систему.
В целом это создало какбы стандартизацию жизни, Европа унифицировалась, упорядочилась после пост-каролингского хаоса.
В европе при этом жило примерно 40-65 миллионов человек. 1.5 миллиона Британия, 6-9 - Франция, по 5-7 в Германии и Италии, и росло примерно на треть за век.
Основными тормозами была детская смертность (каждый третий ребенок умирал до достижения двухлетнего возраста) и целибат, в котором состояло до трети населения (я подозреваю что это было так же связано и с высокой смертностью матерей во время родов).
Средний возраст аристократии был 50-55 лет, церковники так как не участвовали в войне (обычно) - нередко доживали до восьмидесяти. Питались практически все население европы в основном одним хлебом. Порция в 300 грамм в день легко могла быть нормальным ежедневным рационом среднего крестьянина. Понятно, что на такой диете жили они не долго и не счастливо. И это еще считалось процветанием по сравнению с предыдущими веками.
Идут описания средневековой деревни, которая начала дробиться. До одиннадцатого века это были общие общинные дома, которые постепенно принялись трансформироваться в отдельные дома отдельных семей.
Начиная с одиннадцатого века человечество массово засеивает все пригодные пространства, появляются те самые бесконечные вспаханные поля, этот процесс завершится к четырнадцатому. Фактически с этого времени можно считать, что человек завоевал природу, перестроил ее для себя, а не выживает там где-то по углам.
Я вообще хочу поискать отдельную книгу о том, как менялась обработка почвы с доисторических времен до нашего времени.
Третья глава про города. В целом одиннадцатый век - это возвращение городов.
Еще более в целом, какую я вижу последовательность:
1) Доисторические времена - люди живут охотой и собирательством. Живут маленькими племенами-общинами (большая тупо не прокормится) и мало чем отличаются от животных.
2) Потом изобретают скотоводство. Появляются кочевники. Что какбы резко увеличивает количество людей, способных жить в одном месте, однако город кочевники не построят - им же, ну, нужно кочевать, ты же город с собой не утащишь при переезде.
3) Далее допирают до примитивного земледелия. Это трудозатратный процесс, требующий участия огромного количества людей. На этой идее в окружении кочевников-собирателей возникают античные империи. Фактически гигантские рабовладельческие механизмы по стабильной добыче пищи. Возникает торговая сеть между империями и ее хабы и управленческие центры - города.
Все это крайне хрупко и кое как, но держится (собственно мы знаем пример, когда весь вообще античный мир тупо рухнул от неудачного стечения обстоятельств, плюс судя по всему глобальные разрушения аналогичных античных империй были в Индии и Америке).
4) Далее в Европе развивается земледелие до такой степени, что прокормить саму себя способная отдельная деревня. (В Китае рис оказывается более сложной для выращивания культурой, поэтому там к этому этапу перейдут сильно позже). В результате начинаются средние века, античная имперская система разваливается (хотя остаются некоторые ее осколки), но теперь на ее остатках возникают не новые империи и не охотники-собиратели, а мешанина мелких феодов, каждый из которых в целом худо-бедно но может прокормить сам себя. Это время упадка городов, время хаоса.
5) Далее эпоха Карла Великого - фактически попытка создать новую имперскую структуру, состоящую из этих феодов. И в виде центров этой новой структуры - возникновение новых, средневековых уже городов.
Попытка не супер удачная, империя разваливается, снова какбы возвращая все к пункту 4, но все уже какбы думают "а что, так можно было".
6) И вот мы подошли к одиннадцатому веку, когда Византия связывает осколки цивилизованного мира в единую торговую сеть, снова идет массовое появление торговых хабов (городов), но уже на основе начинаний каролингов и на новом техническом уровне. То есть это уже совершенно другие - средневековые - города.
Все это уже значительно более стабильная система, собственно она в мировой истории так и не развалится, будет сравнительно быстро восстанавливаться после потрясений и доживет до наших дней
Потом еще будет двенадцатый век, где в целом те же самые процессы, что начались в одиннадцатом, те же самые торговые сети будут расходиться более мелкими ветками вглубь стран, так что число городов в Европе почти удвоится.
Сами по себе города не такие мелкие - столицы добираются до 50-100 тысяч жителей к концу двенадцатого века.
В книге идут подробные описания раннесредневековой городской культуры, городских институтов, профессий и прочего.
Четвертая глава про формы власти. Здесь все ровно так, как можно предположить.
Пятая про развитие законности. Все это резко понадобилось с ростом городов, так как деревенские все друг друга знают и в целом сами между собой разберутся, а в городах большие массы незнакомых людей и возникает необходимость полиции, судов и прочего. Все это шло бок о бок с григорианскими реформами так как мирской суд считался формой суда высшего. Формирование гражданского права шло одновременно с церковной реформацией. Все это конечно было в первую очередь направлено на укрепление позиций папства.
Одновременно усиливаются торговцы, и как раз они больше всех заинтересованы в писанных правилах и либеральных институтах т.к. бизнес нужно вести в предсказуемой среде. Кое где (в первую очередь в Италии) они успешно нагибают аж церковные власти, так что формируются зачатки средневековых олигархий.
С усложнением законности - появляется необходимость в юристах, таким образом появляются целые институты, направленные на их выпуск. Институты значит студенческие общества, вобщем первые намеки на будущие ростки возрождения.
Шестая глава про сообщества рыцарей. 12 век - время рыцарей короля Артура. В целом появление рыцарской касты идеально наложилось на всеобщее помешательство на религии + крестовые походы тоже задали необходимую атмосферу. Собственно в результате среди участников крестовых походов начинают образовываться рыцарские ордена разной степени упоротости.
Седьмая про папство и христианство. Я хочу к ней еще вернуться когда пройду разделы с историями отдельных стран. Мне на самом деле не нравится этот подход, когда сначала идут общие темы а потом разбивка по странам. В прошлых томах было наоборот, и это было удобнее.
Восьмая и девятя про структуру церкви в 11-12 века. К этому тоже вернусь позже.
Десятая - религиозные сообщества. Ой это уже слишком глубокое закапывание в тему, мне плевать.
Одиннадцатая - церковные институции. Вернусь позже.
Двенадцатая - развитие образа мысли и образование (в первую очередь церковное). Ну я в целом и так это знаю.
Тринадцатая - отношение религии и мирян. Мне в целом плевать. Далее.
Четырнадцатая - крестовые походы. Блин ну дайте истории отдельных стран, а потом это вот все. Они мало того что совместили два века, так еще и вывернули наизнанку все.
Пятнадцатая - восточные церкви. Позже. Надеюсь там про культистов и прочих раскольников тоже будет.
Во, и начиная с шестнадцатой главы пошли отдельные страны.... точнее нет нихера не пошли
Одна глава про мусульманскую часть испании.
И потом снова не страны а тематики. Глава про евреев. Глава про литературу и глава про арт и архитектуру. И на этом первая половина тома все.
Да, и вот уже вторая половина четвертого тома (которая сама по себе талмуд на тысячу страниц мелким шрифтом сурового инглиша) - вот она уже про страны.
Короче это следующим постом.
Arcane s2e7-9
[Print]
nePu6kin