26 апреля 2014 года, суббота. Этот день для меня войдет в историю моих театральных походов.
"Берег Утопии" РАМТ. 10 часов с антрактами и перерывами. Аплодисменты стоя, "Браво!" в конце.
Я много видела, но ТАКОГО еще никогда.
Я давно слышала про этот спектакль, даже книгу скачала. Но в итоге записалась на спектакль и стала читать книгу. На момент начала спектакля я прочла чуть меньше половины. Этого мне хватило. Примерно вникла в героев, сюжет.
У меня был входной на свободные места, место я нашла удачное: приставной стул в 9-ом ряду. Повезло потому, что сцена выдвинута на 6 рядов по центру, поэтому мой ряд получился фактически третьим полным рядом. Те, кто сидел по бокам с 1 по 6 ряд, думаю, были не всегда в удобной позе просмотра действия.
Книга и спектакль состоят из трех частей: "Путешествие", "Кораблекрушение", "Выброшенные на берег". Каждая часть идет 2:30 с антрактом, поэтому некоторые путались во времени и действии из серии, какая это часть, какое действие какой части, во сколько все это закончится. По моим расчетам должны были быть перерывы между спектаклями примерно по часу, но они были примерно 30 минут. То есть до кафе не успеть. Почитав отзывы студентов о том, что нужно запастись едой и водой, я была подготовлена, в отличие от большинства, которые питались бутербродами в буфете. Одна женщина сказала своей подруге, что никогда в жизни за один день столько бутербродов не ела, да и сегодня не планировала. У нее было пожелание буфету хотя бы на такое театральный день прикупить/приготовить хотя бы салатики. Но это всё мелочи. Один день можно и перебиться на бутербродах (думаю, буфет сделал шикарную выручку не на шампанском, на бутербродах).
Спектакль по пьесе Тома Стоппарда, который сидел в библиотеках, изучал биографии героев будущей книги. Герои непростые: Герцен, Огарев, Белинский, Станкевич, Тургенев, Маркс, Чернышевский. Постоянные разговоры о революции, переменах в государстве, философии, но в то же время и личная жизнь.
Кроме того, что сцена выдвинута, очень интересны многофункциональные декорации: то одна часть пола отодвигается и "второй пол" превращается в каток, то поднимаются доски так, что в результате выстраивается корабль, то сверху опускаются и поднимаются доски, которые показывают условные границы. Занавеса никакого нет, поэтому интересно и то, как начиналось действие. Зрители расселись, но свет еще горит. Входят актеры, садятся в позу, затем удар гонга, гаснет свет, действие продолжается.
Каждая часть сделана как отдельный спектакль, который является частью общего, поэтому первые две части не ставят никакую точку вообще, актеры доигрывают сцену и уходят на перерыв. Поклоны только в самом конце. Что касается поклонов, то очень я была удивлена, когда зрителям позволили подняться на сцену и подарить цветы. Не актеры к зрителю подходили, а наоборот. Прямо паломничество какое-то было, которое меня очень удивило.
Спектакль практически слово в слово повторяет пьесу, все соответствует эпохе: костюмы, реквизит, текст.
Актеры для меня стали настоящими героями. Особенно те трое, что накануне играли премьеру. Вечером премьера, а в 12 на следующий день спектакль. И прийти нужно не к 12 часам, а раньше, соответственно, нужно и встать рано. Актеры замечательные, как известные, так и неизвестные. Больше всего запомнился Белинский в исполнении Евгения Редько ну и основные главные герои - Герцен (и его семья), Огарев, Бакунин. Некоторые актеры играют несколько ролей в спектакле, например, Нелли Уварова в первой части играет Натали Беер, во второй - Натали Герцен, в третьей - Мэри (любовница Огарева). Очень интересно было понаблюдать.
Мне спектакль понравился. Все части. Да, было нелегко, но невероятно интересно. К сожалению, к концу спектакля внимание рассеивается, поэтому не всегда сразу я улавливала некоторые моменты. Но эти моменты я осознала, когда дочитала книгу. Я еще раз пересмотрела, но уже заочно, спектакль во время прочтения книги.
Решилась бы я еще раз на такой спектакль?
Решила, что после сегодняшн...
[Print]
Люциферчик