pakt
01-10-2021 03:10 Клим Чугункин
Интересное исследование про наследуемость интеллекта

показать
«Авторы предыдущих исследований в этой области, кому удалось найти намеки на то, что родительская забота влияет на уровень интеллекта у детей, скорее всего, ошибаются в этих утверждениях, так как они не учитывали влияние передачи генов на IQ ребенка. На самом деле, родители, чей уровень интеллекта выше среднего, и без напоминаний со стороны заботятся о развитии ребенка, что скрывало факт генетической передачи их интеллекта детям», — объясняет автор этого открытия, психолог Кевин Бивер из университета Флориды в Гейнсвилле (США).

Бивер и несколько психологов из университетов США, Канады и Саудовской Аравии проводили на протяжении последнего десятилетия крайне необычный эксперимент с целью выявить, какие факторы могут влиять на интеллектуальное развитие детей. В отличие от большинства других психологов, они следили не за обычными детьми, а за беспризорниками, которые были усыновлены или удочерены в младенческом возрасте бездетными семейными парами.

Подобный прием, как надеялись ученые, должен был помочь им разрешить спор почти вековой давности — зависит ли то, насколько хорошо реализует себя ребенок в интеллектуальном плане, только лишь от генетических факторов или качества его воспитания и образования, или же и от того, и от другого. За все это время психологам, генетикам и нейрофизиологам так пока и не удалось найти однозначных доказательств в пользу справедливости одной из этих теорий. Сегодня ученые склоняются к тому, что и генетические, и социальные факторы влияют на интеллектуальный рост ребенка в равной степени

Авторы статьи решили убрать один из факторов в этом уравнении с двумя неизвестными, исключив влияние генетики на уровень IQ. Для этого проанализировали результаты масштабного проекта по наблюдению за здоровьем подростков и молодых людей Add Health, который они проводили совместно с правительством США с конца 80-х годов прошлого века. За последние 20 лет в нем приняли участие около 15 тысяч школьников и их родителей. Среди участников эксперимента были и примерно три сотни приемных детей.

За это время социальные службы США успели замерить уровень IQ у детей в детсадовском возрасте и в первые годы их учебы в школе, а также в 18 или 26 лет. Сами ученые провели серию интервью и анкетирования среди родителей, интересуясь тем, как они воспитывали и играли с приемными сыновьями и дочерями. В этом году Бивер и его коллеги решили подвести итог эксперимента и сопоставили то, насколько высоким был IQ у детей с тем, насколько сильно родители заботились об их будущем.

Оказалось, что качество воспитания абсолютно никак не влияло на то, насколько хорошо и быстро развивались интеллектуальные способности у детей. Уровень IQ школьников и молодых людей не зависел ни от уровня образования или уровня достатка их приемных родителей, ни от того, насколько хорошо они заботились о них в детстве, ни от уровня контактов между ними, ни от их готовности вкладывать деньги в интеллектуальное развитие ребенка.

«Все это не означает того, что я советую родителям не читать сказки на ночь и не помогать им найти свое место в мире. Я не говорю, что уровень интеллекта жестко задается в момент зачатия или рождения и больше никогда не меняется — многое зависит от окружающей обстановки во время роста и взросления, но не от того, насколько хорошо родители заботятся о детях. Тем не менее, если мы всерьез говорим о том, что воспитание может улучшить когнитивные способности детей, то мы просто обманываем себя», — заключает Бивер.



И ещё более интересные комментарии про западную систему обучения к вышеизложенному:

показать
комментатор1: В английских школах в одном классе школьник проводит один год, затем обязательная ротация всего состава параллели. При этом все ученики перемешиваются как внутри собственного коллектива одной параллели, так и с вновь прибывшими из других школ. Там совершенно не принято по 10-12 лет сидеть в одной школе, и уж тем более в одном классе. Обычно 2-3 года, и школа меняется. Класс ученика меняется каждый год (новые одноклассники каждый год). В итоге, братья и сестры (близнецы и близкие погодки) редко (почти никогда) попадают в один класс.

