Вот я тут к философскому собранию набросал, это обрывки, мало скрепленные смыслом и с громадным количеством цитат, но все же прошу вас прочитать и сказать, что вы обо всем этом думаете (помните, была такая реклама, где мужик, глядя в камеру, молчал, молчал, а потом сказал-таки - "когда-нибудь придет время, и я скажу все, что я думаю по этому поводу"
). Итак:
Одиночество — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации (википедия).
Бытие 2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
Екклесиаст 4:9-12 «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется».
Главное, что мы выносим из этого определения - проблема одиночества - это проблема коммуникации, и одиночество может иметь и позитивный аспект – например, Сартр говорил, что ад – это другие, а Бисмарк не мог понять - зачем люди ходят друг к другу в гости и отравляют этим друг другу же жизнь. И ведь у него еще не было мобильного, добавляет Александр Гузун. Ну это аспект человеконенавистничества, но можно вспомнить, что и из любви к человеку люди уходили в одиночество – монашеская пустыня. В пустыне приготовьте пути Господу, прямыми сделайте стези ему.
Но нас интересует, наверное, прежде всего негативное понятие одиночества.
...еще издревле люди верили, что ад -- преисподняя. И только один из кругов этого ада -- ад одиночества -- неожиданно возникает в воздушных сферах над горами, полями и лесами. Другими словами, то, что окружает человека, может в мгновение ока превратиться для него в ад мук и страданий
Очень хорошо оно отображено в литературе. Я встретил высказывание о том, что одиночество - одна из архетипичных тем для писателя, наряду с возвращением/путешествием, любовью, смертью…
Очень ярко эта тема прослеживается в романе Харуки Мураками «Мой любимый sputnik»
С того дня Сумирэ стала про себя называть Мюу "мой любимый спутник". Она обожала звучание этого слова - "спутник". Напоминало о собаке Лайке. Искусственный спутник Земли бесшумно рассекает тьму космоса. Из маленького иллюминатора смотрят черные и такие славные собачьи глаза. Что вообще она там видела, эта псина, посреди бескрайнего космического одиночества?
Кстати, вы знаете, что такое "спутник" по-русски? По-английски - "travelling companion". "Тот, кто сопровождает в пути, попутчик". Я тут недавно листала словарь и случайно узнала. Какое странное совпадение, если вдуматься. Непонятно только, почему русские выбрали для своего космического корабля такое необычное название? Ведь это всего лишь несчастный кусок металла, все крутится, крутится себе один-одинешенек вокруг Земли - и больше ничего...
И тогда я поняла. Всю дорогу мы казались замечательными попутчиками, хотя были всего лишь одинокими металлическими болванками, и каждая описывала круги по собственной орбите. Издалека они смотрятся прекрасными падающими звездами. А на самом деле там - мы, запертые поодиночке, как преступники, внутри этих железок, и летим неизвестно куда. Если случайно орбиты двух спутников совпадают, тогда мы и встречаемся. И соприкоснувшись, даже способны узнать друг в друге родную душу. Но лишь на мгновение. Чтобы в следующий миг вновь оказаться в абсолютном одиночестве. Пока не сгорим где-нибудь дотла и не превратимся вообще в ничто.
Я закрыл глаза, вслушался в тишину и стал думать о потомках того первого "Спутника", которые продолжали двигаться по небу, связанные с Землей единственными узами - силой притяжения. Одинокие металлические души, они свободно рассекают мрак космоса, случайно встречаются друг с другом, проплывают мимо и расстаются навеки. Никаких приветствий, никаких обещаний на будущее.
Тема человеческой коммуникации является важной темой в философии экзистенциализма. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо.
Экзистенциалисты об одиночестве:
Сартр, «Тошнота»: «В мире нет ничего закономерного. Все случайно. Существование не является необходимостью. Существовать -- это значит быть здесь, только и всего». «Беспричинно все... и я сам. Когда это до тебя доходит, тебя начинает мутить и все плывет, -- вот что такое Тошнота».
Придя к этому заключению, Рокантен понимает, что он лишь один из множества существований, случайных, беспричинных и связанных между собой только одним: все лишние, лишний и он.
То есть основа одиночества – абсурдность и случайность нашего существования.
Сартр, «Другие»:
Рассказ о взаимоотношениях четырех человек, волею обстоятельств оказавшихся в замкнутом помещении, напоминающем гостиничный номер, дает возможность автору поведать об адовой пытке, что пострашнее прочих. Персонажи обречены на постоянное бодрствование и на необходимость откровенного общения с оказавшимися рядом с ними людьми, непрерывный контакт с которыми неизбежно превращается в непереносимую душевную муку для каждого. Более того, он выявляет в любом из этой четверки прежде не слишком заметные особенности личности, далеко не всегда позитивные. Каждый - вольно или невольно - здесь истязает остальных. Постепенно зрителям становится ясным, почему автор первоначально дал своей пьесе название "Другие", завершив ее страшной, по сути, репликой-сентенцией: "Ад - это другие".
То есть человек не просто одинок, а он еще и страдает от того, что вокруг – другие.
Выход:
Авторы-экзистенциалисты, которые поставили своими темами одиночество, выхода в итоге не находят. Мир – абсурден. Все люди – безразличны к бедам друг друга, мы все – посторонние. «я в первый раз открыл свою душу ласковому равнодушию мира» - говорит герой "Постороннего" Камю.
Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. Рокантен в «Тошноте» Сартра, после попытки прорваться к чувству своей нужности, осмысленности тоже приходит в итоге к выводу: «Антуан Рокантен не существует Ни-для-кого. Забавно. А что такое вообще Антуан Рокантен? Нечто абстрактное. Тусклое воспоминание обо мне мерцает в моем сознании». В пьесе «Другие» оказывается, что вырваться из этого ада едва ли возможно. Осужденные на свободу выбора персонажи оказываются не способными поступить свободно: даже когда после попыток одного из них дверь поддается и открывается, переступить порог и покинуть ад - неимоверно трудно. Ибо ад - в себе самом.
По сути своей одиночество - это потеря смысла, это главная его причина. Однако, одиночество Рокантена, его бездна, его Ничто, также как случайность существования всех людей или абсурдность существования мира вселяет надежду на возможность возрождения Рокантена и становится точкой отсчета на пути возрождения в нем Истины.
Ведь пустота потенциально скрывает в себе всё. Почему еще Лао Цзы говорил о том, что ценность сосуда определяется его пустотой.
Одиночество – это Ничто, отсюда и страх перед ним.
Вот русский философ Чанышев, который вообще полагает, что весь мир – Ничто. Он полагает, что вся человеческая культуры, наука, искусство – попытка заклясть небытие, сделать вид, что его нет. А наиболее действенной попыткой является любовь.
Любовь – это попытка зацепиться за чужое бытие, а тем самым сделать свое бытие более устойчивым.
Об этом – потенциальности и открытости одиночества и о любви говорит другой экзистенциалист, Карл Ясперс, который, в отличие от Сартра и Камю, является религиозным экзистенциалистом. У Ясперса одиночество, неудовлетворенность в коммуникации «является поэтому началом прорыва к подлинному существованию», «безусловному бытию». В подлинном существовании возможна «связь людей во внутренней любви», «общечеловеческая коммуникация в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров».
Кстати, Ясперс говорит, что экзистенциальная коммуникация обретается человеком только в результате предварительного сосредоточения в самом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний. Человек не может стать самим собой, обрести себя, не вступив в общение с другими. Но он также не может вступить в общение, не побывав в одиночестве с самим собой.
Одиночество как проблема коммуникации, то есть невозможность понять, услышать и быть услышанным. Таким образом одиночество это проблема гносеологическая, проблема познания и понимания.
Можно обратиться к Григорию Сковороде, который в качестве метода познания предлагает особый путь – философию сердца. Чтобы познать мир, мало просто исследовать его эмпирически, мало отстранено созерцать его разумом – нужно полюбить предмет, и тогда предмет откроется тебе. Крізь любов та віру людина пізнає.
И у Мураками все кончается именно так:
- Я ужасно хотел тебя видеть, - говорю я.
- Я тоже. Очень хорошо это поняла, как только перестала тебя видеть. Стало вдруг так ясно, как если бы передо мной выстроился парад планет. Ты мне очень нужен. Ты - это я, а я - это ты.
Оксана Хвиля
[Print]
Kukushka