pakt
тута
а может закрепом сделать
08:23 29-07-2024
 
Если совместно нажитое имущество не разделить за 3 года, оно навсегда останется в общей собственности бывших супругов.

Много лет действовала практика: если в течение трех лет после развода бывшие супруги не поделили имущество — значит они договорились о сохранении фактического порядка дел. То есть, если жена после развода увезла диван, а муж не попросил половину денег за него — то через три года этот диван полностью принадлежит жене. Или если муж в период брака стал титульным собственником квартиры — то есть владельцем по документам, а жена в течение трех лет не пошла в суд признавать свое право на половину жилья, то позже она уже ничего не сможет требовать и все достанется мужу.

В последние годы судебная практика поменялась: теперь не поделенное в трехлетний срок приобретенное в браке имущество навсегда остается общей совместной собственностью. На самом деле по закону всегда было так, и пленум Верховного суда РФ еще в 1998 году так постановил, но раньше правовые нормы толковались наоборот.

https://journal.tinkoff.ru/guide/end-of-marriage/


Внезапно решил прочесть семейный кодекс, догнавшись кассационными решениями.
Самый интересный раздел — глава 7,8 — про имущество, а дальше там про детей, иностранцев и алименты.

Ключевые понятия:
а) общее имущество (определение состава общего имущества), и
б) нужды семьи.

Самый неожиданный момент — то, что претензии по имуществу не имеют срока давности. Не поделили машину/квартиру при разводе (не зафиксировали раздел нотариально) — будьте любезны быть готовыми приступить к делёжке в любой момент. Забавно.

ps попутно читал про римское право. Из запомнившегося: мужчина считался бездетным до тех пор, пока не становился отцом ребёнка; женщина — пока не становилась матерью троих детей. Крч, юридически-евгеническая тема: речь шла про наделение гражданскими правами в обмен на увеличение рождаемости. Подробнее: ius trium liberorum.
Кланы: [ копипаста ]
03:27 26-06-2024
Ёж отлично раскидал за главные догматы сектантов: формационный подход, капитализм и прибавочную стоимость
11:17 18-06-2024
 
В целом хороший лонгрид про "дом-дурачок" https://vas3k.blog/blog/homesillyhome/
+ продолжение "три года спустя" https://vas3k.blog/notes/homelab_2022/
01:35 07-06-2024
А ведь полтинник через месяц, и всё туда же. Первая, да.
01:59 30-05-2024
Но как они узнали
21:08 29-05-2024
 
Для декадентов



Еще для декадентов



Для деградантов





Для визионеров



Для ебанатов



Для гастеров

18:27 29-05-2024
 
Для меня



А тут для Вани, Лены и Саши:





Кланы: [ mmedia ]
18:23 29-05-2024
Питер
11:46 08-05-2024
 
Период «бури и натиска» женщин.

В трех или четырех цивилизованных странах Европы можно с помощью воспитания в течение нескольких веков сделать из женщин все, что угодно, даже мужчин. Под влиянием такого воспитания они приобретут некогда все мужские добродетели и сильные стороны, но вместе с тем, впрочем, должны будут воспринять и все их слабости и пороки; повторяю, всего этого можно добиться.

Но как мы выдержим созданное этим движением промежуточное состояние, которое само, быть может, продлится несколько веков и в течение которого женские глупости и несправедливости, их древнейшее достояние, будут еще преобладать над всем позднее приобретенным и внушенным через воспитание?

Это будет эпоха, когда основным мужским аффектом станет гнев — гнев о том, что все искусства и науки затоплены и загрязнены неслыханным дилетантизмом, философия загублена умопомрачающей болтовней, политика стала более фантастической и партийной, чем когда-либо, общество находится в полном разложении, потому что хранительницы старых нравов стали сами себе смешны и во всех отношениях хотят стоять вне традиций.

Ведь если женщины имели свою величайшую силу в традиции, — то на что они должны будут опираться, чтобы приобрести такую же полноту силы, после того как они отказались от традиций?
"Человеческое, слишком человеческое"
Кланы: [ копипаста ]
19:16 07-05-2024
Летели два крокодила
Молодой продавец-кассир в КБ непроницаемо и непонимающе смотрел в пространство, пока я угорал в голосину над его вопросом "вам пакет чёрный или майку".
11:57 06-05-2024
Заполнил таблицу - передаю эстафету
09:38 06-05-2024
Чайлдфришно-экспертно побухчу на тему, в которой нихуя не разбираюсь
Чему должны учить в школе:

- айти и (главное) инфобез;
- тайм-менеджмент;
- тим-билдинг, конфликтология;
- деньги, инвестирование, микроэкономика;
- психология (на уровне понимания для чего нужна и не ссать обратиться);
- спорт, быт и питание в городских условиях (зож);
- медицина на уровне понимания симптомов, медикаментоза, для чего куда какой анализ и прочей самопомощи;
- первая медпомощь, организация быта и питания в походных условиях, основы навигации, разведение огня (основы походного выживания),
- опционально тривиум (логика, риторика, этика).

