хорошие люди всегда встречаются снова
Sirin
дневник заведен 10-02-2004
постоянные читатели [154]
3_62, 8-) СТИКС, A i s c h a, A1ien, Aglaia, anikeeva, ARMY, Arris, Artt, asole, Avana, Basilicum, BISyanya, blackberrry, Bladewalker, Cherry_Dashik, Creative emotion, Dama&@, Die Flora, dimas, Dreamtiger, Dummy, Eagles, Emptyness, End split, Eroshka, Eternity(ToSA), Etheriall, four seasons, Galateya, GoldenAndy, Guaranda, hanami, Hunger, Hydralisk, Indigo girl, I_R, Jeanne Osoien, Jouir, Kanpu3Ka, kolobo4ek, Kukushka, K_Altos, leksei, Lilichka, Loss of Soul, Mari-May, Marineska, Marjerri, Mechanic, meteora, Mirabelle, Nessy, nevidim, Nicholas Hawkwood, nobuddhy, NoGod, O De San, OkeaNik7, onk, Paint It Black, Panny, Parshivka, pauluss, photo, photo_tDO, point69, Princessen, Pulim, RADAR, Radu, Ra_au, RomperStomper, ruslan7, ryecat, Samum, Sergo, SharoWar, Silvara, Simpli, SoulOfTheI, Southern_Cross, strangeman, Tajutka, The Cure, The Doors, The House Of Rock, Tournesol, Uncatchable Jane, ura23, username, Vasilich, Volna, vvol, Wetka, WhereItFrom-Club, Wrong Direction, zappa, Zoi_site, z_g, Альфи, Ануца, Арматур-батыр, Белый, Библиотека, Бодюлька, Бонни, Брю, Буквы иллюзий, Букля_, В кедах по снегу, Великое Ничто, Влюбленная в жизнь, Волшебница Эфи, Вредные Советы, Дизайнер шатун, Дочь Самурая, Дура, Дядя Федор, ежеви, Ёлочка, Желудь, Карпатский ёж, Ква-кВася, Клуб меломанов, криворук, Лёчка, Марина, Мастер, Мильди, Мюу, Не та, новембер, ПАРАД УРОДОВ, Паранормальный клуб, ПЕПЯКАМОБИЛЕ, Птица без ног, Путник, Роковая малышка Ню, Синий Мастер, Стрелка_в_центре, Та сама киянка, ТАРЗАНКА, Тин, Тихий океан, Толерантный клуб, Тррринадцатый, Хару, Хикки_коморный, Чел, Шпулька, Штиль, Эль, Юкка
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Днепр, Украина
интересы [3]
музыка, вода, молитва
антиресы [2]
моя глупость, чужая неискренность
23-03-2008 19:56 Продолжаем исследования философского рунета - Славай Жижек
Вот, наткнулся на очень интересного мыслителя. Оказывается, даже в маленькой Словении есть серьезная философия.

Итак, фрагменты из книги Славоя Жижека "13 опытов о Ленине" (цитаты выделены курсивом), с моими размышлениями.



Наша повседневная жизнь в эпоху позднего капитализма связана с беспрецедентным отрицанием жизненного опыта других.

Ведь действительно, мы с вами можем наслаждаться жизнью, в то время как прекрасно знаем, что большинство населения мира себе такого –просто качественной еды, качественной питьевой воды, горячей воды, электричества – позволить не могут. Ну и что же, разве это повод нам перестать наслаждаться этими благами? Помнится, у Сергея Соловьева в «Доме под звездным небом» герой, оставшись наедине с девушкой, в ответ на ее просьбу почитать стихи, читает что-то вроде «как мы можем говорить о любви, когда в Африке дети умирают» и получает от нее вполне заслуженную пощечину. Мы воздвигаем между собой и страдающим миром эмоциональную стену, ибо только так можем выжить.
С другой стороны, как и предрекал Герберт МакЛюэн, мы теперь все живем в «большой деревне», радио, телевидение, Интернет делают мир очень маленьким, все теперь рядом, наши близкие соседи – все 6 миллиардов населения, информация поступает к нам быстро и отовсюду, и мы с интересом за ней следим. Причем, различные ток-шоу и новости из горячих точек заостряют внимание именно на чужих страданиях, прежде всего именно их делают доступными для нашего восприятия.

