Заметки обо всём
Тень в сумерках
дневник заведен 01-11-2017
постоянные читатели [59]
131313, Akiva-san, Amadeu, avirana, Crisl, Dink, ESPOIRA, Hanna Wind, i-lightning, Ice noble, iPrizrak, JayKo, Jenny_Revenger, jmot, kat_iyulskaya, MilediBlack, mirror-ofhorror, Nabrilin, Natsu, Nunc, ostrov, Poxyam, Ravenstag, Red D A, roseIceberg, Russa_mirs, SelenaWing, sky_unltd, Sol-veyg, Sparkeater, Tygrysek, yuyuyu13, Zadira, Адаэль, Алалина, Амадео, Анна Принц, Анна_Каренина, Анри, Госпожа Удача, Графиня Корица, Д-ж-о-к-е-р, Еще одна Кошка, Иллаин Тайли, Леонида, ЛинХимицу, Лиэс, Маргит, Мори Сэйджюро, Николетт, Ория, Призрак джедая, Рэй, Собака серая, стикер, СЭ-778Х Лямбда, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Шиповник
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
интересы [15]
[4] 09-11-2024 20:22
Первый снег!

[Print]
Тень в сумерках
29-05-2020 17:56 Легенда о Масамунэ и Мурамасе. Ч. 1. Масамунэ.
Давным-давно, в бытность открытия для себя новых авторов, Олега Ладыженского и Дмитрия Громова, писавших под литературным псевдонимом "Генри Лайон Олди", Тень прочитала "Путь меча", - и именно оттуда узнала красивую легенду японского Средневековья, эпохи "Сэнгоку Дзидай", о двух мастерах-оружейниках, каждый из которых оставил ярчайший след в истории Страны Восходящего Солнца: Горо Нюдо Масамунэ, известного "Белого мастера", и Сэнго Мурамаса, создателя "проклятых мечей"...
Вот, немножко о самой легенде, и раскопках, с нею связанных)))

Сама легенда очень красивая! Жил-был, в кровавую эпоху Сэнгочья, замечательный мастер Горо Масамунэ, и выходили из его кузни удивительные клинки. Всё, за что бы ни брался умелый оружейник, удавалось ему: и копья-яри, и алебарды-нагинаты, и острейшие ножи-танто, и, конечно же, мечи-катаны, приносящие победу своим владельцам. Имя знаменитого оружейника прогремело на всю страну, а мечи ценились на вес золота!
Был у него ученик, перенявший мастерство своего учителя, некий Мурамаса. Молот кузнеца был послушен его руке, но из горна его кузницы выходили совсем другие мечи - хищные, острые, понуждающие своего владельца вступать в бесчисленные поединки...Ходили слухи, что мечи Мурамасы прокляты, ибо переняли горделивый нрав своего создателя, часто впадающего в ярость. Два столь разных мастера не могли ужиться вместе, и вот наступил день, когда ученик бросил вызов своему учителю...
Как же двум оружейникам выяснить, кто из них - лучший? Было принято решение: пусть каждый из мастеров скуёт меч, тот, чья катана окажется лучшей, и войдёт в историю, как победитель.
Мастера разошлись, и закипела работа. Пел горн, расплавляя сталь, стучали молоты, правя клинок, и наконец, оба мастера явились на берег ручья. Сэнго Мурамаса принёс с собой хищный, гибкий, остро заточенный клинок, названный им Juuchi Yosamu ( 十千夜寒, "10,000 Cold Nights") - "10 000 холодных ночей", и вид его был подобен молнии.
Мастер Масамунэ принёс с собой мягко светящийся серебристым блеском меч, имя которого было Yawarakai-Te ( 柔らかい手, "Tender Hands"), "Нежные руки", и он казался лунным лучом, так нежно сияло его лезвие.
Катаны воткнули в дно ручья, и стали внимательно следить, как быстрые струи воды несут на остро заточенные мечи листья, сорванные с деревьев... Зрители закричали, поражённые: меч Мурамасы словно бы притягивал к себе мелкую рыбёшку, листья и несомые водой веточки, рассекая всё острейшим клинком, и погибших речных созданий затягивало в водоворот...
- Мой меч - острейший клинок на свете! - гордо заявил Мурамаса. - Нет ему равных под небесами! Вы все видели, насколько он остёр!
Но проходящий мимо монах внимательно присмотрелся к мечам, и покачал головой:
- Клинок мастера Масамунэ острее! Он рассекает струи воды таким образом, что отталкивает от себя речных созданий и листву, не причиняя им вреда! Это - истинно Защищающий Меч! В нём живёт душа доброго и заботливого человека!
Спор был решён в пользу мастера Масамунэ, а не вынесший позора и унижения ученик сошёл с ума, и продолжал создавать хищные смертоубийственные клинки, щедро делясь с ними своей злобой и безумием...
А вот такая прекрасная стихотворная иллюстрация - стихотворения Олега Ладыженского:

III
Стояли двое у ручья, у горного ручья,
Гадали двое -- чья возьмет? А может быть -- ничья?
Стояли двое, в дно вонзив клинки стальных мечей,
И тихо воды нес свои израненный ручей...

Стояли два меча в ручье -- чего ж не постоять?
И отражал, журча, ручей двойную рукоять,
И птиц молчали голоса, и воздух чист и сух,
И упирались в небеса вершины Сафед-Кух,
Вершины Белых гор...

Но нет мечей, есть лишь ручей -- смеясь и лопоча,
Несется он своим путем, своим Путем Меча,
Сам по себе, один из двух, закончив давний спор,
В глуши отрогов Сафед-Кух, заветных Белых гор...

Легенды -- ложь, легенды врут, легенды для глупцов,
А сталь сгибается, как прут, в блестящее кольцо,
И нет начала, нет конца у этого кольца,
Как рая нет для подлеца и меры для скупца...
Мне снился сон. Спроси -- о чем? Отвечу -- ни о чем.
Мне снился сон. Я был мечом. Я был тогда мечом.
Я был дорогой и конем, скалою и ручьем,
Я был грозой и летним днем,
Прохожим и его плащом,
Водою и огнем...


Легенда, конечно, очень красивая, но...Нереальная. Хотя бы потому, что эти два непревзойдённых мастера никак не могли встретиться вместе, потому как жили в разное время!

Масамунэ (Горо Нюдо Масамунэ 道道正宗 , ок. 1264-1343) родился предположительно около 1264 года в префектуре Канагава, Япония, на прибрежной территории к югу от Токио. Точная дата рождения и смерти Масамунэ неизвестна. В молодости он учился у кузнеца Синтого Кунимицу, благодаря которому усовершенствовал технику изготовления мечей — Сосю, одну из пяти школ кузнечного мастерства. Специалисты по мечам определили пять различных типов мечей и школ кузнечного мастерства в зависимости от региона, где они были изготовлены: Ямасиро, Бидзен, Сагами, Ямато и Мино.
Масамунэ изучил искусство изготовления мечей в Канагаве, которая была резиденцией феодального правительства в период Камакуры. Это было время, характеризуемое динамичным развитием японского искусства и сегунатом Камакуры.
Легендарный мечник смог создать оружие, сделанное полностью из стали, что улучшило его прочность и гибкость.
Японское оружие того периода было относительно хрупким, поскольку в железе содержался песок, богатый рудой, которую очень сложно очистить от примесей.