Предметные знания, практическая польза от которых доказуема; уровня "как хомосапиенсу выживать в городе".

Индустриальный подход к средней школе должен остаться в двадцатом веке. Макаренки с выготскими изготавливали инженеров, которые сейчас нахер не нужны. Апелляции к эрудиции и разностороннему образованию - демагогия. За разносторонним развитием пожалуйте в специалитеты, факультативы, университеты. Дайте в школе базу, чтоб люди не входили в жизнь бытовыми инвалидами, не ставились гомеопатией, не всирались в микрозаймы и орифлеймы, не нажирались перед забором крови, не проёбывались на собесах - крч не руинили себе жизнь по банальному незнанию.

Во ФГОС 9-11 классов можно резать экологию, географию, химию, физику, геометрию и матан - и заменять вышеперечисленным.

"Участниками исследования стали более 23 тысяч учеников 1–11-х классов из 85 регионов страны. В рейтинге специальностей, на которые дети планируют поступать после школы, на первом месте медицина (16,1%). Довольно много участников опроса (10,7%) пока не сделали выбор. В пятерку популярных ответов вошли творческие профессии (10%), IT-технологии (9,5%), военная служба, полиция, МЧС (9,2%)", - отмечается в материалах исследования.
Т.е. даже если проявить академическую щедрость, и предположить, что процентов 10-15 пойдут в науку и промышленность - получится, что программа ориентирована на эти самые десять процентов, а остальные 90 бибу пососут.

Обращаю внимание: я не утверждаю, что естественные науки бесполезны. Но я утверждаю, что степень применимости этих знаний значительно сократилась за последние полвека. Подобная программа имела смысл в индустриально-технологическом обществе, требующих учёных с инженерами в промышленных масштабах. Но нахуй оно щас-то нужно, когда ни принудительного распределения, ни шарашек, ни закрытых границ... а, ну да. Если границы закрыть, ФГОС можно не трогать: инженеры ещё понадобятся.
09:47 02-05-2024
Апрельское отсмотренное
Пена дней
https://www.kinopoisk.ru/film/606669/

Очень люблю Виана, одноименную книгу перечитывал в отрочестве многократно. Долго (десять лет) не притрагивался к экранизации. Посмотрел.

Визуально фирменный сюр перенесён старательно. Наверное, можно смотреть и без знания первоисточника. Главная претензия - нет финальной сцены из книги, и полностью исчезла фирменная мягкая ирония. Это как если бы фентези по пратчетту снять неиронично.

А так фильм норм: чуть скучноват, но не до остекленения. Пойдёт.

***

Очень тёмные времена (2017)
https://www.kinopoisk.ru/film/941027/

Соплежуйная хрень.

***

Мамочка и шлюха (1973)
https://www.kinopoisk.ru/film/14055/

После разрыва с девушкой, парень шляется по Парижу и крутит шашни со своей любовницей-домохозяйкой и любовницей-любовницей. Кафе, постель, сигарета - и местами банальная, местами остроумная - болтовня, болтовня, болтовня, болтовня, болтовня, болтовня, болтовня, болтовня, болтовня, болтовня.

Мог бы быть неплохой фильм, этакий "осенний марафон" по-французски. Но три с половиной часа - это мучение, даже на ускорении это выдержать тяжело. Следовало его посмотреть до "Сломанных цветов", а не после.

***

В духе Рождества (2022)
https://www.kinopoisk.ru/film/1309329/

Красивый фильм с банальной историей, посредственной озвучкой и очень плохими песнями.

***

Мастер и Маргарита
https://www.kinopoisk.ru/film/1115471/

оказался сильно лучше ожидаемого, посмотрел в один заход с удовольствием (с рецензией Каганова согласен).

***

Куклы
https://www.kinopoisk.ru/film/47066/

Красивые и грустные. Но если Китано, то "Ахиллес и черепаха" лучше. А если по теме, то "Баллада Бастера Скрагса" сильнее.

