а "часы" теперь мой самый любимый фильм. и книга, да. кажется, я готова растащить их на цитаты...
и очень хочу найти саундтрек. немного добавила себе в контакт, но там не все. а я хочу весь. а найти не могу.
Право человека
«Часы» — без сомнения — большое достижение мирового кинематографа. Во-первых, потому что фильм поднимает темы, которые больше никто не поднимает. Режиссёр Стивен Долдри («Билли Элиот», «Чтец») и не пытается угодить зрителю, сделать своё высказывание понятнее. Его герои для большинства так и останутся «больными» людьми. Его цель — высказаться на темы незаметного счастья и не замечаемого несчастья. Он хочет, чтобы люди, считающие себя несчастными, задумались: а, может, счастье рядом. Он хочет, чтобы люди, считающие себя счастливыми, подумали: а счастливы ли они.
Во-вторых, этот фильм создали много потрясающих профессиональных людей — режиссёр, сценарист, композитор, монтажёр, актрисы, художники. Один пример. Кто-то придумал карман на платье Вулф (Кидман). В этот карман Вулф кладет руку. Эта, казалось бы, мелочь, приближает фильм к театру. Внимание к деталям у Долдри и его съёмочной группы делает «Часы» фильмом «навсегда» — потому что зритель будет его пересматривать, разгадывать, любоваться. Зритель, который не испугается головоломки режиссёра.
- Смотреть жизни в лицо, понять её, как она есть и полюбить. И тогда отказаться от неё, — пишет Вирджиния Вулф. — Между нами всегда годы, всегда любовь, всегда долгие часы…
В 2001-м стрелки часов приводят к Клариссе (Стрип). Она тоже вспоминает о счастье, помнит тот день и любит того, благодаря которому была счастлива. Но часы идут дальше, и оказывается, что Кларисса счастлива. Сейчас, именно сейчас, когда умер он и когда пальто помогает снимать она — самый родной человек. Она гасит свет и идёт к ней. Потому что на этом отрезке времени она может себе позволить быть счастливой. Женщина может быть счастлива с женщиной. Потому что у них есть на это право.
- У самого бессловесного пациента есть право знать, что для него самого лучше. У него есть право человека, — продолжает Вулф.
Фильм о самом главном. О счастье и нашем праве на счастье. К чему должен стремиться человек? Может ли он успокоиться, добившись счастья? Или оно всего лишь «якобы счастье»? Почему человек ставит себя в принятые рамки? Может ли человек жить в тех городах, в каких хочет? Он может жить с теми людьми, с которыми хочет? Человеку хочется снять все шторы и сделать комнату светлее. Даже в этом праве человеку отказать нельзя.
Кто-то не может жить среди служанок большого дома. И уходит. Поэт уходит. Человек, обогнавший своё время. Не виновный в том, что часы остановились.
Кто-то не может жить с расчудесным мужем. Старается, но не может. И уходит. Даже без детей. Оставаясь в одиночестве. В несчастье. И главное — понимая, что большим несчастьем было бы остаться.
Кто-то очень добрый и хочет заботиться обо всех. И даже получается. Запах цветов чувствуется через экран. И сталкиваясь с опытом одиночества, этот человек понимает, что его жизнь, нынешняя, вот с этими цветами и с этими людьми — есть счастье. От которого нельзя уйти. Его нужно только понять. Его нужно оценить. Им дорожить — необходимо.
Это важно: писатель несёт ответственность за написанное (Вулф страдает и от этого). Режиссёр Стивен Долдри эту ответственность несёт. Его задача была — заставить зрителя понять его героев. Задача — сопереживание героям. Лора Браун (Мур), уверен, для большинства зрителей останется женщиной, непонятно из-за чего бросившей семью. Но для режиссёра все герои, в том числе и Лора Браун, люди, имеющие право на счастье. И решать меру этого счастья, призывает Долдри, должны сами люди. И никто другой.
Режиссёр ни в коей мере не выступает против семейных ценностей. Гомосекусальный мотив здесь всего лишь наброском. Мотив этот необходим, чтобы сказать об инаковости человека, о его отличии от общепринятых норм. Долдри всего лишь говорит о том, что домик с лужайкой — это не всегда счастье. Иногда счастье — нечто недостижимое, неясное, порой запретное. И пока живёт в мире человек, недовольный домиком с лужайкой, он может и должен покинуть лужайку. Чтобы в старости обнять другого человека и пожелать ему добрых снов. Потому что на часах уже — полночь. А в одной из комнат один человек обнимает другого человека. Имея на это полное право.
vasilek Саундтрек можно скачать на Jetune.ru (по крайней мере, раньше можно было, проверь), композитор Филип Гласс. Тоже обожаю этот фильм и эту музыку, очень.
В молодости, по причине кра...
[Print]
Artiomenko