хорошие люди всегда встречаются снова
Sirin
дневник заведен 10-02-2004
постоянные читатели [154]
3_62, 8-) СТИКС, A i s c h a, A1ien, Aglaia, anikeeva, ARMY, Arris, Artt, asole, Avana, Basilicum, BISyanya, blackberrry, Bladewalker, Cherry_Dashik, Creative emotion, Dama&@, Die Flora, dimas, Dreamtiger, Dummy, Eagles, Emptyness, End split, Eroshka, Eternity(ToSA), Etheriall, four seasons, Galateya, GoldenAndy, Guaranda, hanami, Hunger, Hydralisk, Indigo girl, I_R, Jeanne Osoien, Jouir, Kanpu3Ka, kolobo4ek, Kukushka, K_Altos, leksei, Lilichka, Loss of Soul, Mari-May, Marineska, Marjerri, Mechanic, meteora, Mirabelle, Nessy, nevidim, Nicholas Hawkwood, nobuddhy, NoGod, O De San, OkeaNik7, onk, Paint It Black, Panny, Parshivka, pauluss, photo, photo_tDO, point69, Princessen, Pulim, RADAR, Radu, Ra_au, RomperStomper, ruslan7, ryecat, Samum, Sergo, SharoWar, Silvara, Simpli, SoulOfTheI, Southern_Cross, strangeman, Tajutka, The Cure, The Doors, The House Of Rock, Tournesol, Uncatchable Jane, ura23, username, Vasilich, Volna, vvol, Wetka, WhereItFrom-Club, Wrong Direction, zappa, Zoi_site, z_g, Альфи, Ануца, Арматур-батыр, Белый, Библиотека, Бодюлька, Бонни, Брю, Буквы иллюзий, Букля_, В кедах по снегу, Великое Ничто, Влюбленная в жизнь, Волшебница Эфи, Вредные Советы, Дизайнер шатун, Дочь Самурая, Дура, Дядя Федор, ежеви, Ёлочка, Желудь, Карпатский ёж, Ква-кВася, Клуб меломанов, криворук, Лёчка, Марина, Мастер, Мильди, Мюу, Не та, новембер, ПАРАД УРОДОВ, Паранормальный клуб, ПЕПЯКАМОБИЛЕ, Птица без ног, Путник, Роковая малышка Ню, Синий Мастер, Стрелка_в_центре, Та сама киянка, ТАРЗАНКА, Тин, Тихий океан, Толерантный клуб, Тррринадцатый, Хару, Хикки_коморный, Чел, Шпулька, Штиль, Эль, Юкка
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Днепр, Украина
интересы [3]
музыка, вода, молитва
антиресы [2]
моя глупость, чужая неискренность
03-11-2008 00:38 Одиночество
Вот я тут к философскому собранию набросал, это обрывки, мало скрепленные смыслом и с громадным количеством цитат, но все же прошу вас прочитать и сказать, что вы обо всем этом думаете (помните, была такая реклама, где мужик, глядя в камеру, молчал, молчал, а потом сказал-таки - "когда-нибудь придет время, и я скажу все, что я думаю по этому поводу" ). Итак:

Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации (википедия).

Бытие 2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Екклесиаст 4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».

Главное, что мы выносим из этого определения - проблема одиночества - это проблема коммуникации, и одиночество может иметь и позитивный аспект – например, Сартр говорил, что ад – это другие, а Бисмарк не мог понять - зачем люди ходят друг к другу в гости и отравляют этим друг другу же жизнь. И ведь у него еще не было мобильного, добавляет Александр Гузун. Ну это аспект человеконенавистничества, но можно вспомнить, что и из любви к человеку люди уходили в одиночество – монашеская пустыня. В пустыне приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези ему.

Но нас интересует, наверное, прежде всего негативное понятие одиночества.
...еще издревле люди верили, что ад -- преисподняя. И только один из кругов этого ада -- ад одиночества -- неожиданно возникает в воздушных сферах над горами, полями и лесами. Другими словами, то, что окружает человека, может в мгновение ока превратиться для него в ад мук и страданий

Очень хорошо оно отображено в литературе. Я встретил высказывание о том, что одиночество - одна из архетипичных тем для писателя, наряду с возвращением/путешествием, любовью, смертью…
Очень ярко эта тема прослеживается в романе Харуки Мураками «Мой любимый sputnik»

С того дня Сумирэ стала про себя называть Мюу "мой любимый спутник". Она обожала звучание этого слова - "спутник". Напоминало о собаке Лайке. Искусственный спутник Земли бесшумно рассекает тьму космоса. Из маленького иллюминатора смотрят черные и такие славные собачьи глаза. Что вообще она там видела, эта псина, посреди бескрайнего космического одиночества?

Кстати, вы знаете, что такое "спутник" по-русски? По-английски - "travelling companion". "Тот, кто сопровождает в пути, попутчик". Я тут недавно листала словарь и случайно узнала. Какое странное совпадение, если вдуматься. Непонятно только, почему русские выбрали для своего космического корабля такое необычное название? Ведь это всего лишь несчастный кусок металла, все крутится, крутится себе один-одинешенек вокруг Земли - и больше ничего...

И тогда я поняла. Всю дорогу мы казались замечательными попутчиками, хотя были всего лишь одинокими металлическими болванками, и каждая описывала круги по собственной орбите. Издалека они смотрятся прекрасными падающими звездами. А на самом деле там - мы, запертые поодиночке, как преступники, внутри этих железок, и летим неизвестно куда. Если случайно орбиты двух спутников совпадают, тогда мы и встречаемся. И соприкоснувшись, даже способны узнать друг в друге родную душу. Но лишь на мгновение. Чтобы в следующий миг вновь оказаться в абсолютном одиночестве. Пока не сгорим где-нибудь дотла и не превратимся вообще в ничто.

Я закрыл глаза, вслушался в тишину и стал думать о потомках того первого "Спутника", которые продолжали двигаться по небу, связанные с Землей единственными узами - силой притяжения. Одинокие металлические души, они свободно рассекают мрак космоса, случайно встречаются друг с другом, проплывают мимо и расстаются навеки. Никаких приветствий, никаких обещаний на будущее.


Тема человеческой коммуникации является важной темой в философии экзистенциализма. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо.
Экзистенциалисты об одиночестве:
Сартр, «Тошнота»: «В мире нет ничего закономерного. Все случайно. Существование не является необходимостью. Существовать -- это значит быть здесь, только и всего». «Беспричинно все... и я сам. Когда это до тебя доходит, тебя начинает мутить и все плывет, -- вот что такое Тошнота».
Придя к этому заключению, Рокантен понимает, что он лишь один из множества существований, случайных, беспричинных и связанных между собой только одним: все лишние, лишний и он.

То есть основа одиночества – абсурдность и случайность нашего существования.

Сартр, «Другие»:
Рассказ о взаимоотношениях четырех человек, волею обстоятельств оказавшихся в замкнутом помещении, напоминающем гостиничный номер, дает возможность автору поведать об адовой пытке, что пострашнее прочих. Персонажи обречены на постоянное бодрствование и на необходимость откровенного общения с оказавшимися рядом с ними людьми, непрерывный контакт с которыми неизбежно превращается в непереносимую душевную муку для каждого. Более того, он выявляет в любом из этой четверки прежде не слишком заметные особенности личности, далеко не всегда позитивные. Каждый - вольно или невольно - здесь истязает остальных. Постепенно зрителям становится ясным, почему автор первоначально дал своей пьесе название "Другие", завершив ее страшной, по сути, репликой-сентенцией: "Ад - это другие".

То есть человек не просто одинок, а он еще и страдает от того, что вокруг – другие.

Выход:

Авторы-экзистенциалисты, которые поставили своими темами одиночество, выхода в итоге не находят. Мир – абсурден. Все люди – безразличны к бедам друг друга, мы все – посторонние. «я в первый раз открыл свою душу ласковому равнодушию мира» - говорит герой "Постороннего" Камю.
Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Рокантен в «Тошноте» Сартра, после попытки прорваться к чувству своей нужности, осмысленности тоже приходит в итоге к выводу: «Антуан Рокантен не существует Ни-для-кого. Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание обо мне мерцает в моем сознании». В пьесе «Другие» оказывается, что вырваться из этого ада едва ли возможно. Осужденные на свободу выбора персонажи оказываются не способными поступить свободно: даже когда после попыток одного из них дверь поддается и открывается, переступить порог и покинуть ад - неимоверно трудно. Ибо ад - в себе самом.

По сути своей одиночество - это потеря смысла, это главная его причина. Однако, одиночество Рокантена, его бездна, его Ничто, также как случайность существования всех людей или абсурдность существования мира вселяет надежду на возможность возрождения Рокантена и становится точкой отсчета на пути возрождения в нем Истины.
Ведь пустота потенциально скрывает в себе всё. Почему еще Лао Цзы говорил о том, что ценность сосуда определяется его пустотой.
Одиночество – это Ничто, отсюда и страх перед ним.
Вот русский философ Чанышев, который вообще полагает, что весь мир – Ничто. Он полагает, что вся человеческая культуры, наука, искусство – попытка заклясть небытие, сделать вид, что его нет. А наиболее действенной попыткой является любовь.
Любовь – это попытка зацепиться за чужое бытие, а тем самым сделать свое бытие более устойчивым.

Об этом – потенциальности и открытости одиночества и о любви говорит другой экзистенциалист, Карл Ясперс, который, в отличие от Сартра и Камю, является религиозным экзистенциалистом. У Ясперса одиночество, неудовлетворенность в коммуникации «является поэтому началом прорыва к подлинному существованию», «безусловному бытию». В подлинном существовании возможна «связь людей во внутренней любви», «общечеловеческая коммуникация в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров».
Кстати, Ясперс говорит, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими. Но он также не может вступить в общение, не побывав в одиночестве с самим собой.

Одиночество как проблема коммуникации, то есть невозможность понять, услышать и быть услышанным. Таким образом одиночество это проблема гносеологическая, проблема познания и понимания.
Можно обратиться к Григорию Сковороде, который в качестве метода познания предлагает особый путь – философию сердца. Чтобы познать мир, мало просто исследовать его эмпирически, мало отстранено созерцать его разумом – нужно полюбить предмет, и тогда предмет откроется тебе. Крізь любов та віру людина пізнає.

И у Мураками все кончается именно так:
- Я ужасно хотел тебя видеть, - говорю я.
- Я тоже. Очень хорошо это поняла, как только перестала тебя видеть. Стало вдруг так ясно, как если бы передо мной выстроился парад планет. Ты мне очень нужен. Ты - это я, а я - это ты.
Комментарии:
Mostly harmless
Как-то однобоко. Куча всяческих интерпретаций самого эмоционального состояния. И практически ничего о причинах, которые в него погружают, и способах нейтрализовывать негатив.
03-11-2008 07:42
Камрад
по-моему одиночество - это следствие собственного эгоизма. По моим наблюдениям неэгоистичные и сочувствующие другим люди, даже если очень захотят побыть в одиночестве, им не дадут.
сын Света
Nicholas Hawkwood причины это да, это надо учесть. способы нейтрализовать указаны - любовь)

OkeaNik7 можно и среди других быть одиноким.
03-11-2008 08:46
Камрад
Sirin не стоит на этом заострять внимание, по-моему. Ведь этак каждый одинок по-своему. Все в наших руках, разве нет?
Камрад
странно, но позавчера была передача по РТР(можно смотреть через интернет, нет рекламы, но к сожалению полно сериалов) в передаче с претензиозным названием "Культурная революция", тема: Одиночество. Нда, так я заметила, зрительское мнение в результате обсуждения так или иначе разделяется на женское и мужское. И если так вдуматься, то одиночество для женщины, совсем не то одиночество чем для мужчины. Мужчины в основной массе имеют большую потребность уединиться, отдалиться от мира, хоть на короткий срок, что у большинства женщин вызывает панический ужас и желание немедленно бороться с этим страшным "одиночеством" и от женщин звучали чаще фразы, озвученные OkeaNik7. Хотя единственная мысль из всей этой дискуссии мне понравилась и находит во мне отклик, что одиночество оно очищающе само по себе и чтобы быть собой, иногда нужно удалиться хоть на короткое время и переосмыслить, лучше понять себя (ну как-то так).
сын Света
Die Flora спасибо, ценнок наблюдение насчет мужчин и женщин.
по поводу остального - а мой текст ты прочитала? вот там же Ясперс как раз и говорит о том, что человек не может вступить в общение, не побывав в одиночестве с самим собой.
03-11-2008 12:22
Камрад
Die Flora На короткое время? Ты имеешь ввиду одиночество в прямом смысле слова? Тогда конечно. Мне понадобилось 10 лет добровольного заточения в полном одиночестве, чтобы переосмыслить кое-какой наработанный багаж знаний Внутренне человек одинок быть не может, тем более верующий человек. Я не смотрю передачу "Культ. революция", т.к. органически не перевариваю ведущего, но по-моему никакой разницы между одиночеством мужчины и женщины нет. Посмотрите на пожилых одиноких людей, к примеру. Или на неизлечимо больных, которые знают свой оставшийся срок. Это и есть остаться наедине.
сын Света
OkeaNik7 а я согласен с Леной, это одна из главных проблем во взаимопонимании мужчины и женщины - разные потребности в том, чтобы побыть одному, чтобы иметь личное время и пространство, мужчине это нужно намного больше, а женщину это задевает, как будто бы дело в ней.
03-11-2008 12:29
Камрад
Sirin не согласна, т.к. в моей семье все с точностью до наоборот. Всегда все пространство занимали мужчины, а у женщин его в помине не было Ни своего компа, ни книжной полки, ни ящичка для собственных принадлежностей. Все это весьма и весьма условно и относительно.
Истина где-то рядом
из всего вышенаписанного я не поняла одного - зачем оно?

Что касается различных подходов разных полов к теме одиночества - по-моему, это полная ерунда. Как женщина может не переносить одиночества и стремиться к общению с кем-либо, так и мужчина. Ну и наоборот, как мужчина может любить находиться в одиночестве, так и женщина. Это всё зависит от характера и от уровня развития. Моё глубокое убеждение, что человек боится быть один, оказаться в изоляции потому, что в таком случае он оказывается один на один с собой, своим внутренним миром, своими проблемами. А при неумении решать свои проблемы и нежелании узнать, что такое и кто такой есть Я, находиться в одночестве - страшно.
Согласна с OkeaNik7 в том, что внутренне человек может быть не одинок и в одиночестве. Ну а про одиночество в толпе все знают.
сын Света
Тебе непонятно, зачем весб этот текст?

Моё глубокое убеждение, что человек боится быть один, оказаться в изоляции потому, что в таком случае он оказывается один на один с собой, своим внутренним миром, своими проблемами. А при неумении решать свои проблемы и нежелании узнать, что такое и кто такой есть Я, находиться в одночестве - страшно. это, конечно, правильно.
Истина где-то рядом
предпочитаю обсудить этот вопрос в аське)
Камрад
Sirin, тут дело не в том, что женщине это меньше нужно, скорее не у каждой женщины эта способность мыслить глобально, когда среди мужчин(иногда конечно и доморощенных Наполеонов) процент велик. Женщине сложнее бросить все и уйти, больше этого: мы в ответе за тех кого приручили(с). Ну скажем так: женщина в ответе за круг близких людей, когда мужчина в своих мыслях хочет быть ответственным за судьбу человечества(такая установка).
OkeaNik7, я тоже эту передачу не смотрю почти(вечно там переливание из пустого в порожнее), но бывает щелкая каналы зацепит фраза и досмотришь до конца.
Ну и полное одиночество, женщин затворниц по собственному желанию гораздо меньше, чем мужчин. Женщина вероятнее всего человек более общественный чем мужчина, она как бы постоянная единица общества. Это мне кажется так, всегда есть исключения. Часто для женщины толчок к переосмыслению, столкновение с неизбежностью, ну там неизлечимая болезнь.
03-11-2008 19:00
Камрад
Die Flora женщина - человек не более общественный, чем мужчина. Есть общественные женщины и есть весьма общественные мужчины Добровольное затворничество - это ну там желание отдавать бОльшую часть себя детям, а не работе. Ну там экономить энергию для более полезных дел и т.п. Вобщем-то у кого какая тема
Пыщка:-)
Мир – абсурден. Все люди – безразличны к бедам друг друга, мы все – посторонние.

Читала весной Сартра и Камю, там, насколько я помню, говорилось о том, что абсрудность мира проявляется в возникновении заботы и любви вопреки равнодушию мира.
Мне кажется, ты не передал саму абсурдность, когда говорил здесь о ней. У тебя здесь все слажено, и ты делаешь упор на то, что любовь лучше одиночества. У тебя нет здесь противоречий. А в жизни их полно.

Если вспомнить апогей одиночества парфюмера Зюскинда, то там было огромное количество любви. Просто воплощал он ее нечеловечески. И был только лишь один в этом счастлив. Зюскинд тоже человек из абсурдных логиков.

И ты наверняка был в "Крике", я уверена, что ты был поражен, разве Мельник может играть не о любви?
сын Света
там было огромное количество любви. Просто воплощал он ее нечеловечески. И был только лишь один в этом счастлив. любовь, конечно, есть во всем. но у "парфюмера", например, это - больная любовь, неправильная, искаженная, она и ведет к одиночеству. а истинная любовь одиночество излечивает. вообще зло это всего лишь исковерканное добро.
Пыщка:-)
Sirin Я все же предположу, но не буду настаивать, что любовь одна на всех, люди только проводники, и они все разные, обладающие правом выбора и свободой воли, одни в большей степени, другие - в меньшей. Зависит от того, насколько они могут себе это позволить.

Тебе удобно делить любовь на правильную и неправильную. Мне нет. Вот и все.
ИМХО.
сын Света
Брусника не на правильную и неправильную, а на чистую и загрязненную. а сама она одна на всех, конечно, просто попадая в наш мир, она может исказиться, проводники ведь разные бывают.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть