У меня был приятель, так он на вопрос, чем отличается верующий от атеиста в нравственном смысле, ну знаешь, бывают же такие добрейшие атеисты, и наоборот, так вот, он сказал: любопытством и благодарностью.
Человек, утративший вертикаль, быстро находит утешение в горизонтали.
Обе эти фразы произносит главный герой, произносит, правда, находясь в эти моменты в разных отношениях с Господом.
А в целом свежая книга Быкова так себе. Попытка рефлексировать по поводу двухтысячных годов, как это заявлено было в анонсе, в общем удалась, но Пелевин уже сделал это, и сделал лучше - в ДПП(НН) и в Empire V.
До этого были попытки Быкова отразить 90-е годы - Оправдание и Эвакуатор. И в Оправдании уже была линия - стремление героя понять суть сталинизма, с современной позиции и с рациональной точки зрения, и вроде бы герой там пришел к выводу, что любая попытка понять сталинизм дает такие ответы, которые каждый ищущий находит в себе самом, сообразно глубоким своим надеждам, страхам и иллюзиям, питаемым по поводу Родины. Так нет, опять та же тема в Списанных. А в сравнении с романтической линией Эвакуатора женские персонажи из Списанных проигрывают весьма, хотя и тут есть ценные наброски, так и не доработанные - и возможно, эти наброски - образ Марины, Вали и Вики - самое сильное в этом романе.
Оксана Хвиля
[Print]
Kukushka