Таким образом, Масамунэ создал революционную для XIII века технологию изготовления мечей, усовершенствовав технику Сосю. Он довел металл до высоких температур, чтобы избавиться от примесей. Однако высокие температуры, как правило, делали мечи ломкими. Чтобы решить эту проблему, Масамунэ смешал мягкие и твердые стали в слои, чтобы мечи не сломались. Этот процесс создал уникальный волнистый узор вдоль хамона.
Секрет оружейника заключался в использовании четырёх сваренных между собой металлических полос, которые складывались вместе пять раз, образуя в стальном клинке 128 слоёв.
Мечи Масамунэ отличались не только высоким качеством, но и особой красотой. Полагают, что Масамунэ усовершенствовал метод получения стали типа "ниэ", когда перлитовая матрица насыщается кристаллами мартенсита, и после окончательной закалки и полировки поверхность приобретает вид "вечернего неба, усыпанного звёздами": чёткие тёмные линии, как молния, прорезают лезвие, а серая тень лежит на его передней части.
Более твердая сталь могла легко проникнуть в броню врага. Вес меча получался достаточно легким, чтобы использовать его верхом на лошадях. Самураям из Канагавы настолько понравился меч, что они захотели получить еще больше экземпляров. К 1287 году, в возрасте 23 лет, император Фусими провозгласил Масамунэ своим главным кузнецом.
Мечи, созданные Масамунэ, часто упоминаются с именем кузнеца (как и другие произведения искусства), часто с именем для отдельного меча. "Хондзе Масамунэ", символ сегуната Токугава и передаваемый от сегуна к сегуну, является, пожалуй, самым известным мечом Масамунэ.
Подписанные работы Масамунэ очень редки. Примеры: "Фудо Масамунэ", "Кегоку Масамунэ" и "Дайкоку Масамунэ," принимаются как его подлинные произведения. Судя по его стилю, он был творил с конца периода Камакура до периода Нанбоку-те.
Воплощением работы Масамунэ, которая лучше всего демонстрирует ее долговечность, является меч Хондзе. Легенда гласит, что Масамунэ сделал меч так хорошо, что его слои достигли точки толщиной всего в один атом. Он сохранился до Второй мировой войны, затем, к сожалению, следы его затерялись - он был вывезен в США, и можно только надеяться, что попал в руки ценителя-коллекционера, а не отправился на переплавку...
Меч Хондзе Масамунэ получил свое имя от первого выдающегося генерала, которому он принадлежал. Хондзе Сигенаге привел свои войска в бой в Каванакадзима в 1561 году. Генерал сражался с другим человеком того же ранга, меч которого расколол шлем Сигенаги пополам.
Однако меч не убил генерала. Сигенага немедленно отбился и убил своего противника, и согласно японской традиции, забрал меч павшего врага.
К 1939 году Хондзе Масамунэ владела знаменитая японская семья — Токугава, которая управляла Японией в течение 250 лет. Меч был символом сегуната Токугава. Японское правительство объявило Хондзе Масамунэ официальным японским сокровищем.
Но Вторая мировая война очень сильно повлияла на судьбу меча. В конце войны армия США потребовала, чтобы все граждане Японии передали свое оружие, включая мечи. Чтобы подать пример, Токугава Иэмаса, передал ценные мечи своего клана в декабре 1945 года. Хондзе Масамунэ совершил путешествие через Тихий океан на корабле, где и оборвался его след. Никто не знает, расплавили ли его на металлолом или он чудом выжил и продолжает где-то существовать.
Масамунэ редко подписывал свои работы, поскольку делал мечи в основном для сегунтов. Мечи «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ» и «Дайкоку Масамунэ» считаются его подлинными произведениями. В 1714 году по приказу Токугава Ёсимунэ был составлен "Мэйбуцу Те Кехо" — трёхтомный каталог изделий лучших японских оружейников. В первом томе перечислены работы трёх известнейших кузнецов Японии: 41 меч Масамунэ и 32 меча двух его коллег. Оставшиеся тома включают описание ещё 20 клинков великого мастера, а в остальном на треть состоят из упоминаний работ, выполненных его учениками. Согласитесь, это многое говорит о статусе кузнеца и уважении, которое вызывали его шедевры.
Меч «Фудо Масамунэ» является одним из немногих мечей, лезвие которого было подписано самим мастером Масамунэ, поэтому его подлинность не вызывает сомнения. Лезвие меча танто длиной около 25 см украшено резьбой по фронтальной части клинка. На нем имеются гравировки в виде палочек для еды (гома-хаси) с одной стороны и дракона Курикара с другой стороны. Дракон Курикара на лезвии меча олицетворяет Фудо-мёо, буддийское божество в честь которого, был назван этот меч.
Меч «Хотё Масамунэ» относится к одному из трех специфических и необычных танто относящихся к Масамунэ. Эти танто имеют широкое основание в отличие от обычно утонченной и изящной работы мастера, что делает их похожими на японский нож для приготовления пищи. На одном из них имеется гравировка в виде палочек для еды, называемая гома-хаси. Меч «Хотё Масамунэ» был восстановлен около 1919 года, и сейчас хранится в художественном музее Токугава.
Меч «Котэгири Масамунэ» или «коте гири». Название коте гири взято из боевого искусства кендо, и означает рубящий удар в запястье. Меч произошел от тачи – длинного японского меча, который использовал Асакура Юджика против армии самураев в битве в Киото. Этим мечом завладел военно-политический лидер Японии периода Сэнгоку Ода Нобунага. Он сократил размер меча до нынешней длины. В 1615 году меч был предан клану Маэда, после чего в 1882 году его принесли в дар императору Мэйдзи, известному коллекционеру мечей.
Масамунэ очень прославился при жизни, и со всей страны к нему стекались люди, желавшие у него учиться. Даже школы с высокой репутацией направляли к нему своих кузнецов.
Поэтому впоследствии в мечах многих провинций часто встречались признаки, характерные для стиля Сагами. По традиционному мнению, у Масамунэ было десять выдающихся учеников (Масамунэ-но дзю тэцу), хотя ученые сильно сомневаются в достоверности этого списка. Однако известно, что одними из лучших его учеников были Хиромицу и Хиромаса (вероятно родственники), а также приемный сын Садамунэ, у которого также были ученики — Садамунэ-но сан тэцу (три выдающихся ученика Садамунэ). Согласно легенде, Садамунэ поплатился рукой за желание узнать температуру закалочной воды учителя: Масамунэ заметил, что Садамунэ украдкой погрузил руку в ванну с водой и стремительным движением меча отрубил ее. Трудно судить о достоверности этой истории, однако легенда показывает, насколько важны были детали процесса производства мечей, чрезвычайно усложнившегося в период Камакура.
В Америке, по крайней мере, один меч Масамунэ до сих пор находится в Миссури. В библиотеке Трумэна спрятан сверкающий артефакт, которому более 700 лет. Катана, которая находится почти в идеальном состоянии, была подарена президенту Трумэну от генерала армии США Уолтера Крюгера, одного из командующих силами США, оккупировавших послевоенную Японию. Крюгер получил меч из японской семьи как часть условия капитуляции.
Но к сожалению, в 1798 году в библиотеку Трумэна ворвались воры и украли исторические мечи на сумму более 1 миллиона долларов, включая и меч Масамунэ. По сей день никто не знает его место нахождение.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть