Заметки обо всём
Тень в сумерках
дневник заведен 01-11-2017
постоянные читатели [59]
131313, Akiva-san, Amadeu, avirana, Crisl, Dink, ESPOIRA, Hanna Wind, i-lightning, Ice noble, iPrizrak, JayKo, Jenny_Revenger, jmot, kat_iyulskaya, MilediBlack, mirror-ofhorror, Nabrilin, Natsu, Nunc, ostrov, Poxyam, Ravenstag, Red D A, roseIceberg, Russa_mirs, SelenaWing, sky_unltd, Sol-veyg, Sparkeater, Tygrysek, yuyuyu13, Zadira, Адаэль, Алалина, Амадео, Анна Принц, Анна_Каренина, Анри, Госпожа Удача, Графиня Корица, Д-ж-о-к-е-р, Еще одна Кошка, Иллаин Тайли, Леонида, ЛинХимицу, Лиэс, Маргит, Мори Сэйджюро, Николетт, Ория, Призрак джедая, Рэй, Собака серая, стикер, СЭ-778Х Лямбда, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Шиповник
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
интересы [15]
[4] 09-11-2024 20:22
Первый снег!

[Print]
Тень в сумерках
20-12-2021 20:46 Эми Стэнли. Незнакомка в городе сёгуна.
Ах, какие у Тени были дни!!! Внезапная оттепель занесла Нижегородчину мокрым снегом, и он превратил всё кругом в волшебный дворец Снежной Королевы! Белое безмолвие держалось долго, целых три дня, и снежно-ледяной, инеистый покров лежал на плечах лип, тополей, клёнов, рябин и ясеней, лишь изредка осыпаясь вниз серебристыми блёстками, когда с веток вспархивали сердитые галки! Каждый куст, каждая былинка, каждое дерево принарядилось в снежную шубейку, а город обратился в зачарованный хрустальный лес! Красота неописуемая! Словно бы Госпожа-Зима взяла банку с белой гуашью, обмакнула в неё кисточку, и аккуратно обвела всё кругом: деревья, дома, скамейки, фонари, вывески, и даже провода, прочертившие халцедоновые небеса белыми стрелами...
И везёт же Тени на книги! Попалась мне в загребущие лапки творение Эми Стэнли, с красивым названием, "Незнакомка в городе сёгуна"...Книга увлекла и очаровала, и пришлась ко двору - ведь в ней всё дышало снегом и зимой! Жизнь Цунено, дочери буддийского священника, в Эдо, на самом изломе уходящей эпохи сёгунов, и неминуемо приближающейся эпохи Мэйдзи, сделала старый Эдо, превратившийся в шумный современный Токио, каким-то особенно живым и близким...

Под морем - впечатления о книге, и чудесные гравюры знаменитого японского художника, Кавасэ Хасуй ( 川瀬 巴水 ), запечатлевшего зимнюю столицу во всей её неподражаемой красе! Они под стать неторопливому и неспешному повествованию!
Книга Эми Стэнли произвела настоящий фурор за рубежом. Действительно, сколько наград! Финалист Пулитцеровской премии за биографию 2021 года, Лауреат премии National Book Critics Circle Award 2020 года, Лауреат премии PEN / Жаклин Боград за биографию 2021 года, Шорт-лист престижной премии Baillie Gifford Prize 2020 года (прежде - премия Сэмюела Джонсона)! Сколько всего! И книга, признаться честно, стоит того!

Вначале, оформление! Очень удачно оформлена обложка! Алые кленовые листья, женский силуэт в кимоно...Правда, больше книге подошли бы заснеженные пейзажи, но осень Эдо тоже вписалась неплохо! Затем - впечатляющие комментарии!!! Давненько Тень так не радовал список литературы! Ни много, ни мало - 268 источников! Вот это я понимаю, настоящая, кропотливая работа с архивами! И - огромное количество ссылок! Их, на минуточку, 18 страниц!!! Каждая упоминающаяся в тексте деталь абсолютно точно выверена! Это неописуемый труд, и он вызывает у Тени искреннее преклонение и восхищение! Это неприподъёмный объём работы, и он обеспечивает полнейшее погружение в быт и нравы описываемой эпохи!

