18-07-2018 21:00 Ябусамэ - верховая японская стрельба из лука.
Есть в Стране Восходящего Солнца одна из красивейших церемоний мира - ябусамэ. Что это такое? Верховая стрельба из лука! Проходит она в Камакуре, в Киото, в Никко и других районах страны, в различное время года. Сейчас это важный синтоистский ритуал, призванный повеселить богов, привлечь их внимание и дать стране мир и процветание. В этом году подобное зрелище могут увидеть и москвичи - церемония состоится 11 августа 2018 года, на Центральном Московском ипподроме, где можно будет полюбоваться на выступления школы Огасавара рю.
Это действительно потрясающее зрелище - конный лучник в красочных исторических доспехах на скорости в 65 км в час летит по беговой дорожке, и должен поразить три расположенных одна за другой мишени.
Сухие строчки из Википедии: Ябусамэ (яп. 流鏑馬 ) — японское искусство конной стрельбы из лука, наиболее популярное в Камакуре.
Ябусамэ относится к корю — традиционным боевым искусствам Японии. Оно использовалось не только на войне, но также являлось частым состязанием во время профессиональных соревнований среди самураев.
Ябусамэ возникло в XII веке, во время правления сёгуна Минамото-но Ёритомо, который превратил его из упражнения в рамках военной подготовки в синтоистскую традицию. Искусство сохранилось по сей день, однако сейчас существует только в виде спортивного зрелища. Наиболее крупное и известное состязание по нему проводится в Камакуре ежегодно 15—16 сентября.
Дорожки для ябусамэ, как правило, имеют длину 2 тё (около 218 м) и ширину приблизительно 2 м. Расстояние от дорожки до мишени составляет 5 м, а расположены мишени на высоте 2 м. Дорожное полотно присыпано песком и опилками для безопасности наездников и лошадей. По левую сторону от дорожки расположены три деревянных мишени в форме квадратов со стороной около 50 см. По правую сторону от неё находятся места для зрителей.
Стартовый сигнал наезднику подают два судьи в начале и в конце дорожки с помощью вееров. Около каждой мишени также находится судья, который подаёт сигнал о поражении мишени поднятием веера и возгласом тэкитю (яп. 的中, «в цель»). Конная стрельба из лука предшествует церемонии в храме и ритуальному очищению дорожки.
Чем интересен этот ролик - здесь можно оценить сложность поставленной перед лучниками задачи! На полном скаку поразить цель - сделать это очень и очень непросто! Особенно впечатляют кадры замедленной съёмки, когда видишь и полёт стрелы, и то, как она разбивает мишень.
В древней Японии ябусамэ использовалось для обучения и проверки уровня подготовки воинов, так как для того, чтобы управлять конем без помощи рук, быстро вытаскивать стрелы из колчана, натягивать лук, прицеливаться и поражать мишени с галопирующего коня требуется высочайшее мастерство наездника и стрелка. Считается, что церемония ябусамэ была впервые устроена императором Киммэй (509-571) в святилище Уса Хатиман-гу с целью молений о ниспослании мира и богатого урожая. Первое письменное упоминание о ябусамэ относится к 1096 году, когда церемония была проведена в присутствии экс-императора Сиракава. До конца периода Камакура ябусамэ широко практиковалось буси, но при сёгунах Асикага утратило свое значение. Попытку возрождения этого ритуала была предпринял Токугава Ёсимунэ (1716-1745). По его приказу церемония была устроена в 1728 году перед святилищем Хатиман-гу в Эдо.
Один из самых известных и знаменитых инцидентов с конными лучниками произошёл во время войны Гэмпэй (1180-1185), когда боролись за власть кланы Хэйкэ и Гэндзи, что не могло не оказать существенного влияния на японскую культуру, общество и политику.Битва при Ясиме (Yashima) Хэйкэ были повержены и бежали в Ясиму на лодках. Гэндзи преследовали их до самого конца на лошадях, но в итоге были остановлены морем. Т.к. Хэйкэ ожидали попутного ветра, они решили повеселиться и вывесили на мачту мишень для лучников Гэндзи, предоставив таким галантным образом своим врагам возможность показать своё искусство.
Один из самураев Гэндзи, Насу Ёити (Nasu Yoichi), принял вызов. Он направил своего коня прямо в море и, выстрелив, попал прямо в мишень. Его победа принесла Гэндзи много славы и его подвиг отмечается по сей день.
Однако лук скоро вытеснило огнестрельное оружие, и конное искусство Страны Восходящего Солнца начало хиреть. Положение в области воинского искусства верховой езды было удручающим. Настолько, что даже 8-й сёгун династии Токугава, Есимунэ (1716-1745), переполошился не на шутку. И было отчего. Когда вскоре после прихода к власти этот выходец из боковой ветви Токугава провел смотр сёгунской гвардии, оказалось, что горе-гвардейцы не могут даже толком держаться в седле, не говоря уже о галопе или форсировании водных препятствий.
