Продолжаю.
Итак, с концом войны корпорация лишается оборонного заказа, однако хочет продолжать расширяться. Каким образом - постройкой компьютеров. Передача электрических сигналов значительно компактнее чем передача перфокарт, а значит устройства могут быть значительно меньше и дешевле, а значит их можно загонять значительно более мелким компаниям. То есть клиентов может быть не тысячи, а десятки тысяч.
Фактически с этого начинается путь на уменьшение вычислительных систем, который продолжается до сих пор.
Перфокарты в первых компьютерах до сих пор используются, то есть они совместимы с табуляторами, однако перфокарты только подаются на вход и потом получаются на выходе, все остальные вычисления идут с электрикой, в которую они переводятся.
Кстати девайсы изначально не просто так назывались "калькуляторами", а не "компьютерами", потому что компьютерами назывались программисты и Уотсон опасался что если назвать так электронику - рабочие подумают, что это прямая замена человека роботом (что по факту было правдой).
В 1948 строят SSEC, который работает уже в 250 раз быстрее чем Mark 1 (1944). На его основе создается первый популярный язык программирования - Фортран. Постепенно разгонялась холодная война, и правительство субсидировало высокотехнологичные разработки, что тоже помогало компании.
Главными конкурентами на этом этапе стали команды ученых с Манхэттенского Проекта и других военных ведомств, которые активно открывали собственные компании.
Одновременно Уотсон готовит к передаче власти в компании своего сына, и назначает его вице-президентом компании. И именно Уотсон-младший, как более молодой парень, занят внедрением компьютеров, в то время как его отец концентрируется на поддержке имеющихся табуляторных направлений. Переход шел постепенно, отдельные детали табуляторов одну за другой переводили с перфокарт на лампы.
В 1949 выходит электронный калькулятор с перфокарточным программным управлением (IBM Card-programmed
Electronic Calculator), или CPC - наверное самая удачная линейка массовых компьютеров первого поколения, особенно когда они начинают поступать в институты. Именно на них вырастает первое поколение "хакеров" - людей, которые считают программирование культурой и искусством.
Отдельным направлением начала пятидесятых было внедрение магнитной ленты (можно считать ее прото-дискетами), которая обыгрывала перфокарты как средство хранения данных, но требовала глобальной перестройки всего оборудования.
Имела место и психологическая проблема - перфокарты считались более надежными, потому что в случае чего человек мог взять любую в руку и прочитать что на ней написано, какие проставлены отметки и где пробиты дырки. На магнитной ленте это было невозможно, приходилось доверять показаниям компьютера.
Изобретение новых компьютеров быстро становится супер массивным и затратным предприятием, которое в одиночку не способен тянуть даже супергигант IBM, поэтому к началу пятидесятых корпорация начинает пользоваться прямой правительственной поддержкой (скоро сложность еще повысится и вообще станет невозможно целиком производить компьютеры даже в рамках одной страны, это будет процесс построенный на международном сотрудничестве, общим делом человечества).
В 1950 начинается война в Корее, и IBM тут же подсасывается к новому оборонному заказу.
В 1952 выходит IBM 701, впервые это вычислительная машина размером всего с несколько шкафов, которые устанавливались за пару дней (на установку любого другого девайса уходили месяцы). С нее начинается создание модульных компьютеров, фактически при апгрейде один из шкафов уносят и вместо него приносят один или несколько других. Девайс мог работать с перфокартами, перфолентой и/или магнитной лентой по желанию клиента.
В 1952 выходит IBM 702 которая называется "Электронным Процессором Информации", таким образом какбы еще не "компьютером" но уже близко. Это был первый достаточно массовый компьютер, чтобы для него потребовалось проводить переучивание клиентов, привыкших к табулятором, а так же создание универсальной библиотеки программ.
Уотсон-младший успешно решает задачу перестройки компании под компьютеры, он значительно усиливает инженерные и исследовательские отделы и делает их голос более значимым, чем мнение продажников и даже клиентов (которые в целом не хотят ничего менять). Появляется идея "морального устаревания оборудования", когда компания убеждает клиентов что их девайсы хотя и прекрасно работают, должны быть заменены, потому что есть устройства более лучшие и модные.
В 1953 выходит - IBM 650 - машина использующая для записи данных магнитные барабаны. Она считается первым массовым компьютером в мире, потому что была произведена партией в несколько тысяч машин (до этого компьютеры производились в лучшем случае сотнями, а обычно десятками). Главное отличие от предшественников - цена аренды, которая в четыре раза ниже, чем у IBM 701 (которой к тому моменту всего год). Это конечно огромный прогресс, представьте если бы в наше время суперсовременная электроника становилась дешевле в четыре раза за год, при этом с ростом мощности.
Для индустрии IBM 650 считается аналогом первых машин Форда.
На основе этого девайса впервые в институтах появляется предмет информатики. Обратите внимание, что каждый компьютер того времени позволяет одновременно доступ сотен и тысяч людей через десятки терминалов (благодаря системе распределенных вычислений). То есть две тысячи компьютеров это миллионы пользователей.
В 1957 СССР запускает спутник и начинается космическая гонка, и IBM естественно играет первую скрипку, именно на оборудовании компании летят к Луне первые ракеты, на них же работает система ПРО. Именно эти заказы позволили компьютерному отделению компании загасить конкурентов. Некоторые исследователи считают выигрыш тендера на компьютеры SAGE (обеспечивающий ПРО) самым важным успехом IBM за все время существования компании.
В 1956 выходит первый дисковый накопитель данных - IBM 305 RAMAC - Random Access Memory Accounting Machine - главное преимущество дискового накопителя по сравнению с перфолентой или магнитной лентой (и частично перфокартами) - возможность быстро перескакивать между данными, аналогично как можно перескакивать на любую песню, записанную на пластинке, просто переставив иглу, в отличие к примеру от перфоленты, которую требуется перематывать.
Первый компьютер основанный на дисковых накопителях назывался IBM 350.
В 1959 выходит первый суперкомпьютер на основе транзисторов (а не ламп, как до этого) - IBM 7030. Он работает в 200 раз быстрее чем IBM 701 (1952).
В пятидесятые компания продолжает движение от продажников к исследователям, количество инженеров среди ее сотрудников дорастает до 10%.
Тогда же выходит транзисторная IBM 1401, которая благодаря сравнительно небольшой стоимости перебивает успехи IBM 650 (1953). Напомню что последней было выпущено в районе 2000 штук, а 1401 модели - уже 10 000. Считается, что эта машина в целом начала массовый переход всего вообще мирового крупного бизнеса на компьютеры.
К 1960 году в мире примерно 6000 компьютеров, и больше половины из них созданы IBM. Впервые формируется сообщество компьютерщиков, съезды.
В 1956 Уотсон-старший умирает. За все время его работы компания увеличила прибыль почти в сто раз. Передача власти сыну, которую он готовил десятилетиями, прошла успешно, и в последние годы перед смертью он уже мало что делал в компании. С другой стороны - в это время все еще львиную долю прибыли компании приносили табуляторы.
С первых же годов управления компанией Уотсон-младший вынужден менять общий стиль ведения дел. При его отце компания была довольно авторитарной и централизованной, но к концу пятидесятых она становится уже слишком большой и разбросанной по миру, состоящей из слишком большого количества отделов, часто довольно независимых. Он собрал вместе сотню крупнейших руководителей отделов компании и разделил между ними функции.
В целом считается, что у IBM было четыре "отца" - Флинт, Холлерит (изобретатель табуляторов) и два Уотсона отец и сын. Подход нового директора в первую очередь отличался тем, что он не считал себя "отцом" компании. Он родился когда IBM уже давно работала и видел вокруг себя сотрудников и директоров со значительно большим опытом. Поэтому он склонялся к более коллегиальному управлению, и правильно сделал.
Будучи ветераном войны (как и многие другие сотрудники) Уотсон-младший перестраивал компанию по примеру армии, он оставался главнокомандующим, однако начальников отделов считал чем-то вроде "полевых командиров", способных принимать собственные решения.
Второй сын Уотсона тоже кстати стоит у руля, но не всей конторы, а одного из подразделений, напрямую подчиняясь брату.
В 1959 компания разделяется на две основных части - одна заточенная под крупнейших заказчиков и суперкомпьютеры, вторая под средне-крупный бизнес. Все это (а так же ввод универсальной архитектуры компьютеров) позволяет значительно расширить ассортимент.
В 1964, когда IBM выпускает свой самый удачный продукт в истории - System 360 - в США уже около двадцати тысяч компьютеров. IBM продолжает выпускать примерно 80% всех компьютеров в мире. При этом компьютеры компании не всегда лучшие, однако IBM продавала комплекты из компьютера, периферийных устройств, поддержки, установки, обучения и всего на свете. И в целом эти комплекты были значительно более надежными и удобными и дешевыми, чем предложения конкурентов.
Это было особенно важно в первые десятилетия компьютеров, потому что клиенты боялись вкладывать огромные деньги в новую ненадежную полуэкспериментальную технику.
В целом переход управления совпадает с послевоенным временем, когда компания вынуждена перестраиваться еще и потому что большинство ее региональных и особенно европейских отделений в руинах.
Шестидесятые считаются для компании золотым веком.
Здесь большая глава о System 360. Главная фича этой штуки - универсальное программное обеспечение. К шестидесятым годам у разных компьютеров уже была стандартизированная архитектура на железном уровне, позволяя апгрейдить части машины, не заменяя ее всю, однако не существовало универсальных совместимых операционных систем, если компания хотела перейти на компьютер нового поколения - она вынуждена была либо переписать все программы с нуля, либо забрать новый набор программ у производителя и вручную перенести в них все старые данные, потому что никаких конвертеров не было.
При этом создание единой операционки для всех компьютеров было страшно рискованным, потому что делало все имеющиеся компьютеры разом не совместимыми с ней, требовало перестройки всех вообще отделов внутри компании, плюс упрощало переход клиентов к конкурентам.
Это же потребовало от IBM ввода более жестких стандартов и в физической архитектуре, короче это был значимый качественный рывок для компьютеров в принципе как для индустрии, давший возможность независимой разработки комплектующих, что стало неотъемлемой частью индустрии, и без чего было невозможно появление таких компаний как Интел, Нвидиа, вообще кремниевой долины в целом. Собственно никакой бы индустрии не было бы тогда (на самом деле просто если бы не IBM - нечто похожее сделал бы ее конкурент рано или поздно).
В целом переход на новую системы был страшно рискованным и считается (на мой взгляд это преувеличение), что он чуть не грохнул корпорацию вообще, и спасло ее изобретение эмуляторов. То есть новая система могла с оговорками эмулировать работу более старых компьютеров, упрощая переезд.
Параллельно шел массовый переход компьютеров на интегральные схемы (микрочипы), что было первой компьютерной технологией, слишком сложной, чтобы ее могли вытягивать корпорации полного цикла. То есть для производства микрочипов требовались отдельные крупные компании, специально заточенные чисто под них.
Поначалу конечно IBM пыталась строить микрочипы сама, но с каждым годом было все очевиднее, что она так далеко не уедет. С другой стороны уже существовали компании, специализирующиеся на полупроводниках, и микросхемы, а потом и микрочипы были их логичным развитием.
Анонс System 360 был крупнейшим разовым апгрейдом в истории компании, и возможно вообще в истории it - разом было презентовано полторы сотни новых продуктов компании, фактически 80% всех компьютеров в мире требовалось проапгрейдить новым железом.
Успех был ошеломительным - в первые же месяцы пришли заказы более чем на сто тысяч System 360. Это число, превышавшее количество уже имеющихся в мире компьютеров впятеро(!). Конечно поставить столько корпорация не могла, в первых два года была произведена только двадцатая часть от силы.
При этом новая система потребовала от корпорации фактически создания внутрикорпоративной кремниевой долины, то есть требовалось синхронизировать между собой отделы по созданию программ и комплектующих, таким образом чтобы они все работали по единым стандартам с любыми конфигурациями и версиями, ничего ни с чем не конфликтовало. Если ранее отдельные ветки компании должны были не мешаться сами себе, теперь любой отдел должен был контактировать со всеми остальными. Это привело к масштабным чисткам в компании, в частности один из Уотсонов уволил своего брата и тот в результате спился. Компания была в кризисе, и выходить из него начала только в 1966 году.
Кстати операционная система, созданная для 360 компьютеров называлась OS/360, и она существует и обновляется до сих пор, последняя версия вышла в 2019 году.
Тогда же появилась отдельная профессия "системных инженеров", людей к которым обращались корпорации при возникновении проблем. Так как система была универсальная - решения ее проблем тоже были универсальны.
Из-за того, что сама IBM не справляется с потоком заказов, другие компании самостоятельно начинаются производить "IBM совместимые машины", то есть на общий стандарт переходит вся индустрия. При этом IBM несколько теряет в доле контроля над рынком, сохраняя "всего лишь" 65-70%, однако сам рынок вырастает в разы, то есть абсолютный рост компании ускоряется.
Большая глава про трансформацию корпоративной культуры компании при Уотсоне-младшем. Это мне не интересно.
Глава про кадровую политику. Пропускаю.
Глава про золотой век мейнфреймов 1950-80х. Это я все и так знаю.
Обзор региональных отделений.
Про антимонопольные процессы.
Про мейнфреймы в СССР. Между прочим в 1967 СССР переходит на стандарт System 360. А первый крупный офис IBM в Москве открывается в 1973.
Внезапный перескок на восьмидесятые - на презентацию первого IBM PC в 1981 году. К 1986 году этот рынок был полностью просран компанией и в 2006 все вообще отделение персоналок было продано компании Lenovo. В целом в этот период 1981-86 компания потеряла свои лидерские позиции навсегда. Автор считает это катастрофой в менеджменте корпорации, но по факту конечно это было совершенно логичным развитием событий, так как IBM никогда в своей истории не ориентировалась на частных потребителей, всегда на крупный бизнес. Она сделала то, что умела лучше всего - ввела единые стандарты персональных компьютеров, и не сделала то что не умела - не смогла возглавить это направление.
В целом эта часть истории компьютеров в основном триумф двух компаний - Интел и Эпл (и чуть позже - Микрософт). И история IBM здесь важна постольку-поскольку. И я все это и так прекрасно знаю. "Отцом IBM PC" кстати является Билл Лоу.
Вобщем здесь начинается вторая половина книги, значительно менее интересная мне. Огромный раздел посвященный кризису компании в 1985-93 годах. В это время акционеры даже уволили директора корпорации. 91-93 были первыми годами в истории комании, когда она не приносила прибыль и не росла.
Ну и далее подробные описания вялотекущего переползания корпорации в нишу офисных систем, в основном софтварных.
Вобщем книга очень очень крутая, это прямо академический разбор темы.
грузины задрали со своим де...
[Print]
пинки