***

Гибель богов
https://www.kinopoisk.ru/film/24982/

Третичное говно: будденброки и прочая драйзеровщина, ну кого блин удивишь гниением аристократии изнутри, с бредовой ночью длинных ножей.

***

Конформист
https://www.kinopoisk.ru/film/58763/

Умное, люто красивое кино. Восхищён.

***

Жанна Дильман, набережная коммерции 23, Брюссель 1080 (1975)
https://www.kinopoisk.ru/film/127756/

Отупляющая, звенящая, бессмысленная хуета. Кококо, скука как инструмент, примененный в фильме, кудах-тах-тах. Ещё один достойный конкурент https://ru.wikipedia.org/wiki/Paint_Drying

***

На обочине
https://www.kinopoisk.ru/film/61274/

Братцы-скуфы - Джиаматти и ну этот, как его, который песочного человека в челопуке сыграл - в поиске милф-альтушек. Кино-вино-домино. Плоский, поверхностный (оскар за лучший адаптированный сценарий, серьезно?), душноватый. Джиаматти обаяшка, как всегда.

***

Ночной портье
https://www.kinopoisk.ru/film/24976/

Сраные 50 оттенков серого.

***

Повар, вор, его жена и её любовник
https://www.kinopoisk.ru/film/6715/

Перверсии, насилие, некрофилия, инцест, безумие, каннибализм - барочно-гротескный босхианский забег по потреблядству а-ля гран-гиньоль. Смешной фильм, красивый, хороший.

***

Инвалид
https://www.kinopoisk.ru/film/5365088/

Дурацкая словацкая чернушная комедия. Скуф в инвалидной коляске, взяв в команду цыгана и русского, убивает всякое отребье.


***

О, Интернет! Грезы цифрового мира (2016) | Lo and Behold: Reveries of the Connected World18+
https://www.kinopoisk.ru/film/954061/

Как же дедушке Херцогу похуй на ентот ваш интернет. Фишинг, вспышки на солнце, Маск - полный рандом, а не документалка.

***

Кто такая женщина? (2022) / What Is a Woman?
https://www.kinopoisk.ru/film/5016160/

Консервативный, местами смешной (диалог с профессором уморителен), но чот однобокий. Особенно пиздоболия про Кинси.

Who Is America Коэна, на мой взгляд, лучше получился. Наверное, дело в градусе абсурда. Но всё равно посмотреть стоит, качественно сделанная консервная пропаганда.
Кланы: [ кмно ]
14:17 27-04-2024
 
Законопроект о полном запрете вейпов внесут в Госдуму уже в мае
https://m.business-gazeta.ru/news/631260

Ёбаное табачное лобби.
Ну, ещё пару лет на драгах протяну.
15:26 14-04-2024
Интервью с Андреем Гавриловым
17:40 09-03-2024
ПНЕВМОСЛОН - Полегче (весь альбом)
01:41 06-03-2024
Порез на собаке - Михаиловы глаза
14:44 29-02-2024
А.Зиновьев, Зияющие высоты #3
Социальный индивид это — отдельный человек, группа людей, объединение групп и даже целая страна.

Элементарный социальный индивид (слово "социальный" буду для сокращения опускать) не расчленяется на два или более различных индивида (отдельно взятый человек). Сложный состоит из двух или более индивидов.

Нормальный индивид имеет орган, с помощью которого он отражает и оценивает ситуацию, устанавливает, что лучше и что хуже для него и для других, предвидит ближайшие последствия своих поступков и поступков других людей.

У человека это — мозг, а у групп людей управляющие лица и организации, состоящие из людей. Назначение этого органа — обеспечить наиболее благоприятные условия существования индивида.

Я исхожу из допущения, что нормальный индивид (а таких — подавляющее большинство) правильно оценивает свое положение в обществе, свои возможности, внешние обстоятельства, ближайшие следствия своих поступков и т. д.

Именно ближайшие, ибо этого достаточно для действия социальных правил. Предвидеть последствия поступков далеко (на много времени вперед) невозможно не столько из-за сложности ситуаций, сколько из-за принципиально непредвидимых обстоятельств.

Да это и не нужно. Для социального бытия достаточно знать ближайшие последствия действий людей, и индивиды способны на это.

Например, А знает, что если он донесет на В, то у В будут неприятности (снимут с заведывания, не пустят на премию, отменят поездку за границу и т. п.), и этого для А достаточно.

Индивиды могут оказаться вследствие своих поступков в плохом положении, но рассматривать это как результат ошибок в социальном поведении нельзя. Индивиды с социальной точки зрения не делают ошибок. Понятие ошибки здесь неприменимо вообще.

Если, например, в результате доноса А на В со временем из-за этого будут неприятности для А то донос А не есть ошибка. Здесь А поступил в полном соответствии с каким-то социальным законом, и только. А к чему это привело, к закону как таковому отношения не имеет.

Подобно тому, как, стакан, упав на пол, разбивается. Но это не есть ошибка стакана. Это — результат действия физических законов, и только.

Социальный индивид, далее, обладает способностью принимать волевые решения, имеет свободу воли и выбора, по крайней мере, в отношении некоторых действий.

Социальный индивид, далее, в каких-то пределах, достаточных для того, чтобы рассматривать его как целое, господствует над своим телом. Если это группа людей, то указанный признак означает, что руководящему лицу или организации подчиняются руководимые ими лица.

Наконец, социальный индивид обладает стремлением к самосохранению, избегает ухудшения положения, стремится к улучшению условий существования и т. п. и предпринимает для этого какие-то действия.

Другими словами, социальный индивид осуществляет свои действия в соответствии с принципами:
1) он добровольно и сознательно не делает ничего того, что противоречит его интересам;
2) если он безнаказанно (малое наказание не в счет) может использовать свое социальное положение в своих интересах, он его использует максимально.

Так что взятки, принуждение подчиненных к сожительству и к соучастию в махинациях, очковтирательство с целью наживы, использование государственных средств в личных целях и т. п. — все это (как и официально установленные привилегии в виде закрытых распределителей, машин, дач, брони на все виды услуг и т. п.) суть естественные явления социальной жизни людей. И только страх разоблачения и наказания как-то удерживает (да и то до поры до времени и в малых масштабах) от возможных катастрофических последствий.

Указанные признаки входят в само определение термина "социальный индивид".

Социальный индивид обладает также другими признаками. Это положение в обществе, сила влияния, степень защищенности, степень вредности (опасности) для окружающих, сила хватания (присвоения), сила отдачи, сила интеллекта, уровень нравственности, степень изворотливости, совесть и т. д.

Все эти признаки можно точно определить, так что в результате часть из них окажется производной от других. Все эти признаки в принципе измеримы.

Что думает о себе сам индивид и что думают о нем другие, более или менее совпадает (во всяком случае, имеет место тенденция к совпадению).

Для себя индивид может быть как угодно сложным и духовно богатым. С социальной точки зрения это играет скорее отрицательную роль для индивида, если духовное богатство выходит за рамки обычного или профессионального среднего. С социальной точки зрения индивид представляется как болванка без внутренней структуры с четко фиксируемыми формами и функциями.

Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение.

Как думает индивид, вообще роли не играет. Важно как он поступает. А поступает он по социальным правилам.

Социальный индивид не зол и не добр. Он просто обладает упомянутыми качествами в той или иной степени.

Вопрос об измерении этих качеств не принципиален. Здесь можно предложить самые различные методы. Величины этих качеств индивидов заключены в определенные социально допустимые рамки. Выход за эти рамки опасен как самому индивиду, так и тем, с кем ему приходится иметь дело.

Чрезмерный ум, например, так же опасен с социальной точки зрения, как и чрезмерная глупость.

Всякий социальный индивид обладает социальным положением и официальным положением. Социальное положение индивида есть функция от многих параметров — занимаемый пост, престиж профессии, возможность иметь различного рода привилегии, связи, влияние и т. п.

Официальное положение определяется занимаемой должностью и официальным статусом последней. Полного совпадения социального и официального положения нет, и в достаточно большом и дифференцированном обществе оно не может быть достигнуто практически.

Однако в силу тенденции к совпадению официальности и социальности имеется тенденция установить соответствие и здесь. Это выражается в частности, в стремлении установить такие нормы жизни, чтобы доходы, почет, слава и т. п. определялись исключительно официальным положением индивидов (чтобы начальник имел лучше квартиру, чем подчиненный, выше зарплату, лучше дачу; чтобы академик считался более крупным ученым, чем член-корреспондент, а последний — чем простой доктор и т. д.).

Социальный индивид стремится улучшить свое социальное положение. С этой точки зрения все индивиды-карьеристы, честолюбцы, стяжатели и т. д., но не всем удается добиться желаемого, а большинство с самого начала отдает себе отчет в безнадежности усилий и смиряется, что выступает как добродетель.

