Дюма путешествовал по Российской Империи в 1858-1859 годах, во времена Александра Второго. Недавно прошла Крымская Война, где Россия первый (из двух, второй в 2022) раз в своей истории в одиночку противостояла общеевропейской коалиции. Оба раза с результатами примерно одинаковыми.
Война тогда несколько привела Россию в чувство, поэтому правление Александра II считается достаточно спокойным и полным реформ. В частности было отменено крепостное право (в формате, который не устроил ни его сторонников ни противников).
Дюма приплывает в Питер, оттуда едет в Москву, потом в Нижний и далее плывет по Волге до Каспийского Моря, оттуда через Кавказ (Грузию) в Крым и далее Одессу, и потом уплывает через Румынию. То есть путешествие очень основательное, год непрерывно в пути, не каждый выдержит (я бы сто раз замудохался, говорю как человек с большим опытом такого).
Это не первое путешествие Дюма, он в стиле Лебедева хочет побывать везде и посмотреть все. Есличто - "За 80 дней вокруг света" спустя 20 лет напишет не он Жюль Верн.
Впечатления большие, там трехтомник, я пока первый том посмотрю.
Формальных повода для путешествия два - в Питере идет свадьба знакомой автора, и одновременно он хочет поприсутствовать на церемонии освобождения крепостных крестьян.
Там приличная часть книги это вступление, описание спутников, описание Европы, вольный пересказ истории России все это я пропускаю. И аж на четырнадцатой главе (минус треть книги) он приплывает в Питер.
Первое впечатление "
какого хрена русские красят все в зеленое", о я вижу этой традиции не один век. Дюма рассказывает, что эта краска считается более стойкой.
"
Русские кучера, извозчики, как и почти все население Санкт-Петербурга, по большей части, не коренные жители столицы. Как правило, это крестьяне, приехавшие из Финляндии, Великороссии или Малороссии, Эстонии или Ливонии."
Здесь тоже за двести лет мало что поменялось.
"
Представьте себе округлые валуны, одни величиной с череп патагонца, другие размером с голову самого маленького ребенка, положенные рядом и качающиеся в своих лунках; кареты, подпрыгивающие на них, и пассажиров, трясущихся в каретах, а кроме того, рытвины посередине улицы, как на проселочной дороге, кучи булыжников, которые ждут, когда их пустят в ход как мостовой камень, но пока еще явно здесь лишние; некоторые части мостовой застланы длинными шатким досками, концы которых поднимаются вверх, как качели, сначала с одной стороны, когда карета въезжает на них, а потом с другой, когда она достигает их края; после досок тянется четверть версты щебеночного покрытия, превратившегося в пыль; затем опять идут валуны, рытвины и опять доски, и опять пыль. Таковы мостовые в Санкт-Петербурге."
Одно из двух либо Дюма побывал в Питере в двадцать первом веке, либо я жил в Питере в девятнадцатом.
Дюма цитирует стихи князя Вяземского, между прочем генерального секретаря внутренних дел России
"
Бог метелей, Бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций — тараканьих штабов,
Вот он, вот он, русский Бог.
Бог голодных, Бог холодных,
Нищих вдоль и поперек Бог имений недоходных,
Вот он, вот он, русский Бог.
Бог всех с анненской на шеях,
Бог дворовых без сапог,
Бар в санях при двух лакеях,
Вот он, вот он, русский Бог.
К глупым полн он благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский Бог."
"
дети, из какого бы сословия они ни были, одеты в русский национальный костюм, который состоит из маленькой шапочки с павлиньим пером, красной или желтой шелковой рубашки, широких полосатых штанов, заправленных в сапожки с красными отворотами"
лолшто?
"
Но русские, русские — это больше, чем привидения, это призраки: они степенно вышагивают бок о бок или друг за другом, не печальные и не веселые, не произнося ни слова и не позволяя себе ни единого жеста.
Даже дети не смеются; правда, они и не плачут."
Европейцы были менее угрюмыми задолго до Карнеги.
"
Несчастный народ! Не привычка ли к рабству приучила тебя к молчанию? Говори же, пой, читай, радуйся!
Теперь ты свободен."
Дюма описывает истории связанные со знаменитой русской коррупцией и попилом бюджета. Вообще коррупция времен Александра Второго реально вошла в учебники истории.
"
К несчастью, пьянство в России в некоторой степени поощряется правительством"
1858 год, дамы и господа.
Вообще там три четверти текста это пересказ баек.
"
русский и просит «на чай», и просит кстати и некстати, без всяких на то оснований, без всякой причины, ничего не сделав, чтобы заслужить вознаграждение, точно так же, как неаполитанец, руководствуясь лишь одним соображением: «А вдруг дадут?»
Русское предание гласит, что, как только Бог создал славянина, тот повернулся к Всевышнему и, протянув руку, произнес: «На чай извольте дать, ваша милость!»"
Автор с большим уважением рассказывает о Суворове, но ничего не знает о Толстом, потому что Война и Мир будет написана еще через три года.
Поправка - книга состоит из пересказа баек на 99%. Собственно там и самих "путевых впечатлений" почти нет. Байки, байки, байки.
Где-то на середине тома мне стало лень выуживать из огромных глав, полностью посвященных байкам - по полстрочки реальных впечатлений автора. Ой, данунафиг.
Вот как в своих романах Дюма воды наливает, так и дневники его полностью залиты.
Arcane s2e7-9
[Print]
nePu6kin