Заснеженная провинция Этиго, шумная столица Эдо, кварталы театров Кабуки, тяжёлая жизнь крестьян, строгая городская управа и жутковатое место, где проходил суд, с красивым названием Двор Белого Песка, тихая прихрамовая жизнь и пышные городские празднества описаны настолько хорошо, будто бы читатель видит всё это своими собственными глазами!

Но хочу сразу же предупредить любителей яркого и красочного действа - его здесь нет. Мало того, сама Цунено, как была, так и остаётся незнакомкой для читателя. Автор книги не стала раскрывать ни её мыслей, ни мотивов её поступков. Женщина, привыкшая подчиняться патриархальным устоям семьи, три раза выдаваемая замуж старшим братом, решившая бросить привычный провинциальный уклад, и сбежать в столицу, с надеждой начать новую жизнь, с чистого листа...Её непростое путешествие, мытарства и неустроенность, попытки выбиться из бедности и жить, полагаясь на собственные решения, показываются со стороны. Читатель так и остаётся сторонним наблюдателем, и, как и автор, может только строить предположения, почему Цунено поступает именно так, и что привело её к подобному поступку...

Здесь нет истории пылкой любви, яркой страсти, либо героическому вызову общественному укладу. Это - простая, обыденная жизнь женщины весьма средних лет, много повидавшей, и вынесшей из всех своих несчастливых союзов следующее: лучше полагаться только на себя, как бы трудно и горько это ни было. Несгибаемый, упрямый характер провинциалки из Этиго очень приглянулся Тени! Да, читательницы сетуют, что Цунено не хватает ярких красок - нет героики и страсти, мол, скучно читать про обычную жизнь ничем не примечательной женщины, которую неизвестно каким ветром занесло в столицу, где её, ясное дело, никто и не ждал...Мол, хаос и смятение в свою жизнь она принесла сама, да и закончилось всё тем же - новым замужеством. Ради чего тогда было ломать копья?

Но Тень очень хорошо понимает, как это трудно - идти против традиций и устоев своего времени! В своей жизни, проведённой в тихой, мирной, снежной Этиго, у Цунено не было того, чем обладает каждая из нас - свободы выбора! Всё и всегда за неё решали другие! В чью семью ехать, кому служить, чьей женой быть, как пытаться устроиться в чужой семье, подчиняясь строгим правилам, - всё это брали на себя старшие в её семействе. Сначала родители, затем - старший брат. Всё, что оставалось Цунено - только подчиняться! Но один дом сменялся другим, одни обязанности - третьими, её ждала то храмовая усадьба, либо же крестьянское хозяйство, а то и дом обедневшего торговца...А она по-прежнему оставалась там одинаково-чужой!


Как много смелости нужно иметь, чтобы сказать родне: хватит! Отныне всё для себя я буду решать сама! И как больно понимать - долгие годы под защитой семьи не научили тебя ни разбираться в людях, ни житейской хитрости, помогающей выжить, ни умению приспособиться к изменившимся обстоятельствам...А столица из золотого сна обернулась нищей и неприкаянной жизнью...
И как же много нужно сил, чтобы признавать собственные ошибки, учиться строить свою жизнь заново, оставаясь верной, прежде всего, себе самой, и суметь найти себе дом в шумной, суетливой, жестокой, насмешливой, обманчиво-блестящей и, порою, иллюзорной, столичной жизни...
Очень зимняя книжка!!! О, как здесь описываются снега провинции Этиго, походы на снегоступах, завывание метели, грозди сосулек, свисающих с крыш, снежные заносы в горах и заметённые бураном городские улицы...
Язык - обворожительно-прекрасен, и я искренне благодарна за него госпоже Стэнли! Вчитайтесь: " Зимние ели, заваленные снегом, напоминали скалящихся чудовищ, примёрзших к склонам гор"...

На страницах книги найдётся место самураям, ронинам, крестьянам. ремесленникам и торговцам, актёрам театра Кабуки, промелькнут и исторические личности: император Комэй и коммодор Перри, Тояма Саэмон но дзё Кагэмото, служащий начальником Южной Городской управы, даймё Томосабуро, актёр Иваю Хансиро Пятый, и даже неуловимый Кацу Кайсю...
Но самым главным героем романа останется он - город, переживший не одну эпоху, сменивший своё название, но сохранивший характер - тот самый Старый Эдо, что очаровал госпожу Стэнли, решившей подарить ему новую жизнь.
А закончить свой рассказ мне хотелось бы словами этого документального романа, который скрасил мне эти долгие зимние дни:

"Это было так давно", - могла бы начать она. И тогда время потечёт вспять...Император отступит в тень своего дворца в Киото. Кирпичные дома Гиндзы растворятся в глине и вновь станут почвой. Телеграфные провода перестанут подавать сигналы, а потом и сами исчезнут. Железнодорожная линия, ведущая из Такады, провалится и покроется пластами дорожной пыли. И снова осядет снег на горных перевалах. Токио - эта точка на карте - утратит свои границы и расползётся во все стороны. Вместо новых высотных зданий к небу вновь потянутся деревянные пожарные вышки. Появится запутанный лабиринт улочек и переулков. Их заполнят собой уличные торговцы, горланящие старые песни. Пешие патрульные и наводчики начнут свой обход. Собравшиеся у колодца женщины станут выискивать на земле медяки. Рыбачьи лодки пройдут через ворота Отэмон. Городские вьюнки расцветут на шпалерах. Последний из великих глав городского управления вновь взойдёт на свой помост во Дворе Белого Песка. Хансиро V, с сияющими чёрными глазами, в виде обольстительной женщины выйдет к зрителям через дверцу в конце зрительного зала и своей лёгкой походкой заскользит на высоких платформах по подиуму, ведущему к сцене.
Великий город снова станет бесконечным, и вновь начнётся история Цунено."

Если вам нравится чужие города и страны, если вам близка Старая Япония, и вам хотелось бы погрузиться в жизнь Старого Эдо - эта книга совершит для вас невозможное, переведя стрелки часов на два столетия назад...Почитаем?..
Комментарии:
Камрад
Спасибо за отзыв! Захотелось почитать. Может быть, когда-нибудь доберусь) Время действия ещё привлекает))
Хотя, скорее всего, мне, как человеку свободолюбивому, будет нелегко читать о жизни регламентированной, когда "ты должна" и всё уже за тебя решили. Хотя, может, кому-то и нравится такая стабильность.
Старая Япония, с одной стороны, привлекает меня - и строгостью, и изяществом, и комнатами с бумажными перегородками и жёлтым светом фонариков, и нежными узорами на ширмах и кимоно, и стихами, и каллиграфией, и мостиками, и сакурой... а с другой стороны - когда почитаешь о быте и менталитете, остаётся впечатление тяжёлого бремени, накладываемого людьми друг на друга: "ты должен, ты должна; не потеряй лицо". Долг - хорошая вещь, но всё хорошо в меру.
Излишняя чопорность и регламентированность также напрягает.
Хотя, собственно, не только в Японии люди любят загонять друг друга и себя самих в тягостные рамки. Взять хотя бы викторианскую Англию...