В условиях позднего капитализма наша эмоциональная жизнь оказывается, таким образом, основательно расколотой: с одной стороны, существует сфера "частной жизни", интимных островков искренних чувств и глубоких привязанностей, которые оказываются как раз теми помехами, что не позволяют нам увидеть большие проявления страданий; с другой стороны, существует (метафорически и буквально) экран, через который мы ощущаем эти большие страдания, ежедневно засыпаемые телерепортажами об этнических чистках, изнасилованиях, пытках, природных катастрофах, которым мы глубоко сочувствуем и которые иногда подвигают нас принять участие в гуманитарной деятельности. Даже когда такое участие "персонифицировано" (подобно фотографиям и письмам от африканского ребенка, которому мы регулярно помогаем деньгами), в конечном счете плата сохраняет здесь свою фундаментальную функцию: мы платим деньги, чтобы удержать страдание других на соответствующей дистанции, позволяющей нам проявить сочувствие, не ставя под угрозу нашу безопасную изоляцию от их реальности.
Подлинная же работа любви должна состоять не в том, чтобы помочь другому, подкармливая его нашими объедками через безопасный забор, скорее она заключается в работе по сносу этого забора, чтобы напрямую обратиться к отвергнутому страданию Другого.


Через такое же желание эмоционально оградиться, Жижек объясняет запрет на публичное демонстрирование страсти (в некоторых западных обществах под обвинение в сексуальном домогательстве можно попасть, уже, наверное, даже за неосторожный взгляд на женщину, и уж тем более за высказанный ей комплимент) – нам нетерпимо всякое вторжение Других в нашу эмоциональное пространство. И разве то же самое не происходит с расширяющимся запретом на курение: сначала все офисы были объявлены зоной "без сигарет", потом рестораны, потом аэропорты, потом бары, затем частные клубы, а в некоторых университетских городках - территория на расстоянии 50 ярдов от входа, вплоть до недавних попыток наложить запрет на курение на тротуарах и в парках. Источник этих явно чрезмерных ограничений - опасное удовольствие Другого, олицетворением которого является "безответственное" курение сигареты и глубокая затяжка с нескрываемым наслаждением.

Политкорректность стремится именно к этому – любить других, не заостряя внимания на их особенностях. Нельзя называть черных черными, говорить о присущей им природной сексуальности или хвалить их за присущим именно черным уникальный остро меланхолический тембр их голосов. Политкорректно любить всех людей, независимо от их характерных черт. С этой точки зрения идеальный ближний – мертвый ближний.
В подлинной любви я люблю другого не просто как живого, но вследствие самого беспокоящего избытка жизни в нем. Как насчет того, чтобы не просто "терпимо" относиться к Другому, а полюбить его именно за его несовершенство?

Здесь Жижек говорит о том же, о чем говорил Маркс – об отчуждении (а Бердяев называл это объективацией). Здесь наш ближний отчуждается от нас, и мы относимся к нему не как к живому человеку, а как к некоему образу. С этими-то образцовыми людьми мы вполне можем и быть терпимыми, и помогать им, и любить их. Намного сложнее помочь реальному человеку, полюбить реального человека, со всеми особенностями его жизни и его характера. То же самое, вероятно, относится и к «образу врага». Легко ненавидеть образцового русского, украинца, мусульманина, еврея. Намного сложнее испытывать это чувство к реальному человеку, со всеми его жизненными сложностями.
А ведь и любим, и ненавидим мы часто именно так – в отношении к образам.
Комментарии:
24-03-2008 02:11
Камрад
" Здесь наш ближний отчуждается от нас, и мы относимся к нему не как к живому человеку, а как к некоему образу. С этими-то образцовыми людьми мы вполне можем и быть терпимыми, и помогать им, и любить их. Намного сложнее помочь реальному человеку, полюбить реального человека, со всеми особенностями его жизни и его характера. То же самое, вероятно, относится и к «образу врага». Легко ненавидеть образцового русского, украинца, мусульманина, еврея. Намного сложнее испытывать это чувство к реальному человеку, со всеми его жизненными сложностями.
А ведь и любим, и ненавидим мы часто именно так – в отношении к образам."

