«Скажи, — спросил князь Вэн-хуэй, — как же ты достиг столь высокой степени искусства?
Мясник отложил свой нож и сказал: Я люблю дао и таким образом совершенствуюсь в своем искусстве. Когда я начинал заниматься своим делом, я видел перед собой только бычью тушу. Три года спустя я уже больше не видел тушу. Теперь я постигаю все не столько глазами, сколько умом. Мои чувства больше не работают; работает только ум. Я знаю, как от природы сложен бык, и режу только по сочленениям и промежуткам. Я не разрубаю артерии, вены, мышцы и жилы, а уж тем более крупные кости! Хороший мясник изнашивает за год один нож, потому что режет только по мясу. Обычный мясник изнашивает по ножу каждый месяц, потому что нож у него затупляется о кости. Мне мой нож служит уже девятнадцать лет. Им разделаны тысячи бычьих туш, а лезвие его все еще кажется свежезаточенным. Просто в сочленениях костей есть промежутки, а лезвие ножа не имеет толщины. Тому, кто умеет погружать тончайшее лезвие в эти промежутки, легко работать ножом, ведь он режет по пустым местам. Потому-то я и пользуюсь своим ножом уже девятнадцать лет, а лезвие его до сих пор кажется свежезаточенным. Каждый раз, когда мне приходится разделывать сочленения костей, я отмечаю наиболее трудные места, задерживаю дыхание, пристально вглядываюсь и действую не спеша. Я тихонько провожу ножом, и сочленения разделяются с такой же легкостью, как если бы я складывал на землю куски глины. Тогда я вытаскиваю нож и распрямляюсь...»
© Чжуан-Цзы, III,
"Начало гигиены"
Жан Бодрийар в своей книге "Символический обмен и смерть" приводит эту притчу в качестве примера лингвистического анализа текста. Я же склонен считать, что здесь не один, а несколько смысловых пластов, тем притча и хороша. Мясник рассказывает о методе. Он демонстрирует высокий профессионализм и рассказывает о своём деле с такой дотошностью и с таким хладнокровием, что я даже заподозрил в нём маньяка. Но притча понравилась. Нож мясника – это хороший инструмент, а сам процесс разделывания туши – это хорошая методика подхода к любому делу, в особенности, если речь идёт о философии. Туша – объект исследования, а сильная теория в руках профессионала – это и есть тот самый нож в руках мясника. Это не лезвие Оккама, которое только отрезает и тем самым кастрирует, здесь более тонкая, изящная работа.
Февраль
[Print]
OldBoy