комментатор2: Я был очень озадачен Вашим замечанием, так как не вижу совершенно никакой пользы от такого подхода. Постоянное перемешивание только затрудняло бы обучение, ведь в новом коллективе масса усилий была бы потрачена на выстраивание иерархии. Если не считать аутизм нормой жизни, то такое перемешивание тоже не кажется нормой. Я не пытаюсь поставить под сомнение указанный Вами факт, просто хотел бы знать причину такого отношения к детям в английских школах

комментатор1: Поскольку мои собственные дети как раз учатся в подобной обстановке, я могу со 100% убежденностью говорить, что такой подход (перемешивание параллели) бесконечно превосходит опыт моего собственного детства в советской школе.

Основных преимущества два, и их можно сформулировать очень коротко: количество друзей, социальных связей и умений общаться с очень разными детьми у моих детей на порядок больше, чем у любого школьника российской школы того же возраста. Ко времени окончания школы вашими близкими друзьями становится вся параллель, а не только один ваш класс.

Второе: со сменой класса у ученика в младших классах (по крайней мере до 4-5 грейда в зависимости от школы) меняется и классный руководитель (или основной учитель), что также работает на диверсификацию: чем у вас больше разных учителей, тем большему вы научитесь и узнаете (и если вам в каком-то году достался плохой учитель или такой, который вас недолюбливает, то не отчаивайтесь - через год у вас будет новый учитель! Как сильно это контрастирует с советской школой: если ты попал в класс к плохому учителю, фактически на своем детстве или даже всей жизни можешь поставить крест). Разумеется, в старших классах учителей становится еще больше (по каждому предмету учителя также меняются ежегодно).

В итоге ротация параллели и регулярная смена учителей работает исключительно на объем, разносторонность ваших знаний и рост социальной адаптации, умений и возможностей. Это также облегчает ребенку поиск подходящего ему рода занятий в будущем. К окончанию школы он уже знаком с разными стилями обучения, имел возможность попробовать себя в разных областях с соответствующими учителями и проч. И у него вся школа в друзьях. Потому что еще есть и установление отношений дружбы и переплетение учеников не только в пределах параллели, но и по вертикали: через механизм шефства (buddies). А число учителей, в классе которых он обучался, исчисляется десятками. В результате вся школа оказывается переплетена, все друг друга знают.

В английских и особенно американских школах первична личность ученика, а не коллектив, и тем более не учитель. Поэтому монолитного единства мыслей, поведения и знаний никто не добивается и не тратит на это время. Западное общество (как и школа) преимущественно горизонтально переплетено, а не вертикально (к вопросу о вашем упоминании иерархии - такое свойственно обществам с лагерным типом сознания).

Об этом можно говорить бесконечно, но вариабельность в тамошней школе проявляется во всем: отсутствие парт, разнообразие учебников, разные программы в разных классах одной параллели (учитель определяет), разнообразие типов экзаменов и измерительных шкал, отсутствие школьной формы (кроме школ с heritage), отсутствие четкого деления дня на уроки и отсутствие звонка по окончании "урока", и даже разное время начало школьного дня в разные дни недели.

Чтобы понять сказанное, вы можете также вспомнить такие особенности западного образа жизни, как частая смена места жительства (раз в 5-10 лет), смена работы (каждые 2-5 лет), как правило 2 университета (в одном бакалавриат, но магистр - уже в другом). Ну и в более широком смысле - парламентаризм и мощное местное самоуправление - это тоже следствие силы преимущественно горизонтально переплетенного гражданского общества. Вспомните также практику дворянских детей дореволюционной России - они в возрасте 17-20 лет обязательно совершали образовательную поездку по Европе, причем слушали разные курсы в разных странах, университетах и у разных профессоров.

И только сейчас, в советской традиции, мы были вынуждены сидеть все 10 лет в своем отдельном классе, в одной школе, и все 5,5 лет университета я просидел в одном месте. Это лишь способствует атомарности нашего общества и психологии осажденной крепости наряду с невежеством и чванливостью. Действительно, откуда нам знать, что в соседнем классе (или школе, или стране) учат по-другому, если мы все 10 лет безвылазно просидели в своём.

комментатор2: Про пользу от ротации учителей--согласен, на университетском этапе действительно ощутил, что это очень полезно. Думаю, что и в школе это было бы полезно, ведь если учитель способен привить интерес, то в дальнейшем отсутствие учителя может не навредит (возможно даже стимулирует к самостоятельному поиску). А вот перемешивание классов принесет техническую проблему--на некоторое время главной задачей учеников будет "перезнакомиться" и "разбиться на группы" (если Вам не нравится слово "иерархия"). Хотя это, наверное, полезная преадаптация к университету, но приучение к такому нестабильному окружению для ребенка противоестественно, по-моему. Тот у кого "вся школа в друзьях" как-то для меня равноценен человеку совсем без друзей. Должна же быть какая-то избирательность.

комментатор1: Насколько мне известно в западном мире ротация не ограничена учебным периодом, ротация приветствуется во взрослой жизне, в смене места работы. А вот тех кто засиживается на одном месте воспринимают или ленивым или неспособным. Соответственно и учебный процесс адаптирован к этому, и по моему правильно.


комментатор3: Я живу в Канаде. Я слышу много критики от бывших Советских людей в адрес Канадских школ - почему так рано учат читать, зачем их перемешивают!, почему не сидят на местах в классах, не дают ничего зубрить, всё какие-то Проекты, и т.п.

В Канадских школах очень распространена практика Индивидуальных Образовательных Планов для детей с разного рода проблемами. Образование очень гибкое, что позволяет учителям вырабатывать индивидуальные подходы. Всё больше и больше я убеждаюсь что школа это отражение и продолжение общества - его ценностей, структур, механизмов и т.п.
Кланы: [ книги ]
Комментарии:
нервный почвенник
Про регулярную ротацию интересно.
Про невлияние на IQ родительского участия - хочется написать, что очевидная чушь (полно лично наблюдаемых примеров), но ограничусь более нейтрельным: попадалось немало научпопа говорящего об обратном.

ДЕРЗКИЙ ЛАТИНОС
the_Dark_One, наверное, этот ваш IQ у людей - это типа как количество ядер в процессоре комплухтера, ну или там объём оперативки.
А воспитание(родительское участие) - это как установленный софт. От установленного софта(или игор) моща компа не меняется. Меняется только сценарий использования сборки

01-10-2021 08:03
мичман<br>в отставке
the_Dark_One слабенькая, но все же аналогия (не считая аналогии с многоядерником выше): физические характеристики, вплоть до красоты (не будет про ее субъективность, есть тупо симметрия и правильные пропорциональные черты) - очевидно передаются по наследству. При этом щас можно родиться не очень, и даже когда наука с медициной сотворят чудо пластики, дохуя проблем с внешностью или здоровьем один хрен будут разьебывать. Так же и с интеллектом - дохуя чего по наследству, многое можно и прокачать, но в наследуемый потолочек упрешься.

Камрад
не согласен с тем, что способности определяются рождением. Ребенок, живущий в любви и имеющий интересное детство будет обладать уникальными способностями, независящими от способностей его родителей вообще никак. Вся эта наследственность как раз и определяется воспитанием, тем, что было в семье, а не генетикой: если родитель математик, то чадо скорее всего тоже этим будет заниматься, потому что это ближе, этим увлекается родитель, про это он рассказывает, этим чадо захочет перед ним самовыразиться, в этом родитель видит свое продолжение. В это чадо будет складываться с малых лет и при помощи родителя все равно в большей или меньшей степени добьется в нем успеха. Что бы это ни было, математика, бизнес или музыка. А все эти генетические передачи способностей... вы сами то в это верите?

01-10-2021 08:12
Хвеилеипеок
я примерно то же самое говорю жене, когда заходит разговор про "нашему ребёнку нужна пиздатая школа": для развития его умений - нет, для того, чтобы устроиться в жизни - возможно))
ну а если серьёзно, я на личном опыте пришёл примерно к тому же - я прям даже уподкатаю цитату из своего прошлогоднего поста на тему своих наблюдений за развитием собственного ребёнка
показать

я отчётливо понимаю, что это не мы в нём будим какие-то чувства и умения, не. Это они находят выход. В чтении, в памяти на иностранные слова, в математике. Это ему надо, и это самое важное, что нужно знать.
То есть сейчас у меня есть приблизительно 2 важные характеристики, из которых проистекает, каким будет ребёнок и потом взрослый человек. И это "скорость и потребность в обработке информации" и "предпочитаемый способ взаимоотношений с обществом". И блять, обе они врождённые.


просто мне кажется, не многие готовы принять идею о некоторой детерминированности характеристик. да что там, она и мне самому не нравится, но мне лично кажется, что так оно и есть.

про ротацию очень интересная тема

the_Dark_One
полно лично наблюдаемых примеров
я надеюсь, всё сплошь однояйцевые близнецы, к которым по-разному относятся родители?

01-10-2021 08:35
мичман<br>в отставке
Stamina есть исследование и по близнецам, кстати говоря.

01-10-2021 08:39
Хвеилеипеок
pakt я думаю, the_Dark_One не это имел в виду. а что исследования есть, я знаю. и действительно, мне тоже попадалось разное - из самого запомнившегося это наличие рядом с ребёнком мамы и как это влияет на интеллект/развитие. но всегда стоит рассматривать все возможные причины получившихся результатов.

01-10-2021 08:53
мичман<br>в отставке
ТотКтоЯеСтЬ хорошее воспитание позволяет развиться в полноценную личность, состоятельные родители, благодаря связям, обеспечат место в вузе и хорошую работу. С высокой степенью вероятности получится хороший человек и специалист. С этим как бы никто и не спорит.

Фишка в том, что если у такого дитяти верхняя планочка в условно 90 айкью - выше неё он не прыгнет, сколько в него знаний не вбивай. Никто же не спорит с тем, что рост на 80% передаётся по наследству. И если тебе от родителей достался рост 160 сантиметров, вряд ли ты станешь мировой звездой баскетбола. Вот так же и с интеллектом, в чём проблема-то. И вопрос "веры" тут неуместен, это не вера.

01-10-2021 08:57
мичман<br>в отставке
Stamina
немногие готовы принять идею о некоторой детерминированности характеристик

Рост, цвет глаз, волос, черты лица, телосложение, дефекты от облысения до наследственных заболеваний и патологий - готовы принять, а строение мозга, точно так же передающееся - нет: вот что забавно.

все возможные причины получившихся результатов

Само собой.

01-10-2021 09:06
Хвеилеипеок
pakt тут сразу 2 конфликта - во-первых, а гордиться тогда чем? никто не ставит себе в заслугу выигрыш в лотерею. а во-вторых, вопрос о наличии свободы воли, емнип, наукой (пока) решается положительно - а это входит в некоторое противоречие с детерминированностью умственных характеристик: либо наследственность, предыдущий опыт и случайность уже сформировали все предпосылки, определяющие выбор в моменте, либо нет

вообще, я не вижу, как "топить за истину" помогает в естественном отборе)) а вот пристрастность вполне себе

Камрад
Помнится, во "Фрикономике" было отмечено, что влияние генетики определённо есть.
Но отрицать родительское участие — как-то чересчур.

Камрад
pakt

состоятельные родители, благодаря связям, обеспечат место в вузе и хорошую работу
причем тут это?

Никто же не спорит с тем, что рост на 80% передаётся по наследству
Ты еще скажи, что умственные способности зависят от размера черепной коробки, ведь по наследству передается только размер и цвет, а все клетки твоего тела и мозга имеют столько же атомов и молекул в точно таких же сочетаниях. Иначе была бы диагностирована болезнь, это наука.

С чего ты вообще взял, что способности хоть как-то передаются по наследству, ведь характер и способности практически никогда не передаются, если ребенок, например, живет у других родителей. У двух близнецов могут быть разые характеры и способности, хотя они от одних родителей. Тогда бы и склонности к творчеству или к умственному труду тоже передавались бы по наследству, но никто такого никогда не выявлял, да и по жизни я это вижу.

если у такого дитяти верхняя планочка в условно 90 айкью - выше неё он не прыгнет
вот с чего ты взял, что есть такая планка хоть у кого-то?

Камрад
Товарищи, это мы до евгеники что ли договорились?

01-10-2021 10:15
Хвеилеипеок
голоса в моей голове как будто что-то плохое

ДЕРЗКИЙ ЛАТИНОС
В общем, как бы вы не воспитывали своих детей, они все равно вырастут такими же как вы

01-10-2021 12:35
мичман<br>в отставке
ТотКтоЯеСтЬ
>>> причем тут это?

цитирую: если родитель математик, то чадо скорее всего тоже этим будет заниматься

Вот причём. Неважно, тупой родился в семье математиков или умный - образование он получит. А потом мы удивляемся, откуда лжеучёные берутся.

>>> Ты еще скажи, что умственные способности зависят от размера черепной коробки

Нет, я стараюсь глупостей не говорить. Корректно сказать: "существует положительная корелляция между объемом мозга и результатами тестов на интеллект"

>>> С чего ты вообще взял, что способности хоть как-то передаются по наследству

С того, что слежу за научными исследованиями на эту тему.

>>> ведь характер и способности практически никогда не передаются

Что такое "характер"? Какие "способности" имеются в виду?
В бытовом понимании "характер" - очень большая совокупность различных черт.
Какие-то черты характера передаются (то, что называется "темперамент"), какие-то формируются в процессе.

>>> Тогда бы и склонности

Если ребёнку передался рост два метра, это не означает, что он автоматически будет играть суперкубки по баскетболу. Это значит, что ему передался высокий рост от родителей.

Если ребёнку передался интеллектуальный параметр - вероятность развития умственных способностей выше нормы - это не означает, что он их разовьёт.

Напоминаю, что передача наследуемых признаков, способностей и прочих параметров не стопроцентно гарантирована. Могут передаться, а могут и не передаться.

>>> вот с чего ты взял, что есть такая планка хоть у кого-то?

Рекомендую прочесть вот эту статью. Максимально подробная и свежая информация по этой теме.

https://www.nature.com/articles/s41380-021-01027-y

Наследуемость интеллектуальных способностей не подвергается сомнению.
Вопрос только - в каких пределах и с какой вероятностью.

01-10-2021 12:52
мичман<br>в отставке
голоса в моей голове классика же


01-10-2021 13:00
Хвеилеипеок
pakt
Что такое "характер"? Какие "способности" имеются в виду?
тренируешься?
классика же
это так охуенно

01-10-2021 13:05
мичман<br>в отставке
Stamina

>>> во-первых, а гордиться тогда чем?

Люди отлично умеют гордиться своей внешностью.

>>> никто не ставит себе в заслугу выигрыш в лотерею

Ещё как ставит.
Национализм. Патриотизм. Ярусский.

>>> вопрос о наличии свободы воли, емнип, наукой (пока) решается положительно

Я давал ссылку на лекции Сапольского.
Всё в процессе. Сдвиги в сторону детерминированности есть, чем дальше - тем сильнее дрейф.
Слишком молодая область знаний.

>>> а это входит в некоторое противоречие с детерминированностью умственных характеристик:
>>> либо наследственность, предыдущий опыт и случайность уже сформировали все предпосылки,
>>> определяющие выбор в моменте, либо нет

Если родители передали мне по наследству двухметровый рост, IQ140 и хуй 36см, это не означает, что я автоматически стану известным баскетболистом, порноактёром и профессором кембриджа. Имея всё это в базе, я запросто могу всю жизнь пропахать в деревне конюхом. Без возможности развиваться и желания развиваться хорошие стартовые показатели нихуя не стоят.

01-10-2021 13:13
Хвеилеипеок
pakt
Люди отлично умеют гордиться своей внешностью.
всё же часто встречается пренебрежительное отношение к внешности в сравнении с умственными или моральными (сила воли, честность, etc) характеристиками
Ещё как ставит.
Национализм. Патриотизм. Ярусский.
ну это не заслуга, скорее, а просто чувство принадлежности. никто не говорит, что вот посмотрите у меня ребёнок русский.
Без возможности развиваться и желания развиваться хорошие стартовые показатели нихуя не стоят.
я вообще не про это писал. я писал про момент.

Ваш комментарий:
Гость []
[смайлики сайта]
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть