Фрактал маньяка
OldBoy
дневник заведен 19-07-2004
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Россия, Санкт-Петербург
интересы [68]
Интернет, психология, книги, чтение, буддизм, хокку, Питер, мосты, самосовершенствование, дзен, философия, история, восток, наука, афоризмы, Религия, бытие, коммунизм, фашизм, античность, экзистенциализм, Третий Рейх, контркультура, Нацизм, свобода выбора, идеология, Инструментальная музыка, тоталитаризм, постмодерн, метафизика, Борьба самбо, Марксизм, артхауз, письмо, субкультура, онтология, дискурс, язык искусства, эротика текста, социальная синергетика, нарративная логика, Постструктурализм, Смерть автора, диалектика, Концепты, Самоидентификация, Пустой знак
Четверг, 28 Декабря 2006 г.
23:54 Дилемма понимания
Половина проблем связана с тем, что нас не понимают.
Вторая половина – с тем, что нас понимают слишком хорошо.
Тот, кто говорит загадками, рискует быть непонятым.
Тому, кто действительно говорит откровенно, трудно верить.
Чем откровенней ты говоришь, тем большим лжецом ты можешь показаться.
Находясь между требованием быть понятым и соблазном изъясняться темно,
невозможно решить, что из них заслуживает большего уважения.
23:47 Ресурсы самоуничтожения
От себя не убежишь, но и в себя не спрячешься.
Чем больше мы пытаемся оторваться от собственного "я", тем глубже в него погружаемся.
Лучше всего спорит тот, кто умеет противоречить самому себе.
Мысль, работающая в одиночестве, сама по себе страшное приключение,
которое приводит к равенству "самопознание = саморазрушению".
Не проследив весь тот путь, который привёл к такому равенству,
трудно понять что именно оно означает,
однако оно верно для того, кто научился мыслить наперекор себе.
Понедельник, 11 Декабря 2006 г.
17:43 Необходимость равновесия
Всё, что можно классифицировать – тленно. Вечно лишь то, что поддаётся многочисленным интерпретациям. Самые замечательные мысли это те, которые противоречат нашим чувствам. Противоречивые размышления часто граничат с умопомешательством. Если верить буддийским мудрецам, высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая в том, чтобы привести их в равновесие. Человеку, мыслящему импульсивно, необходим анестетик, как инструмент сохранения душевного спокойствия. Не удивительно, что мыслители, запомнившиеся своей манерой произносить резкие монологи, находили прибежище в буддизме. Религия, преодолевшая идею Бога и направленная на поиск самого себя, для них являлась чем-то вроде успокоительного.
17:40 Нищета познания
Слишком долгое пребывание под Древом Познания ни к чему хорошему не приводит. Любая проблема, если докапываться до её сути, приводит к банкротству, дискредитации самой себя, оставляя интеллект оголённым. Чем больше возникает вопросов, тем больше ответов повисает в пространстве, где не видно горизонта. Вопросы оборачиваются против сознания, в котором они зародились и сознание становится их жертвой. Величайшие вопросы тем и отличаются от обычных, что не имеют ответов. Познание самого себя обходится слишком дорого. Как, впрочем, и познание вообще. Предмет, который досконально осмотрели, лишается своей ценности. Разглядывать его, копаться в нём – значит превращать в объект. Плотность прореживается, структура расшатывается и для анализа остаются лишь жалкие лохмотья, а весь процесс сводится к смакованию собственного отупения. Не спрашивай – научишься думать. Понять что-либо – значит, в конечном счёте, перестать задумываться.
Среда, 22 Ноября 2006 г.
16:40 Опасность идей
Любая идея имеет право на существование только в том случае, если она остаётся нейтральной. Но человек её одушевляет, переносит на неё свои страсти и своё безумие. Даже внешне безличные теории персонифицируются, выдают своих авторов, приоткрывают их тайны, рассказывают об их страданиях. Приверженность идеи, страстная погоня за истиной и уверенность в её обретении может стать источником фанатизма. Идеи способны воспламенять мозг и заражать душу. Избегает фанатизма только тот, кто мыслит словами, а не идеями.
Понедельник, 20 Ноября 2006 г.
18:04 Поэтический транс
Чтобы расшевелить слова, выявить грамматический склад мыслей, развеять миры, которые одушевляют слова, вновь сделать звучным и слышимым то безмолвие, которое всякая речь уносит с собой, когда она выражает себя, поэт остро нуждается в особом пространстве, в котором он обретает способность творить. Это пространство с координатами боли и грусти, восторга и печали создаёт мощное по своему воздействию поле поэтического транса. Поэтический транс, в котором рождается красота слов, всегда предполагает ту или иную форму безумия. У каждого художника, творца слова существует мания. Невозможно ускользнуть от самого себя, отклониться от центра собственных маний. В любом стремлении обнажить свои тревоги скрывается неутолимая жажда торговать с помощью слов девственным одиночеством своей души. Всякое вдохновение берёт свой исток от способности к преувеличению, излишнему драматизму. Приливы творческого вдохновения приносят игру метафор и красоту эпитетов. А вместе с ними обнаруживают себя буйство мысли, спазмы отчаяния, софизмы одержимости, бред души, воспаление сознания. Трудно признать, что даже самые таинственные поэтические головокружения есть всего лишь результат нервных недомоганий автора. Поэт отнюдь не обособляется от собственных тревог, напротив, черпает в них вдохновение. Он окрашивает страстями даже едва заметные события и проецирует свои воспалённые выдумки на Вселенную, что приводит к гипертрофированному восприятию реальности. И тогда реальность представляется плодом выдумок, крайностей, результатом отсутствия чувства меры, следствием необузданности воображения. Лиризм и вообще весь мир метафоры был бы всего лишь жалкой неврастенией, если бы в нём не было неистовства, от которого вздуваются слова, образуя нечто вроде грыжи образов, разрывы убогих словечек, рождённых в банальной повседневности и вознесённых к высотам сердца. Поэт живёт в своём собственном мире образов и оперирует образами, существующими лишь в его сознании. Эти образы представляют собой раздутые до небес пустяки, стоит на них посмотреть чуть повнимательней, так они оказываются чудовищными и смешными. Истины красоты питаются преувеличениями. Слова напирают друг на друга, вздуваются и лопаются. Дымовая завеса смысловых оттенков угнетает. В пространстве поэзии нечем дышать. В словесном пожаре чувствуется горький привкус гари и пепел сгоревших слов. Чтобы поддерживать своё душевное смятение, поэту уже ничего не остаётся, как вновь лечить показной красотой слов мигрени своего воображения, что ведёт к сознательному восстановлению разрушенных иллюзий.
Четверг, 9 Ноября 2006 г.
10:11 Видимость смутного
Невозможно уклониться от существования при помощи объяснений. Никакой теоретической конструкции не удаётся сделать смысл бытия ощутимым, дать почувствовать запутанную и противоречивую реальность, в которой едва слышим шум бытия, его ритм, его вибрации, его диссонансы. Чтобы подняться до истоков выражений смутного, нужно идти по пути аффективной регрессии к их смыслу, погружаться в несказанное и выйти из него с разодранными в клочья понятиями. Максимализм этих исканий очевиден. Эти искания, искажения, ошибки и трагедии — суть эксперименты с предельными категориями. Это деградация, направленная вверх. Философия, заваленная хламом понятий, перестала удовлетворять умы, уже давно стала выражением безличной тревоги, кладбищем идеалов и прибежищем бесплодных идей. На все вопросы ответы найдены, все решения приняты, все возможные случаи предвидены. Но мир в конечном счёте принимает любое откровение и смиряется с каким угодно содроганием, лишь бы были найдены формулы. Отчаянный поиск универсальных формул приводит к постоянному накоплению и умножению смысла, к расширению вселенной текстов, к усложнению интерпретаций. Философские построения, возникающие в различных пластах культуры, находят самовыражение на перекрестии культурных смыслов, приобретают видимость завершённости, окончательности, но на самом деле они играют роль поисковых зон, в которых находятся метафизические складки бытия. Изощрённая интертекстуализация, игра со стилями и формами представляет собой бесконечное циклическое движение мысли в текст и из текста, заставляя то идентифицироваться, то дистанцироваться по отношению к нему, чтобы добраться до слов, которые сделали текст возможным, и ещё далее - до мысли, чья первоначальная живость ещё не скована сеткой грамматик. Поиск множественности смыслов, блуждание в переплетениях текста чревато тавтологией, неумеренным эпатажем, интеллектуальным пижонством. Во всяком стремлении выстроить особый язык, на котором текст будет читаться и восприниматься угадывается желание получить ключ к тому, к чему нет ключа.
Вторник, 7 Ноября 2006 г.
07:37 Развалины смысла
Время проходит, и мы проходим вместе с ним. Система, глобально задуманная для обеспечения человеческого счастья, оказалась заменена системой, которой человек совершенно безразличен. Время новых коллективных озарений благополучно осталось в прошлом. Наивная и честная картина мира - уже шедевр. В свете этого требования оригинальность мало что значит. Лучшее из того, что придумано и создано человечеством, бесспорно, может показаться кому-то самым энергичным, самым содержательным, самым тонким, самым захватывающим и самым подлинным на протяжении всей человеческой истории. И, тем не менее, столь же бесспорный плод всей этой одарённости - сегодняшнее чувство, что мы стоим на руинах разума, на краю развалин истории и самого человека. Любая хоть чего-нибудь стоящая мысль обречена тут же потерпеть поражение от другой, которую сама втайне породила. Это приводит к тиражированию собственной неразберихи, грошовых ужасов и старомодных восторгов, от которых веет мёрзлым дыханием поздней осени. Этот мир не создан для нас. Вертикальный смысл жизни заменяется горизонтальным. Однако, ни среди метафизических условий, ни в метафизической перспективе нет такого смысла, который не определялся бы человеком, был бы независим от него, как не было его и ранее: ни в мифах, ни в религиях, ни в идеологиях. Всегда имелись только различные ответы на потребность в смысле, на потребность человека быть понятым "другим" в качестве "я". Эти ответы вполне известны: они пестры, в них царят плюрализм, релятивизм, иррационализм, индивидуализм, субъективность, несоразмерность, эксгибиционизм, гетерогенность, самоутверждение, прокламация, универсализм. Более того, ответы на вопрос определяются не вопросом как таковым, в той форме, в какой он был поставлен, но тем, какой смысл вкладывает опрашиваемый в этот вопрос, тем, как он представляет себе наилучшую тактику ответа, в зависимости от того, как он представляет себе ожидания спрашивающих. Прибегая к хитрой игре разума и мыслительным уловкам, мы меняем лекарства, не находя среди них ни действенных, ни просто подходящих, потому что не верим ни в утоление боли, к которому стремимся, ни в удовольствия, за которыми гоняемся.
07:35 Иллюзорность бытия
Хороший вкус требует, чтобы мыслитель являл миру лишь яркие блестки своих интеллектуальных и духовных метаний. Одни демонстрируют свои откровения с помощью сомнений, другие – с помощью безумия. Привычка к логическому мышлению убивает фантазию и сводится, в конце концов, к спору с самим собой, к яростному стремлению избавиться от метафизического давления смысла в тщательно воссозданной и слепой реальности. Так каждое размышление заменяет собой восклицание, а жалобная тональность отбрасывает прочь достоинства логики. Теории ветшают, а идеи обесцвечиваются. Исчезают синтаксис и семантика; никакой метафоры и метонимии, одна имманентная череда фрагментов. Там, где жизнь не имеет смысла, приходится жить чувствами. Чувство упраздняет причинно-следственные связи; только через него можно воспринять вещь в себе, открывать мир собственными путями, чисто интуитивными, минуя фильтр умственной реконструкции мира. Это и есть эйфория симуляции, стремящейся к отмене причины и следствия, начала и конца, к замене их дублированием. Любая жажда произвольного и иллюзорного гораздо лучше безусловных истин, поскольку именно в стихии иллюзий обнажаются эмоции, они стимулируют полёт вдохновения, находя своё выражение в символизме, в поэтике чувств. Пути поэзии и невроза пересекаются и чаще всего на последнем этапе сливаются - поэтическая струя почти неминуемо растворяется в кровавом потоке невроза. Безумие смешивается с нежностью в этой клоаке утопий и грёз, а иллюзии, манящие своими яркими красками, превращаются в дешёвый субститут реальности.
Вторник, 15 Августа 2006 г.
01:53 Страдания
«Тот, кто страдает, охотно променял бы свою чудовищную боль на любую другую. В больнице ему (с пролемленным черепом) и его соседу по койке (наступил на мину) удалось договориться, они сменяют друг друга, и их беспрестанно перемещающуюся из головы в ноги, потом из ног в голову боль легче переносить. Иногда один из них принимает на себя все муки – и головы, и ног, – а другой пользуется этим, чтобы встать и уладить свои дела. Но мучения того, кто жертвует собой, быстро становятся непереносимыми – он за то, чтобы вернуться к исходному раскладу».©
Суббота, 12 Августа 2006 г.
11:57 Проблемные вопросы
Нашёл в своём цитатнике одну интересную запись:
Я все никак не могу понять, кто сильный, а кто слабый в этом мире.
сильный тот, кто может играть с другими людьми и не думать о том, что делает им больно или нет, или сильный тот, кто не может причинить боль, потому что чувствует ее, и свою вину?
не пойму, сильный тот, кто бьет слабого, или тот, кто может вытерпеть, когда его бьют?
кто сознательно выбирает роль жертвы, чтобы не быть палачом?
или сила и слабость как добро и зло, живут в человеке вместе и проявляются в разных обстоятельствах.

Действительно, весьма проблемные вопросы.
Воскресенье, 16 Июля 2006 г.
19:28 Дорога в У.
«Середина жизни это Данте, его круги. А скука это итальянский кинороман в гибком как подошва переплете. Императив не говорить красиво, отливать истукана из золота, отливать и ваять золотое из молчания. Красивое, доброе, весеннее. А пока война по телевизору и в человеческих организмах, душах, сердцах. Плеоназм это избыточность. Золото кольца как медь колоколов на пушки во время Северной войны, фильм. Середина жизни это осенний свет из высокого окна, в четверг, седьмого ноября. Сквозь желтую занавеску как молчание, серебро разговора. Волнение слов в воздухе. Учение об аффектах, Барух Спиноза.

Математическая модель Вселенной. Сложность просчетов. Мир. Конструирование, биотехнологии. А тут такая простота. Вдруг найденное решение. Как у Ницше, по ту сторону цветов. Что такое круги? Как понимать: необходимость комментариев. Поля, поля. Сезоны. Сады, огороды, их возвращение к труду на земле. Мотыги, грабли, совки, лейки, лопаты, тележки на колесиках как в Египте. Только нет волов (с гравюры). Везет и несет разумный человек сам. Философ, возделывающий свой сад. Спираль как черная винтовая лестница факультета философии. Желтое здание на менделеевской линии. Таблица элементов, система. Пустые окошечки. Круг первый, круг второй: названия русского черно-белого кино сезонов. Яма, потом снег. Горы, лес, когда едешь из Арзамаса в Нижний. Черно-белое кино богаче чем цветное, такое кино. Тоска по идеалу, в конце постмодерна. А может быть уже начало другого. Где конец, а где начало? Век религиозных войн. Война языков. Доски судьбы, как уйти от них, куда? От этих видимых и невидимых скрижалей. Расчеты и просчеты все в одном черновике, потом и до белизна страницы. Московский вокзал словно у Данте.

Панк, пень, пан. Крашеные волосы как римский шлем, красное и золотое. Греческая, римская античность. Греческая сначала, потом римская, фашизм, сенат, горящий Рим, гуси. Варвары для потопа. Стихотворение Поля Верлена. Одиннадцатое ноября, перемирие первой мировой войны, тотальной, позиционной, химической с аэропланами. Лекция о памятниках в университете, на той стороне Невы, где стоял и кланялся Блок. Не своему флигелю, где родился, а пушкинскому дому. Ежедневность жизни. Речь о Кузмине. Дай бог всем людям. Платья. Трамваи людей, косящие взгляды на чужое платье, чужую жену, любовницу, любовника. Косость тех взглядов. Память это как строительство собора, вокзала, винтовая лестница в Барселоне, имя архитектора на обложке журнала. Испанские замки, соборы, увитые розовыми цветами, вьюнами легкие беседки, балконы, дворы внутри домов. Тяжелые американские мосты, Манилов, архитектор мечты, своего рода Циолковский полетов. Отель дружбы между двух берегов, беседка. Гауди, Корбюзье, Манилов. Грандиозность проектов, интимность желаний. Скромность детской мечты. Взгляд за окно. Пропасти, где добывают металл, реки золота, горы алмазов. Руины и водопады, аллеи парка. Террасы, балконы, колоннады. Разговоры во время прогулок. Застывшая музыка».
© Александр Ильянен
Из книги "Дорога в У." (Удаление от романа: новый городской романс)


http://www.vavilon.ru/metatext/mj56/ilyanen.html

Очень тонкая и трогательная мелодия. Питер FM взглядом философа.
Мне это кажется знакомым. Я про стиль письма автора. Поэтика текста. Рисует мазками.
Нежно. Глубоко. Просто. Интеллектуально. Экзистенциально. Эстетично.
Вторник, 11 Июля 2006 г.
16:45 Четыре Карла
Карл Маркс:
«Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот,
их общественное бытие определяет их сознание»
© Из книги "К критике политической экономии"

Карл Поппер:
«Я не верю, что человеческие жизни можно использовать как средство удовлетворения потребности художника в самовыражении. Напротив, следует требовать, чтобы каждый человек, если он того пожелает, был вправе сам моделировать свою жизнь в той степени, в какой это не затрагивает интересов других людей».
© Из книги "Открытое общество и его враги"
Глава 9. Утопизм и идея совершенства


Карл Манхейм:
«Подобно тому как нельзя понять природу языка, выводя её из наблюдения над отдельным индивидом, который ведь говорит не на своём собственном языке, а на языке своих современников и предков, проложивших для него путь, так нельзя правильно определить во всей её полноте и какую-либо точку зрения, основываясь только на том, как она сформировалась в интеллекте отдельного человека».
© Из книги "Идеология и утопия"
Глава 1. Постановка проблемы


Карл Ясперс:
«Он бесхарактерен, не будучи злым, одновременно добродушен и враждебен, готов помочь и беспощаден. Он склонен к мелкому непристойному обману и вместе с тем может быть порядочным и честным, но при этом всегда лишён величия; он – не дьявол во плоти. Он лишён независимости безусловного, но сохраняет бесцеремонность небытия, а в нём сиюминутную и меняющуюся по настроению непререкаемость утверждения. В интеллектуальности он обретает единственное прибежище. Здесь он чувствует себя хорошо, ибо задача состоит только в том, чтобы в движении мысли постигать всё, как другое. Каждому он внушает, что сказаное им верно, надо только одно прибавить, другое изменить. Он полностью соглашается с собеседником, но затем делает вид, будто вообще ничего не было сказано».
© Из книги "Духовная ситуация времени"
Шестая часть. Каким может стать человек
(Примечание: курсив автора)
Вторник, 4 Июля 2006 г.
12:13 Спиной ко времени
Высокие тополя чихают пухом на землю. Вязкая акустика воздуха. Деревья по такой жаре не способны шелестеть. Они издают изредка какие-то сухие низкие шумы, но эти шумы не трогают сердце и не задевают мозг. Тишина. Прислушиваешься к звукам не извне, а изнутри. Эта практика долгих размышлений в одиночестве учит различать все те качества тишины, которое нетренированное ухо воспринимает с одинаково глупым видом. Вслушиваешься и вдруг улавливаешь как поёт Ницше, как ветер колышет заросли утомлённой культуры, как танцующий Шива в танце созидая мир, схватывает всё отжившее, гнилое и захиревшее, унося ввысь под чарующую музыку третьего акта "Тристана и Изольды", как Дионис гуляет от Индии к Греции, смакует эту оригинальную метафору вечного возвращения и Терпсихора мягкой грациозной походкой шествует впереди всех муз с лирой в руках. И с самого рождения трагедии хочется не покидать сферу дионисийского, пытаясь выскользнуть из-под гнёта понятийных конструкций. Это ситуация тени, движение мысли приводит к абсурду, в основе этой песни лежит диалектика, уничтожающая саму себя. Ибо всякую мысль следует оценивать по тому, что она сумела извлечь из страдания. Страдать – не значит ли это быть поражённым в том, что имеешь, поскольку то, что ты имеешь, конституирует то, что ты есть? Что такое я? Это моя жизнь, на сей раз выступающая против самой себя и имеющая единственную привилегию отрицания, к ситуации, когда мысль ограничивается мышлением, а оно, в свою очередь, лишается всякого смысла, превращается в исповедь, в изгнание бесов, в травлю своих тараканов, в набор абсолютно личных пароксизмов, когда философия превращается в пытку мыслью. Мыслью, которая пожирает себя, но, вопреки - или благодаря - этим повторяющимся приступам каннибализма, остается в живых и даже ухитряется цвести, вырабатывая сложнейшие интеллектуальные формулировки для одного интеллектуального тупика за другим. Какой же прок переходить от одного неудобного положения к другому, всегда ища смысла там же, где потерял? Но в глубинах своего ума ты продолжаешь своё одинокое блуждание, вперёд, всё дальше и дальше к горизонту, ища тот город, что расположен за твоей спиной...
Суббота, 3 Июня 2006 г.
20:52 В лабиринте
«Ариаднин клубок логики уже давно весь размотался, но нить крепко держит человека, не пуская его вперёд. Он начинает топтаться на одном месте, нимало не подозревая, что попал в такое глупое положение благодаря принятым им излишним мерам предосторожности. Он боялся заблудиться! Раз вышел в путь, хочешь быть Тезеем и убить Минотавра, нужно перестать слишком дорожить безопасностью и быть готовым никогда не выйти из лабиринта. Правда, рискуешь потерять Ариадну…»
© Лев Шестов
"Апофеоз беспочвенности"
Четверг, 20 Апреля 2006 г.
22:47 Бритва
Лезвие впивается в горло, вновь выныривает под подбородком, осторожно облегает неровную поверхность челюсти, отказывает в поцелуе лицемерным губам, проскальзывает под носом, легко, как по маслу, входит в щеку, встречает и быстро огибает скулу, поднимая перед собой голубоватую, пенистую, смешанную с тонкими, короткими волосинками волну, которая выносит на берег фиолетовую, слегка ущербную ушную раковину; затем лезвие вновь впивается ему в горло, и на сей раз из своей берлоги показывается кровь, раненый герой подбирает упавшее на землю оружие и возобновляет мучительную процедуру; пальцы левой руки впиваются в кожу лица, стремясь её поднатянуть, и, несмотря на стекающую по шее кровь, он ещё находит в себе силы углубиться в эти временные скосы – хрупкие мостки поддерживают воздушный бег, потом поддаются, когда он касается противоположного берега: отступать больше некуда, итак, он продолжает, зажав в кулаке своё оружие, проникает всё глубже в подлесок бороды, вплоть до самого уха, ещё одного; не обратив на него никакого внимания, он тут же без колебаний погружается в густую шевелюру и начисто обкарнывает череп, который служит ему столь ненадёжным укрытием, потом продолжает без надрыва свой порыв, на бреющем полёте подстригает ковёр у себя под ногами – к чему останавливаться, когда всё идёт так хорошо? Это утро не похоже на все другие.
И он выходит из дому с бритвой в руке… ©
Среда, 12 Апреля 2006 г.
22:42 Чудо
Ты ещё не видел чуда?
Так иди и посмотри!
Вторник, 11 Апреля 2006 г.
10:04 Чоран

Если бы я родился буддистом, я бы им и остался;
родившись же христианином, я перестал им быть уже в ранней юности,
когда – не в пример мне нынешнему – я выразился бы гораздо хлестче,
чем Гёте, если бы я знал в то время о его богохульном высказывании,
которое проскальзывает как раз в год его смерти в одном из писем к Цельтеру:
«Крест – самый уродливый образ из всех, когда-либо существовавших на земле».
© Эмиль Чоран
"Разломы"

Стоит мне наткнуться на какое-нибудь буддийское изречение,
и каждый раз во мне пробуждается желание вернуться к этой мудрости,
которую я в течение довольно длительного времени пытался усвоить
и от которой я по непонятной причине несколько отдалился.
Именно она заключает в себе не столько истину, сколько нечто лучшее.
И именно благодаря ей достигаешь того состояния,
в котором очищаешься от всего, в первую очередь от иллюзий.
Не иметь больше никаких иллюзий, не рискуя при этом, однако, испытать крах;
погрузиться в разочарование, избежав при этом ощущения горечи;
с каждым днём шаг за шагом освобождаться от слепоты,
в которой влачат своё существование все эти полчища живущих.
© Эмиль Чоран
"Обострения"

"Sarvam anityam" Всё преходяще (Будда)
Фраза, которую следовало бы повторять про себя ежечасно,
рискуя – восхитительно рискуя – от этого околеть.
© Эмиль Чоран
"На краю Бытия"
Воскресенье, 9 Апреля 2006 г.
07:55 Сумасшедший Диоген

Диоген: "Ищу человека!"
Я сказал ищу человека, а не скотов!

Ницше: "Бог мёртв!"
Я не говорил Бога нет, я сказал Бог мёртв… Его убили люди!


«Безумный человек.
Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажёг фонарь, выбежал на рынок и всё время кричал: "Я ищу Бога! Я ищу Бога!" — Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал? — сказал один. Он заблудился, как ребёнок,— сказал другой. Или спрятался? Боится ли он нас? Пустился ли он в плавание? эмигрировал?— так кричали и смеялись они вперемешку. Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. "Где Бог? — воскликнул он.— Я хочу сказать вам это! Мы Его убили — вы и я! Мы все Его убийцы! Но как мы сделали это? Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего горизонта? Что сделали мы, оторвав эту землю от её солнца? Куда теперь движется она? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? Не падаем ли мы непрерывно? Назад, в сторону, вперёд, во всех направлениях? Есть ли ещё верх и низ? Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто? Не дышит ли на нас пустое пространство? Не стало ли холоднее? Не наступает ли всё сильнее и больше ночь? Не приходится ли средь бела дня зажигать фонарь? Разве мы не слышим ещё шума могильщиков, погребающих Бога? Разве не доносится до нас запах божественного тления? — и Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскреснет! И мы Его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься? Какие искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве величие этого дела не слишком велико для нас? Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история!" — Здесь замолчал безумный человек и снова стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивлённо глядя на него. Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. "Я пришел слишком рано,— сказал он тогда,— мой час ещё не пробил. Это чудовищное событие ещё в пути и идёт к нам — весть о нём не дошла ещё до человеческих ушей. Молнии и грому нужно время, свету звёзд нужно время, деяниям нужно время, после того как они уже совершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока ещё дальше от вас, чем самые отдаленные светила,— и всё-таки вы совершили его!" — Рассказывают ещё, что в тот же день безумный человек ходил по различным церквам и пел в них свой Requiem aeternam Deo (Вечная память Богу). Его выгоняли и призывали к ответу, а он ладил все одно и то же: "Чем же ещё являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?"»

© Фридрих Ницше
"Весёлая наука". Текст 125.
Вторник, 4 Апреля 2006 г.
16:51 Апостол Павел

Не Апостол ли я?
Не свободен ли я?
Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?
Не моё ли дело вы в Господе?
© Апостол Павел
(1-е Послание к коринфянам 9:1)


Кем же был этот иудей, чьи послания составляют чуть ли не половину Нового Завета? И личность автора, и его произведения заслуживают пристального внимания, ибо Павел считается одним из первых миссионеров, который распространил христианство по всей Римской Империи, а его послания – это основополагающие христианские тексты.

Если найти время и желание вчитаться в его Послания, то несложно заметить, что от ветхозаветных пророков он не унаследовал ни их лиризма, ни элегической и космической тональности, но зато позаимствовал у них дурной вкус, в частности, болтливость, разглагольствования на потребу своих сограждан. К философам его отнести трудно, хотя его в высшей степени занимали рассуждения о нравственности. Но стоит ему заговорить о нравах, как его начинает буквально трясти от злобы. В посланиях Павла я не вижу ни усталости, ни какого-либо такта, ни сосредоточенности, ни благовоспитанности, зато есть ярость, срывающееся дыхание, низкопробная истерия, нежелание что-либо понимать, неприятие уединённого постижения истины. Куда ни глянь, у него всюду посредники, узы родства, дух семейного очага: Отец, Мать, Сын, ангелы, святые; ни малейшего следа интеллектуальности, ни одного определённого понятия, никого, кто хотел бы понимать. Грехи, вознаграждения, бухгалтерия пороков и добродетелей. Религия без вопросов.

Павел сделал из христианства такую неизящную религию, что прям даже краснеешь за того Бога, что предлагает Павел. Он ввёл в христианство наиболее отвратительные традиции Ветхого Завета: нетерпимость, грубость, жестокость, фанатизм. Ни Лао-Цзы, ни Будда не ссылаются на какую-либо определённую Личность. Презирая ухищрения веры, они приглашают к медитациям, а чтобы медитации не прошли впустую, они кладут им некий предел в виде Дао или Нирваны. У них совершенно другое представление о человеке, отличающиеся от представлений Павла. У Павла выступает некий верховный индивидуум, ему распеваются псалмы и произносятся молитвы. Но, распевая псалмы и произнося молитвы, невозможно ни искать, ни открывать что-либо новое. Персонифицируют божество, а затем начинают у него что-то просить, обычно от лени. Интересно заметить, что у греков интерес к философии пробудился в тот момент, когда их перестали удовлетворять боги. Рациональные понятия начинаются там, где кончается Олимп. Мыслить – значит перестать поклоняться, значит перестать слепо верить, значит восстать против таинств и провозгласить их несостоятельность.

Продолжение читать подкатом
Закрыть