Последнее время обращаю внимание на то, что современные "гумманисты" любят поговорить "вообще": о ненависти, гомосексуалистах, расизме, принципах жизни и т.д. и т.п. Однако их частная жизнь жестко отделена, там царят другие законы, не тождественные декларируемым.

Любить, ненавидеть, поддерживать, противостоять нужно конкретно, а не "вообще"
Камрад
Наверное, мужик этот - большой курильщик. сигареты запрещают не потому, что запрещают демонстрировать удовольствие, а потому что курящие в офисах, ресторанах и особенно на улице вредят некурящим окружающим. а он вона как - даже философию целую подогнал...
сын Света
криворук ну в ресторанах еще куда ни шло, но вот особенно на улице - это просто смешно. Автомобили, ездящие по улицам, приносят тебе куда больший вред, чем курящие на остановке в ожидании трамвая люди. Жижек спорый, конечно, но мысль интересная, а ты ее просто отбрасываешь.

z_g ясное дело.
Камрад
парочкам на улице никто не запрещает целоваться. Хотя они-то точно демонстрируют удовольствие.
Камрад
Sirin, курящему некурящих не понять...а ты поди еще куришь и оправдываешь свое курение
у нас когда этот закон приняли, мне прямо так понравилось, да и народ курящий в особой обиде не остался, ходит в заведения где единомышленники, хотя и не каждому курящему, получающему удовольствие от курения нравится, во время курения вдыхать чей-то аромат удовольствия, хотя после еды = святое дело закурить. И стало проще знакомится, выходя покурить. На улице никто не запрещает курить, разве что неясное пространство под навесом на остановке.

вот только закончила слушать аудио книгу Паоло Коэльо "11минут" и там была интересная мысль, главная героиня попала в Женеву из Бразилии и желая познакомится на улице или просто произвести впечатление на окружающих, она столкнулась с тем, что на нее почти никто не обращает внимания. И кто-то ей заметил, Женева настолько маленькая, да и Европа, что все ведут себя так отстраненно, чтобы освободить немного пространства для жизни...примерно так. Хотя моя подруга из Канады, постонно замечает, что в Германии народ любит больше пялится, что в Канаде меньше делают, не смотря на большое пространство для жизни, но я сравниваю с Украиной, могу сказать, что пялятся гораздо меньше и порой пялятся, чтобы угадать, может тебе нужна помощь, если ты не можешь найти что-либо на карте и заблудился, или просто упал, или у тебя что-то упало, поднимать бросаются даже старушки.

Здесь наш ближний отчуждается от нас, и мы относимся к нему не как к живому человеку, а как к некоему образу. С этими-то образцовыми людьми мы вполне можем и быть терпимыми, и помогать им, и любить их.
я думаю, что так воспринимать, это защитная реакция, потому что не каждый человек сможет снести большое количество близко знакомых людей и чтобы так просто раздаривать свое внимание и тепло души на улице, это тебе может принести конечно как и радость, так и страдание, вот этого страдания и хочется избежать, потому люди и прячутся за маской равнодушия, до той поры пока кто=то не зацепит так, что возникнет желание искренне помочь и тут уж человек не будет для тебя безликим "образцовым" и неживым.
сын Света
Die Flora я рад, что ты прочувствовала Жижека. Куэльо, как ни странно, тоже оказался в тему.
По поводу курения, так у вас еще и либеральные законы. В США запрещено курить в любых барах и ресторанах, например. Да даже и у нас есть указ о курении в общественных местах, к счастью он не выполняется. Я, кстати, практически не курю, пару сигарет в месяц, не более.
25-03-2008 16:01
Камрад
Sirin В США запрещено курить в любых барах и ресторанах, например.

Ага, в Австралии тоже. И как-то ничего, знаешь. Правда, климат позволяет всегда иметь столики на улице - там желающие могут хоть укуриться. Помню, еще до запрета как-то обратила внимание на буквально серо-зеленый цвет лица молоденькой девушки-работницы насквозь прокуренного бара. Как по мне, так лучше запрет.

Когда приезжала отсюда в Киев, никак не могла привыкнуть к тому, что мои волосы постоянно воняют сигаретным дымом. Стоит только пройти по улице, постоять на остановке - все, этот запах с тобой везде.
25-03-2008 16:16
Камрад
Sirin Наша повседневная жизнь в эпоху позднего капитализма связана с беспрецедентным отрицанием жизненного опыта других.

Мысль понятна, только не совсем понятно, что тут качественно нового и присущего именно эпохе "позднего капитализма". Свободные люди всегда видели страдания рабов, лавочники и капиталисты - нищету рабочих кварталов и т.д. Кареты всегда ездили среди нищих, "благополучные" люди всегда при желании находили способы отчуждения от "неблагополучных".
сын Света
Ra_au "благополучные" люди всегда при желании находили способы отчуждения от "неблагополучных" а вот Жижек об этом говорит, что отчуждение - это не просто черта психологии, а что она связана с особенностями общества, в котором мы живем. Жижек, как житель социалистической республики, не может в своей философии не аппелировать, в той или иной степени, к Марксу. А у Маркса отчуждение - это прежде всего свойственное именно капитализму отчуждение в сфере труда: Безразличие к определенному виду труда соответствует такой форме общества, при которой индивиды с легкостью переходят от одного вида труда к другому и при которой данный определенный вид труда является для них случайным и потому безразличным. Труд здесь, не только в категории, но и в реальной действительности, стал средством для создания богатства вообще и утратил ту сращенность, которая раньше существовала между определенными индивидами и определенными видами труда.
А если даже отойти от привязки общественной жизни к трудовой деятельности, все равно можно сказать, что раньше мир был маленьким, и если ты отгораживался от нищеты, то ты отгораживался вот от этого конкретного бездомного. Которого ты, часто, даже знал, как звать и что его довело до такой жизни. И если ты помогал кому-то деньгами или едой, то опять же, помогал конкретному человеку, с которым, вольно или невольно, знаком уже много лет. То есть любил или презирал, но совсем отгородиться не мог. А именно современное обезличенное общество, оторванность человека от корней, от конкретного места проживания, от конкретного коллектива, плюс огромность мира (о страданиях людей в Эфиопии мы знаем больше, чем о нищих из соседнего двора) и позволяет абстрагироваться от ближних, и любить или ненавидеть некий образ человека, но не самого человека.
26-03-2008 03:48
Камрад
Ra_au А именно современное обезличенное общество, оторванность человека от корней, от конкретного места проживания, от конкретного коллектива, плюс огромность мира

Тогда, пожалуй, логично было бы сказать, что все это началось с развитием городов, и перемещением туда все большего числа народу? Поздний капитализм в этом смысле от раннего капитализма, феодализма и рабовладения принципиально отличает только наличие СМИ (которые, да - неслабо способствуют обезличиванию), но это уже отдельная тема. Т.е. привязка к системе производственных отношений все равно как-то... сомнительна.
Камрад
Die Flora я рад, что ты прочувствовала Жижека. Куэльо, как ни странно, тоже оказался в тему.

чувствую себя прямо студенткой-первокурсницей, которая сдала экзамен Дякую пан Прохфесор.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть