И снова, март 2011 года, переход Нерюнгри-Норильск на легковом транспорте.
Часть вторая, про зимник, реку и -50.
Наделал слишком много фоток, по-моему. Устанете смотреть.
Но, надо же будет в пятницу о чём-то спрашивать.
Итак, в прошлой серии мы остановились на том, что добрались по всесезонной дороге до Удачного, встали на зимник, пересекли Полярный круг, и двинулись дальше на Север.
Светило подозрительное солнце, дул такой подозрительный ветер...
Кхм, о чём это я?
Я же добрый фей!
Солнце светило вполне себе обычное.
Ветер никакой не дул, потому как было под сорок.
В общем, не погода, а курорт - загорай, не хочу!
Машины катились среди утопающих в снегу лиственниц, по идеально вычищенному зимнику.
Всё было прекрасно, и от того - подозрительно.
Кстати, заснеженность лиственничных ёлок время от времени менялась от "слегка припорошили для красоты" до "хватит снега, больше не надо!" и обратно.
Тем временем, солнце клонилось к закату.
И температура клонилась вместе с ним.
И, вместе с солнцем, так и ушла за горизонт, с грохотом пробив отметку -45С.
Замерло всё вообще.
Никаких движений, никаких звуков.
При таких температурах амортизаторы не амортизируют, тормоза не тормозят, а зимняя мягкая липучая резина ведёт себя так, как будто она - цельноштампованный кусок пластмассы.
Для ночёвки мы выбрали холм повыше, возле Оленька.
Повыше, потому что чем выше - тем теплее.
Разница может достигать 6-8 градусов, это очень много.
Ощутили это на себе в полной мере: на холмах наши градусники показывали -46..-47, а когда мы спускались вниз и пересекали речки - температура падала до -50..-52.
Некоторые водители в такие морозы вообще предпочитают днём спать, а ночью ехать - чтобы в самый холод машина двигалась, а не стояла.
Кукус презирает мороз и ночует лицом к северу!
На самом деле, это потому что спутник с и-нетом висит на юге.
Но, на тот момент, в тарелкоподнимальном механизме замёрз конденсат и мы остались без и-нета.
Так что это была просто привычка.
Главное во всём этом деле - не примёрзнуть выхлопной трубой к дороге.
Ночь прошла штатно, пора двигаться дальше.
Вот он, наш тёплый гостериимный холм.
Под утро здесь -50С.
С тревогой смотрим в грядущее.
Тишина.
В ожидании восхода.
Иногда снега бывает слишком много даже для лиственниц.
Солнце взошло, пора и нам приниматься за дело.
Самое важное - это что?
Самое важное - это топливо.
Там, внизу - река Оленёк.
Почему она закрыта туманом?
Потому что там, внизу, -54С.
Итак, заправка.
Она же - Оленёкская нефтебаза.
Её будет много.
Чем же она примечательна?
Вот этим вот. Бензином.
Всё дело в том, что здесь есть холмы, лиственницы и снег.
Со всем остальным - хуже.
Ближайший бензин на юге находится в Айхале. Что довольно далеко.
Ближайший бензин на западе - в Норильске. Что совсем далеко.
Ближайший бензин на востоке - где-то на Лене. Что неважно как далеко, потому что напрямую не проехать.
На север отсюда бензина нет.
Примечание. Есть 92-й в Хатанге. Но это совершенно отдельное место, и, к тому же, северо-запад.
Так же бензин бывает в Саскылахе, но в этом году не случилось.
Вот оно, это стратегическое место.
А ещё здесь растут кусты.
И хранятся лодки.
При том, что до реки не совсем близко.
Учли опыт товарища Сухова?
Вот сюда бы Мартина... Чтобы он посмотрел, как оно бывает за Стеной.
Впрочем, -50 - это, по-моему, перебор даже для Одичалых.
Да что там Одичалые, я - и то подмёрз, пока разглядывал этот ледяной туман.
Но температура следует за Солнцем и, вместе с ним, поднимается до комфортных -40, а потом и курортных -35.
Кто там хотел в Сибирь, убирать снег?
Учтите, придётся ещё лиственницы пылесосить.
А лиственниц у нас - много.
Больше, чем всех остальных ёлок вместе взятых.
Дорога петляет по холмам, позволяя снимать всякую красоту.
Снова бесснежные деревья.
Эти уже кто-то пропылесосил.
Спускаемся вниз, чтобы продолжить путь по Анабару.
Технически, это будет ещё только Малая Куонамка.
На самом деле, Анабар начинается ниже, от слияния двух Куонамок.
Встали на лёд и пошли.
Дорога по льду серьёзно длиннее, за счёт изгибов реки.
Но и быстрее - из-за гладкости льда скорость перемещения гораздо выше.
Иногда, правда, во льду внезапно встречаются противотанковые рытвины - на скорости там можно легко остаться без колёс.
По берегам Анабара начинают появляться разнообразные камешки...
Которые через сотню километров превращаются в пособие для любителей геологии.
Начинаем разглядывать эту геологию.
Отчётливо виден уровень весеннего паводка.
Проехав за день по реке больше пятисот километров, начинаешь чувствовать себя катером.
Разнообразие берегов проносится за бортом.
Берега бледные...
Берега рыжие...
Впрочем, довольно скоро солнце садится и осмотр берегов прекращается.
В особо интересных случаях мы используем для подсветки на ходу боковую люстру Кукуса.
А пока - производим дозаправку.
Ближе к ночи поднимается ветер и дорогу неплохо переметает.
Удаётся даже немного порубиться - это видно в конце видивы "День 9-10".
В итоге, мы прибываем в Саскылах, в котором даже есть гостиница.
Всё-таки, Саскылах - столица улуса.
На этом день заканчивается.
Слава всем, кому хватило терпения досюда досмотреть.
Про сов.
[Print]
Гость