Есимунэ многое сделал для возрождения боевого стиля верховой езды. Он заставлял гвардейцев охотиться верхом на оленей, предпринял попытку возродить ябусамэ. По его приказу церемония ябусамэ была устроена в 15-й день 3-го месяца 1728 г. перед святилищем Хатимангу в Такада-но баба в Эдо при молениях о даровании здоровья его наследнику Токугава Иэсигэ, который был болен оспой. Организовал Есимунэ и ввоз из Европы пород коней, распространенных в западном мире. Так в Японию попали первые арабские скакуны. Привезшие их голландцы познакомили японцев и с европейским стилем верховой езды, который, без сомнения, в большей или меньшей степени повлиял практически на все существовавшие на тот момент в Японии школы бадзюцу. Однако оскудевшая казна сёгуната заставила Есимунэ прекратить всю деятельность в этой сфере.
Стать ябусамэ обычной конной стрельбой из лука помог дзэн-буддизм: дыхательные методики дзэн дали самураям возможность достичь ясности и спокойствия во время боя. Буддийские монахи также сыграли важную роль в деле поэтапного прекращения практики инуомоно — стрельбы по собакам, одного из жестоких подвидов конной стрельбы из лука. Монахи потребовали от воинов не убивать собак, а затем заменили живые мишени кедровыми досками. Благодаря этой духовной составляющей, большинство современных состязаний ябусамэ проходят в синтоистских святилищах.
На фестивале в Камакуре церемония начинается с подношений в одной из самых известных святынь города, храме Цуругаока Хатимангу. В начале церемонии священники благословляют всадников и их лошадей, затем первый участник произносит клятву, подбрасывает церемониальный веер, и состязание объявляется открытым.
Посмотреть на церемонию в Камакуре! Какое зажигательное выступление юных барабанщиков предваряет сам ритуал!
Лучник скачет галопом по 250-метровой дорожке, управляя лошадью лишь с помощью ног – в руках он держит японский лук, размер которого нередко достигает полутора метров или больше. Когда всадник приближается к цели, он натягивает тетиву, выкрикивает «in-yo-in-yo» (или тьма, или свет) и стреляет. Звук, издаваемый при попадании в мишень, не менее важен, чем меткость стрелка. Традиционно в ябусамэ используют специальные стрелы с тупыми наконечниками, чтобы звук получался более громким. При таком попадании в цель мишень не раскалывается, а громкий звук, говорят, дарует смелость лучника всем зрителям.
А вот здесь, кроме ябусамэ, можно увидеть фестиваль во всей красе - тут и торжественное шествие в исторических костюмах, и боевые умения с мечом, и даже такая экзотика, как соколиная охота!
Опытные всадники нередко используют стрелы с V-образными наконечниками: тогда в случае успеха мишень раскалывается на несколько кусочков. Фрагменты кедровых дощечек считаются счастливыми: их подбирают, ставят на них клеймо и датируют, что превращает их в амулеты. Затем вместе со стрелами амулеты продают зрителям, чтобы собрать средства для проведения состязаний в следующем году.
В ябусамэ в идеале стрелок должен поразить три мишени – они закреплены на шестах или деревянных конструкциях на высоте примерно два метра и имитируют торс вражеского воина-всадника в традиционных доспехах самураев. Самое трудное во время состязания – сохранить равновесие, поскольку лучник не сидит в седле в прямом смысле этого слова, а скорее «приседает» на корточках, пользуясь специальными стременами и очень лёгкими сёдлами.
Наряду с ябусамэ конная традиция школы Такэда владела еще одним важным стилем - касагакэ. В касагакэ по обеим сторонам мишеней (оомато) под углом 90 градусов к дороге помещались бамбуковые щиты (такэ-яраи) - это делалось специально, поскольку, чтобы попасть по мишени, надо было чувствовать мгновение и угол, под которым вылетает стрела.
Впрочем, вернёмся к ябусамэ! Традиции прошлого бережно сохранены, вот только потомкам Минамото Ёритомо выступать сейчас ой, как не просто! Длина беговой дорожки не изменилась, а вот скаковые лошади - очень даже! Теперь легконогие кони развивают намного более высокую скорость, ведь в жилах скакунов течёт, в том числе, и арабская кровь.
Высота мишени тоже выбрана неслучайно. Она рассчитана на то, чтобы попасть в единственное уязвимое место облаченного в доспехи ёрои воина - в область между глазами. Есть история, о том, почему верхнюю часть мишени украшают искусственными цветами. Считалось, что если стрелка выбрали для участия в состязании, его признали искусным воином. Не попасть с мишень на соревнованиях значило покрыть позором себя и свою семью. Один из воинов, потерпевший такую неудачу, совершил харакири. Чтобы больше не терять хороших стрелков, в верхнюю часть мишени стали помещать букет искусственных цветов - попасть в них считается тоже неплохо. Само состязание открывается шествием всех участников (сюцудзин).
Под звуки барабана процессия отправляется в храм, где зачитывается нэгаибуми, моление о мире, урожае и спокойствии людей. C этого начинается соревнование. После того, как поднят веер, стрелок выезжает на путь. Мишени могут быть или в форме пары глиняных тарелочек, сложенных вместе, или в форме деревянных ромбов, которые, раскалываясь от стрелы, распространяют вокруг хвойный аромат.
Церемония ябусамэ проходит в 4 этапа. Сначала руководитель группы стрелков, которых может быть 7, 10 или 16, выпускает стрелы в небо и в землю для установления вечного мира между ними. Затем стрелки по очереди на полном скаку выпускают стрелы по трем квадратным мишеням со стороной около 60 см, установленным в ряд на расстоянии около 46 м одна от другой и на удалении около 2 м от скаковой дорожки. Участники, поразившие все 3 мишени, допускаются к стрельбе по трем «бычьим глазам», изготовленным из глины в виде шариков диаметром около 9 см. После завершения стрельб мишени подносятся руководителю для осмотра. Стреляют стрелами со свистульками вместо наконечника, которые своим гудением должны отпугнуть злых духов. С той же целью на мишенях часто пишут иероглиф «они» — «чёрт». По тому, под каким углом стрела попала в мишень, предсказывают будущее.
Ябусамэ в настоящее время это ритуал, а не спорт, что связано с его торжественным стилем и религиозными аспектами, поэтому лучники-ябусамэ часто выступают на специальных обрядах или развлекают высокопоставленных гостей на официальных мероприятиях. Например, лучники выступали во времена официальных визитов президентов США Рональда Рейгана и Джорджа Буша. Также японские лучники выступали в Великобритании для принца Чарльза, который, как сообщается, был совершенно очарован столь понравившимся ему зрелищем.
Быть лучником-ябусамэ – великая честь и в прошлом на эту роль отбирались только самые лучшие воины. Стрелка, который показывал наилучший результат, одевали в белые одежды, показывая таким образом благословение богов.
Существует две известные школы, обучающие стрельбе из лука, которые обучают и конной стрельбе. Одной из них является школа Огасавара (Ogasawara), чьим основателем является Огасавара Нагакиё (Ogasawara Nagakiyo), получивший указание от сёгуна Минамото Ёритомо (1147-1199). Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными, а стрельба из лука, как известно, считается хорошим средством для воспитания необходимых каждому самураю качеств.
Другая школа была заложена раньше, в IX в., Минамото Ёсиари (Minamoto Yoshiari) по приказанию императора Уда. Эта школа также известна как Школа стрелков Такэда. С прибытием в XVI в. на японскую землю португальцев с их новым типом оружия лук постепенно стал терять своё значение на поле боя. В битве при Нагасино в 1575 году хорошо размещённые группы мушкетёров Оды Нобунаги и Токугавы своими выстрелами практически уничтожили конницу клана Такэда.
Постепенно традиция конной стрельбы из воинского искусства превратилась в ритуал, ставший одним из самых ярких празднеств в различного рода фестивалях, а вместе с опытными наездниками в нём стали принимать участие и прекрасные наездницы! Девушки так же ловко управляются с лошадьми, и так же метко стреляют из лука, доставляя синтоистским богам не меньше радости, чем воины-мужчины.
И ещё немножко прекрасных всадниц, в облаках вишнёвого цветения галопом проносящихся по беговой дорожке, поражая мишени меткими стрелами. Всем замечательное зрелище! Уметь управлять лошадью на полном скаку, да ещё при этом поразить мишень - дочери Страны Восходящего Солнца настоящие амазонки!
Тень в сумерках, ещё не всё посмотрела, но да, яркое зрелище. При случае досмотрю, сейчас просто хочу поблагодарить за пост, очень интересно и познавательно.
JayKo как будет время, так и досмотришь)))) Не торопись)))) У меня ж не горит)))
Завсегда пожалуйста, рада поделиться какой-нито интересностью))) А тут тааакие кони....таакие лучники)))) И лучницы тоже))))
Громадное спасибо за ответы, моя обязательно поотвечает везде))) А ещё - моя звиняется, что так долго тянула с письмом - бросила на мэйл ответ и там)))
Благословение Небожителей. ...
[Print]
JayKo