Люди. В этой записи я пишу про правку "Тумбочки".
Любопытных и смешных примеров вспоминается очень много, так что периодически я эту запись дополняю.
Если вы подумаете когда-нибудь усесться за написание книги со сложным сюжетом на 500-600 тысяч символов, думаю вам будет полезно узнать, через что вам придётся пройти.
Во всяком случае, я многие такие проблемы даже не представлял, пока с ними не столкнулся:
Ещё до начала работы над книгой я задумывался над тем, каким образом собираюсь всё это дело править.
Любой рассказ во время правки перечитывался до пятидесяти раз. "Странник" - значительно больше.
Но тут передо мной будет книга, думал я. А это охрененная куча текста, читающаяся за десяток часов. Значит, править её, тоже самое, что прочесть пятьдесят других книг.
Изучение опыта других авторов ни к чему не привело. Они говорили о черновиках и переписываниях подчистую, что, конечно, было выходом несколько десятков лет назад, в эпоху пишущих машинок и блокнотов. Но текстовый редактор - это уже совершенно другой процесс.
Что ж, сказал я, тогда посмотрим по ходу дела.
Поначалу - первую арку - всё шло как обычно. Текст вычитывался за один присест, проходя этапы шлифовки. Но уже ближе к концу второй началось помешательство.
С того времени я читал свою книгу всегда и везде, не расставаясь с электронным блокнотом _вообще_ никогда. Другие книги я мог читать лишь залпом, либо слушать в виде аудиозаписей. В остальном их чтение вообще прекратилось, так как отнимало время от работы над "Тумбочкой".
Доходило до крайности, когда я приходил на свидание с девушкой и думал "только бы она опоздала", не желая прекращать толко что начавшийся процесс правки (потом я поставил себе за правило приходить заранее, искать кафешку рядом с местом встречи и ждать там).
Если я вдруг оказывался где-то и чувствовал, что в кармане у меня нет кпк, это начинало вызывать смутные беспокойства.
Неоднократно по разным причинам я терял уже написанные и выправленные главы. Каждый раз это останавливало работу, чуть ли не на месяцы и в конце концов начало выражаться навязчивыми страхами, "ну, а как там оно без меня? а всё ли в порядке?"
Где бы когда бы я не засыпал, проснувшись я всегда знал, что на расстоянии вытянутой руки найду кпк. Ума не приложу, как не раскокал его во сне за эти годы.
В общем, сказать, что было не просто - значит не сказать ничего.
Вообще уже через год мне сложно было находиться где-то, разговаривать с кем-то и не думать о книге и при этом постоянно подгонять себя, так как тут креатвить и разрабатывать идеи нужно было без остановки. Ни о каком "вот как идея появится так и напишу" речи не шло, так как это грозило вообще остановить работу, а останавливатье ё было нельзя ни в какую (впрочем, пару раз она всё же останавливалась на что в сумме ушло более полугода задержки).
Ближе к середине работы пошла массовая прополка линий, чистка повторов, которые я сознательно или не очень вносил то туда то сюда.
Например, операции на Ариэли и на летучем острове очень похожи. И у Кетсаля и у Мэззы там болит голова. Мелкая деталь, но это чёткий повтор, от которого нужно избавляться. Элка на станции и Тёма в доме у Катерины наталкиваются на животных в тёмных небольших помещениях. Тоже повтор, хотя и значительно менее очевидный. В этом случае я решил, что раз животные разные, его можно оставить.
Или в конце четвёртой арки и у Эда и у Санчеза ранения рук. Мне это очень не нравилось. Почему именно рук? (Кстати, да, ранение Эда это "Dual Matrix" - я ничего не смог с собой поделать, обожаю этот момент. Между прочим, когда Кернштейн пытается пристрелить Диану это тоже тот же самый момент "Dual Matrix", просто показанный мной с совершенно другой стороны.)
К определённому моменту я начал замечать, что повторяюсь в эпитетах, жестах персонажей и действиях (Только сейчас вот осознал, что описание Санчеза в самом начале это почти целиком Винцент из FF7... только механической руки нет... но она появляется после).
Один момент даже преследовал меня, вдруг оказваясь то в одном месте книги, то в другом: Часто когда с персонажем происходило какое-то потрясение, он замирал и принимался удивлённо разглядывать свои дрожащие руки. Это конечно штампик такой небольшой, но один раз за книгу его не так чтобы совсем совестно применить, однако я "ловил" его везде, где только можно. даже сейчас, думаю, он остался более чем в одном месте.
Или когда персонажи вздрагивали, услышав что-то. Этих вздрагиваний у меня полно. Выпалываю я их регулярно, но они, гады такие, множатся почти что сами собой. К определённому моменту я начал всякие "и тут он вздрогнул" менять на "он отшатнулся". Отшатывание, это уже чуть лучше, так как "отшатывать" персов можно в разные стороны, можно отшатывать их друг на друга, ронять обо что-то в процессе... ну вобщем, тут хоть какие-то варианты есть. Но, в результате, выпалывать пришлось и вздрагивания и отшатывания.
А вообще, много вы сможете придумать действий для персонажей в тот момент, когда они слышат нечто их потрясшее?
Угу.)
Изначально я очень внимательно подходил к одежде персонажей, боясь снова удариться в "матричность" и "анимешность" (а в страннике у мня такого полно было) со всеми ихними плащами, перчатками, развивающимися и блестящими деталями одежды. В результате оснвоой "одеждой" своих персонажей я сделал их имена (учитывая что сюжет идёт пятнадцать лет - меняться костюмы должны постоянно). Именно поэтому смена имён на более точные идёт чаще описаний.
На повторы с прошлыми рассказами я решил махнуть рукой, кое-где даже выделив их лёгкими намёками (в предпоследней арке почти каждая глава получилась повторо одного из моих старых рассказов, впрочем это почти не заметно). Повторы с другими книгами и фильмами тоже решил не трогать. Ну, ассоциироваться будут... и пускай... Но случайные повторы одних глав с другими нужно было выпалывать безжалостно и планомерно.
К последним аркам добавилось ещё минимум две головных боли.
Во-первых, я уже лучше понимал, чем всё закончится, и все линии, которые в это не вписывались, пришлось порубать.
Во-вторых, те линии, которые не порубались, нужно было завязывать. Ни времени, ни страниц у меня на это не хватало (да и читателей на завязывание всего думаю не хватило бы), так что достаточно аккуратно получилось не везде и не всегда. Вот. Но местами я даже над этим простебался. )
Ну, не стоит забывать и про то, что, исправляя где-то одну ошибку, я вносил этим ещё две. Т.е. исправлю плохую фразу, и одновременно внесу этим два повтора. Исправлю плохую завязку линии, и испорчу динамику или опечаток наставляю (одна из проблем кпк, в том, что править на нём опечатки большого текста - очень неудобно).
Ещё хуже, если где-то в процессе правок портились завязки, намёками скрепляющие те или иные места, так как сам я эти намёки отлично понимал и оценить их потерю не мог. Под конец я понял, что лучшее вообще от большинства малоочевидных вещей избавиться, оставив их лишь там, где "выпадание" читателя почти ничего ему не стоит.
Например: Про второе появление Каори я уже писал. Оно уже сделано более очевидным. Тоже самое и со вторым появлением Кина, разбирательство с которым ещё ждёт меня впереди.
Вообще, думаю во второй книге подбного размера я уже с такими, гм, обширными проблемами не столкнусь.
Да, кстати. Я сам не знаю, зачем Гарри прилетел на Наан. Когда-то порядочно поломал над этим голову, но в конце концов так и не выбрал ни один вариант.)
Из любопытных повторов:
Очень многие персы являются отсылками к Страннику из одноимённой книги. Тёма в препоследнней арке - самая явная отсылка. Но есть ещё Кетсаль (впрочем он скорее ссылается на "Видока"), есть Бакстер - который по сути продолжателем идей Странника и является (и одежда, в которой он появляется в последней арке - тоже намёк, который я внёс совершенно случайно), в некотором смысле и Зето-хан продолжает его идеи.
Т.е. четверо ключевых персов.) Не мало.
"тельцов" и "овнов" придума...
[Print]
the_Dark_One