И лишь единицы из тех, кто мог бы успешно участвовать в борьбе за социальный успех, находят в себе силы сознательно избрать иной путь. Впрочем, он тоже так или иначе рассчитан на какой-то успех.

Надо различать фактическую и номинальную социальную значимость индивида, фактическая включает в себя социальные признаки индивида, а номинальная — своеобразный способ выразить их для каких-то случаев официального употребления индивида.

Соотношение их можно проиллюстрировать на примере соотношения фактических признаков человека и характеристики, которую ему дают для поступления на работу, при выдвижении на награду, при оформлении документов на поездку за границу.

Например, А — карьерист, хапуга, бабник, полуневежда, плагиатор и т. п. Все заинтересованные лица знают эту фактическую характеристику А. Номинальная его характеристика может иметь такой вид: морально устойчив, высококвалифицированный специалист, имеет учеников и т. п.

Давая такую номинальную характеристику А, люди не лгут, а делают нечто иное. Они принятым в данной среде способом выражают лишь то, что А их устраивает, годится для такого-то дела. И ничего больше.

Если в номинальной характеристике описать фактические качества А, то она будет воспринята не как объективная оценка его, а как свидетельство того, что А в чем-то провинился, его снимают с работы, считают, что он не годится и т. п.

Вот когда действительно А в чем-то провинится и начинают говорить, что, мол, не знали его подлинного лица и проглядели, тогда лгут, ибо подлинное лицо социального индивида окружающие его лица, как правило, знают точно и исчерпывающим образом.
12:24 29-02-2024
А.Зиновьев, Зияющие высоты #2
ДИСКУССИЯ О СВОБОДЕ

Арестанты воткнули в снег ломы и лопаты и забились в сортир. От дыма махорки скоро стало нечем дышать, но зато стало немного теплее и намного уютнее. Начали "травить баланду". Незаметно втянулись в дискуссию о том, что такое свобода — проблема для арестантов наиболее актуальная.

Вели дискуссию по всем канонам научной дискуссии: каждый кричал что-то свое и не слушал других. Взаимонепонимание полное.

Концепция Клеветника: свобода есть познанная необходимость, как учили нас классики, и хотя мы сидим в сортире не следует об этом забывать, мы же все имеем среднее образование, а многие даже высшее и незаконченное высшее.

Концепция Убийцы: Клеветник несет чушь; если тебя, к примеру, посадили на губу, и ты понял неизбежность этого, то ты, выходит, свободен; свобода есть как раз наоборот не необходимость, а обходимость; а познанная или не познанная, кто ее знает; непознанная отчасти лучше; пока начальство не пронюхало, например, что можно обойти проходную и безнаказанно смыться в самоволку, мы хоть иногда свободны.

Концепция Патриота: мы — самые свободные люди за всю историю человечества.

Концепция Паникера: свобода есть свобода каких-то действий; человек свободен осуществлять некоторое действие, если и только если осуществление этого действия им зависит исключительно от его собственной воли, т. е. ничто, кроме его воли, не вынуждает к данному действию и не препятствует ему; если, например, Патриот захочет сейчас покинуть сортир и никто и ничто не будет ему мешать в этом, он свободен вылезти из сортира; если Убийца сунет Патриота в яму, то Патриот будет несвободен сделать это; все остальное философский вздор.

Концепция Уклониста оказалась наиболее законченной. Человек свободен осуществлять или не осуществлять какое-то действие лишь в том случае, если это зависит исключительно от его собственной воли. Но это не все. Это еще только начало.

Вот, к примеру, свободен или нет курсант Ибанов сегодня после отбоя идти к бабе? Вроде бы оделся и пошел. И проблема решена. Однако Ибанов знает, что это запрещено. И если он все же пойдет в самоволку и попадется, ему не миновать губы. А то и похуже. Так что говоря о свободе людей по отношению к тому или иному поступку, надо учитывать наличие или отсутствие официально установленного запрета на этот поступок.

Надо учитывать и характер наказания за нарушение запрета: если наказание слишком слабое, с ним можно не считаться. Если имеется официально установленный запрет на поступки данного рода, и наказание за его нарушение достаточно сильно, то человек официально не свободен по отношению к этим поступкам. Если при этом человек благодаря каким-то исключительным обстоятельствам может избежать наказания, он может оказаться фактически свободным отношению к данным поступкам, будучи официально несвободным.

Бывают случаи, когда человек официально свободен, а фактически нет. Иногда бывает так, что недостаточно отсутствия запрета на поступок, а требуется еще официальное разрешение. Иногда этого мало, требуется еще запрещение препятствовать осуществлению разрешенных или незапрещенных поступков.

До сих пор я говорил об отношении отдельно взятого человека к отдельно взятому поступку. Но в общественной жизни встает проблема отношения множества людей какого-то рода к множеству поступков какого-то рода.

Например, речь может идти об отношении курсантов Школы (а не отдельного курсанта) к множеству поступков, в которое входят походы к бабам и выпивка. Свободны или нет курсанты Школы совершать или не совершать походы к бабам и пьянки?

Ответить на этот вопрос пока еще нельзя. Надо сначала ввести понятие степеней свободы и указать способ их измерения. В частности, степень свободы можно определить как величину, характеризующую отношение свободных человеко-поступков к общему числу человеко-поступков данного рода. Это будет величина в интервале от нуля до единицы. Степень свободы равна нулю, если для всех людей этого множества несвободны все поступки данного рода, и единице, если для всех людей этого множества свободны все поступки данного рода. Остальные случаи располагаются между этими крайностями.

Эта схема все еще сильно упрощает реальное положение, ибо в ней все человеко-поступки принимаются как одинаково показательные и число их достаточно велико. А реально это не так. Реально люди имеют различную социальную ценность и величину.

Иногда наличие свободы печатать свои сочинения для тысяч людей ничего не говорит о наличии свободы публикаций, а отсутствие свободы напечатать свой труд для одного человека является показателем отсутствия свободы публикаций. Иногда люди вообще не предпринимают попыток совершать поступки какого-то рода, хотя они официально не запрещены, или предпринимают настолько редко, что нельзя судить о наличии или отсутствии фактической свободы, ибо вообще нельзя измерить степень свободы.

Но допустим, что есть способ измерения степеней свободы и условия для его применения. Теперь еще надо договориться, какая величина достаточна, чтобы признать наличие свободы или отсутствие таковой. Здесь возможны варианты.

Например, в каких-то случаях возможно соглашение, когда для признания наличия свободы достаточно, чтобы величина степени свободы была больше половины. Так что весьма возможно, что группа людей имеет высокую степень свободы в отношении поступков данного рода, а некто Ибанов при этом может быть несвободным.

Добавьте к этому то, что в отношении разных множеств поступков могут быть разные степени свободы. Я назвал далеко не все аспекты проблемы. Но из этого должно быть ясно, что всякие общие разговоры на эту тему без достаточно точно определенной терминологии и строго установленных фактов лишены смысла.

Вот вам в заключение задачка. Даны две страны А и В. И в той, и в другой разрешены туристические поездки граждан заграницу. Вы хотите узнать, есть в них на этот счет фактическая свобода или нет. И вы располагаете такими данными. В стране А подано было сто заявлений, девяносто девять получили выездную визу, одного не выпустили. В стране В подано было за тот же срок пять тысяч заявлений, четыре тысячи пятьсот получили выездную визу, пятьсот человек не выпустили. Какая страна из А и В свободнее по отношению к туристическим поездкам за границу?

Начался жуткий гвалт. Прежде всего выяснилось, что больше половины участников дискуссии никогда не слышали о заграничных туристических поездках и выездных визах.

Позиция их четко обозначились выражениями вроде "с жиру бесятся", "зажрались", "поработали бы в колхозе", "ты бы еще Луну сюда приплел", "это нас не касается" и т. д.

Паникер резюмировал: дискуссия окончена, истина подохла в споре.

Интеллигент сказал Уклонисту, что тот в общем прав, но упустил два наиболее важных аспекта: нравственный и гражданственный.

Для высокоразвитого в гражданском отношении общества проблема свободы вообще имеет совсем иной смысл, чем для общества с неразвитой гражданственностью.

В первом степень свободы определяется тем, в какой мере общество способно допустить фактическую свободу в отношении действий людей, считаемых оппозиционерами.

Подошло время обеда, и арестанты поплелись на губу, разбудив караульного, который всю дискуссию проспал, сидя на толчке.
11:55 29-02-2024
Зиновьев, Зияющие высоты
Принято думать, что человеческое общество есть одно из самых сложных явлений и что по этой причине его изучение сопряжено с необычайными трудностями.

Это заблуждение. На самом деле с чисто познавательной точки зрения общество есть наиболее легкое для изучения явление, а законы общества примитивны и общедоступны. Если бы это было не так, общественная жизнь вообще была бы невозможна, ибо люди живут в обществе по этим законам и по необходимости осознают их.

Трудности в изучении общества, разумеется, есть. Но они далеко не академической природы. Главное в понимании общества — понять, что оно просто в деталях и сложно лишь как нагромождение их огромного числа, решиться сказать по этому поводу правду, признаться в банальности своих мыслей, сбросить сложившуюся систему предрассудков и ухитриться сделать свои мысли широко известными.

Есть одна трудность познавательного порядка. Это — невозможность дедукции из-за избытка информации, из-за обилия исходный понятий и допущений, из-за ничтожного числа выводимых следствий, из-за практической ненадобности дедукции. Это действует удручающе на современного ученого человека, которому голову забили идеями математизации, формализации, моделирования и т. п. И самые примитивные из законов общества — законы социальные.

Когда говорят о социальных законах, обычно говорят о государстве, праве, морали, религии, идеологии и прочих общественных институтах, регулирующих поведение людей и скрепляющих их в целостное общество. Однако социальные законы не зависят в своем происхождении от упомянутых институтов и не касаются их взаимоотношений и функционирования. Они лежат совсем в ином разрезе общественной жизни. Для них совершенно безразлично, что объединяет людей в общество. Они так или иначе действуют, раз люди на достаточно длительное время объединяются в достаточно большие группы. Упомянутые выше институты сами живут в соответствии с социальными законами, а не наоборот.

Социальные законы суть определенные правила поведения (действия, поступков) людей друг по отношению к другу. Основу для них образует исторически сложившееся и постоянно воспроизводящееся стремление людей и групп людей к самосохранению и улучшению условий своего существования в ситуации социального бытия.

Примеры таких правил: меньше дать и больше взять; меньше риска и больше выгоды; меньше ответственности и больше почета; меньше зависимости от других; больше зависимости других от тебя и т. д.

Социальные законы не фиксируют явно вроде правил морали, права и т. п. по причинам, о которых нетрудно догадаться и о которых специально скажу дальше. Но они и без этого общеизвестны и общедоступны. Легкость, с какой люди открывают их для себя и усваивают, поразительна. Это объясняется тем, что они естественны, отвечают исторически сложившейся природе человека и человеческих групп. Нужны исключительные условия, чтобы тот или иной человек выработал в себе способность уклоняться от их власти и поступать вопреки им. Нужна длительная кровавая история, чтобы в каком-то фрагменте человечества выработалась способность противостоять им в достаточно ощутимых масштабах.

Социальным правилам поведения люди обучаются. Делают они это на собственном опыте, глядя на других, в процессе воспитания их другими людьми, благодаря образованию, экспериментам и т. п. Они напрашиваются сами собой. У людей хватает ума открыть их для себя, а общество поставляет людям гигантские возможности для тренировок. В большинстве случаев люди даже не отдают себе отчета в том, что они проходят систематическую практику на роль социальных индивидов, осуществляя обычные с их точки зрения житейские поступки. И они не могут этого избежать, ибо, не обучившись социальным правилам, они не могут быть жизнеспособными.

Хотя социальные законы соответствуют природе человека и групп людей (естественны), люди предпочитают о них помалкивать или даже скрывают их (подобно тому, как они прячут грязное белье и закрываются в туалете, справляя свои естественные потребности). Почему? Да потому, что прогресс общества в значительной мере происходил как процесс изобретения средств, ограничивающих и регулирующих действие социальных законов.

Мораль, право, искусство, религия, пресса, гласность, публичность, общественное мнение и т. п. изобретались людьми в значительной мере (но не полностью, конечно) как средства такого рода. И хотя они, становясь массовыми организациями людей, сами подпадали под действие социальных законов, они так или иначе выполняли и выполняют (там, где они есть) антисоциальную роль.

Социальный" прогресс общества был прежде всего прогрессом антисоциальности. Людей веками приучали облекать свое поведение в формы, приемлемые с точки зрения морали, религии, права, обычаев и т. п., или скрывать от внешнего наблюдения как нечто предосудительное. И неудивительно, что социальные правила поведения представляются им как нечто, по меньшей мере, неприличное, а порой даже как преступное.

Более того, люди индивидуально формируются так, что социальные правила для них самих выступают лишь как возможности, которых могло и не быть. Если человек совершает поступки по этим правилам и осознает это, то очень часто он при этом проходит через психологические конфликты и колебания и переживает происходящее как духовную драму. Примеры людей, которые оказались способными пойти наперекор социальным законам и благодаря этому стали предметом величайшего уважения граждан, еще более укрепляют в мысли о том, что эти законы отвратительны, а точнее говоря — что это вовсе не законы, а что-то противозаконное.

Наконец, примеры обществ, в которых социальные законы в силу разрешения морали, религии, правовых норм, гласности и т. п. приобретали ужасающую роль, довершают мистификацию реального положения дела и воздвигают непреодолимую преграду истине, поразительный пример зла, творимого людьми из лучших побуждений. Впрочем, и здесь лучшими побуждениями прикрываются, как правило, негодяи.

Социальные законы всегда на виду, и здесь бессмысленно ожидать открытий вроде открытия микрочастиц, хромосом и т. п. Открытием здесь может быть лишь фиксирование очевидного и общеизвестного в некоторой системе понятий и утверждений и умение показать, как такие тривиальности выполняют роль законов бытия людей, — показать, что нашей общественной жизнью управляют не благородные титаны, а грязные ничтожества. В этом основная трудность познания последней.

Когда все же говорят о тех или иных социальных законах, то их, как правило, лишают статуса общечеловеческих законов и рассматривают в качестве бесчеловечных законов какого-то изма. Полагают при этом, что в каком-то другом благородном изме им нет места. Но это — ошибочно.

Во-первых, в них нет абсолютно ничего бесчеловечного. Они просто таковы на самом деле. Они ничуть не бесчеловечнее, чем законы содружества, взаимопомощи, уважения и т. п. Противопоставление концепции злых и добрых социальных законов вообще с научной точки зрения лишено смысла, ибо они суть зеркальные отображения друг друга, изоморфны по структуре и эквивалентны по следствиям.

Возьмем, например, принцип концепции злых социальных законов "Всякий человек А стремится ослабить социальные позиции другого человека В (при прочих постоянных условиях)". Эквивалентным ему является принцип концепции добрых социальных законов. "Всякий человек В стремится усилить социальные позиции другого человека А". Только при условии смешанных концепций можно избежать этого эффекта. Но смешанные концепции исключают здесь возможность научного подхода и построения теорий.

Другими словами, примем мы концепцию, согласно которой зло необходимо, а добро случайно, или противоположную концепцию, согласно которой добро необходимо, а зло случайно, мы тем самым не решаем вопроса о том, что чаще встречается, зло или добро, а указанные концепции сами по себе обе не объясняют ни того, ни другого, а значит, в равной степени могут быть использованы для объяснения того и Другого.

А, во-вторых, человечный или бесчеловечный изм сложится в какой-то стране, зависит не от социальных законов как таковых, а от сложного стечения исторических обстоятельств, и в том числе — от того" сумеет или нет население данной страны развить институты, противостоящие социальным законам (нравственные принципы, правовые учреждения, общественное мнение, гласность, публичность, прессу, оппозиционные организации и т. п.).

Лишь в том случае, если ничего подобного в обществе нет или это развито слабо, социальные законы могут приобрести огромную силу и будут определять всю физиономию общества, в том числе — определять характер организаций, по идее призванных ограждать людей от них.

И тогда сложится особый тип общества, в котором будет процветать лицемерие, насилие, коррупция, бесхозяйственность, обезличка, безответственность, халтура, хамство, лень, дезинформация, обман, серость, система служебных привилегий и т. п. Здесь утверждается искаженная оценка личности — превозносятся ничтожества, унижаются значительные личности. Наиболее нравственные граждане подвергаются гонениям, наиболее талантливые и деловые низводятся до уровня посредственности и средней бестолковости.

Причем, не обязательно власти делают это. Сами коллеги, друзья, сослуживцы, соседи прилагают все усилия к тому, чтобы талантливый человек не имел возможности раскрыть свою индивидуальность, а деловой человек выдвинуться. Это принимает массовый характер и охватывает все сферы жизни, и в первую очередь — творческие и управленческие. Над обществом начинает довлеть угроза превращения в казарму. Она определяет психическое состояние граждан. Воцаряется скука, тоска, постоянное ожидание худшего. Общество такого типа обречено на застой и на хроническое гниение, если оно не найдет в себе сил, способных противостоять этой тенденции.

Причем, это состояние может длиться века. Я знаю одного девяностолетнего туберкулезника и язвенника, но его не назовешь здоровым человеком на том основании, что он прожил девяносто лет, а его одногодки-здоровяки давно загнулись. И если мне придется закончить свой жизненный путь, не прожив и половины возраста этого человека, его жизни я все равно не позавидую.
Закрыть