Гравюры очень красивые и светлые)
Камрад
Tygrysek привет, друже)))) Очень рада тебя видеть здесь)))
Спасибо за отзыв! Захотелось почитать.
о, мне приятно)))
Может быть, когда-нибудь доберусь) Время действия ещё привлекает))
это не вполне Бакумацу...До самого Бакумацу главная героиня не дожила. Это время "перед". Но в последней главе автор даёт экскурс в те самые события, и весьма обзорно. Описание больше тяготеет к коммодору Перри, нежели к деятелям той эпохи, тот же Кацу Кайсю показан весьма поверхностно...Хотя интересное предположение, что он был хорошо знаком с жизнью "городского дна")))
Хотя, скорее всего, мне, как человеку свободолюбивому, будет нелегко читать о жизни регламентированной, когда "ты должна" и всё уже за тебя решили. Хотя, может, кому-то и нравится такая стабильность.
Понимаешь, это не роман. Это - историческое исследование, и главную героиню показывают только силуэтом! Там не будет ни бури чувств, ни моря страстей, - там даже мотивы её поступков не вполне раскрыты - переписка этому ни разу не способствовала, ведь японцы - люди закрытые, и письма были делового характера, а именно на письмах и строилось всё произведение! Просто взята такая вот женщина, реально жившая в ту эпоху, поступившая неожиданно вольно, что порицалось тем обществом и в том времени, и, вместо того, чтобы, согласно желаниям семьи, выйти взамуж в четвёртый раз, в какую-нито заезжую провинциальную дыру, за престарелого вдовца, - сбежала в столицу! Наплевав на все нормы морали! Ибо обладала, скорее всего, неуживчивым характером, и изрядной долей живого любопытства, напополам с твердокаменным упрямством - характерными семейными качествами))) Но да, описания жизни той эпохи читается тяжело. Нам сейчас такое воспринять трудно, мы - люди свободные, а вот для народа это была норма жизни((((
Но, даже больше обычаев и традиций, там описана жизнь - и провинциальная, и крестьянская, и - городская, а город Эдо стал настоящим главным героем истории.
Старая Япония, с одной стороны, привлекает меня - и строгостью, и изяществом, и комнатами с бумажными перегородками и жёлтым светом фонариков, и нежными узорами на ширмах и кимоно, и стихами, и каллиграфией, и мостиками, и сакурой...
очень хорошо понимаю, сама такая))))
а с другой стороны - когда почитаешь о быте и менталитете, остаётся впечатление тяжёлого бремени, накладываемого людьми друг на друга: "ты должен, ты должна; не потеряй лицо". Долг - хорошая вещь, но всё хорошо в меру.
Да! Менталитет весьма суров, никаких послаблений не делается. И, хотя я очень люблю Азию, я ясно понимаю - жить там я никогда бы не смогла. Я слишком свободолюбивый человек)))) На экскурсию, либо "в гости" съездить - о, да!!!! Было бы здорово!!! А жить - неееетушки, увольте))))
Хотя, собственно, не только в Японии люди любят загонять друг друга и себя самих в тягостные рамки. Взять хотя бы викторианскую Англию...
Согласна)))) Если есть желание, можно почитать книги Всеволода Овчинникова! Самая известная: "Ветка сакуры" и "Корни дуба" - одна посвящена Японии, вторая - Англии, и очень даже современной, не викторианской))) Он и сравнивает островную культуру с материковой, Японию - с Англией, в которых находит массу общего, а Францию...с Китаем)))))
Гравюры очень красивые и светлые)
Ага)))) Зимние)))) Очень рада, что понравились)))))
слоумышленник
https://radikal.ru/lfp/a.radikal.ru...3a268c6.jpg/htm

очень стильно и мрачно!
а теперь почитаем о чём эта картинка


upd: Её история напомнила мне слова одного бывшего бродяги: "я никогда не чувствовал себя одновременно и настолько растерянным, и настолько собранным, как в те годы"

отредактировано: 30-12-2021 22:36 - стикер

Камрад
стикер увы, у меня радикал картинку не показывает((((
Можно попросить выложить ещё раз?
слоумышленник
У них на сервере, по ссылке, 500 ошибка теперь, у меня теперь тоже не открывается. Хотя картинку ты заливала.
Камрад
стикер такое, к сожалению, бывает с Радикалом. А что было на ней изображено?

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть