В Москве середины XIX века, когда в моду вошли идеи Гегеля, ходил философский анекдот:
Англичанину, немцу и русскому поручают за год написать книгу о верблюде. Склонный к эмпиризму англичанин поехал в Египет и стал жить с верблюдами, есть вместе с ними колючки и пастись в пустыне, а вернувшись в Лондон, опубликовал свои записи. Напротив, немец заперся в кабинете и начал извлекать «идею верблюда» из глубин собственного духа. Русский же поступил еще проще: он дождался публикации книги немца и перевел ее — с большим количеством ошибок.
По поводу самой книги. Тот самый случай, когда набор относительно простых мыслей закручивается в цветастый фантик, и в результате получается культурный жмых. Пример:
Скорее, мысль о закономерном и необходимом воспроизведении опыта Коммуны в других странах можно обнаружить у Ленина в «Государстве и революции», но возникла она у лидера большевиков тоже не из доктринерского стремления повторить уже готовую модель, а из-за того, что он совершенно точно подметил сходство политических форм, возникших в ходе русских революций 1905 и 1917 годов, с аналогичным опытом французов. Дальнейший опыт продемонстрировал, что структуры власти, стихийно возникавшие в ходе низовой народной самоорганизации, в процессе политической борьбы неминуемо претерпевали серьезные изменения, а зачастую и вовсе замещались более традиционными государственными институтами. Это по факту обнаружил и сам Ленин, прекрасно сознававший, что созданный под его руководством режим отнюдь не походил на то, что им же было предложено в «Государстве и революции». Но это тем более доказывает, что причины произошедшего надо искать не в ошибках теории, а в условиях исторической практики. Условиях, оказавшихся в высшей степени неблагоприятными для реализации не только проекта социалистической демократии, но и в принципе для любого демократического или гуманистического проекта.
Перевод: большевики поначалу (с февраля) активно участвовали в организации рабочего самоуправления на производствах. Быстро выяснилось, что фабзавкомы неэффективны. Поэтому пришлось включать авторитарную диктатуру и принуждать рабочих трудиться с помощью штыков и револьверов (подмена рабочего контроля на внешнее госуправление с участием рабочих). Но это не с марксистской теорией что-то не так, нет! Это "неблагоприятные условия исторической практики".
То есть то, что за год экономические показатели втрое упали, то что при большевиках количество рабочих за год уменьшилось на миллион человек (с 3,5 до 2,5), то что от терпимой экон.ситуации в городах за год добежали до жесточайшего экономического кризиса - это, блдь,
"самолёт не с первого раза полетел" "условия виноваты", "оно само".
Гвоздём в кружку тут, наверное, будет мнение товарища Бухарина. Товарищ Бухарин в 1915 году писал, что государственное планирование и регулирование без участия в нём рабочих означает создание нового государственного рабства:
«Если был бы уничтожен товарный способ производства… то у нас была бы совершенно особая хозяйственная форма. Это был бы уже не капитализм, так как исчезло бы производство товаров; но ещё менее это был бы социализм, так как сохранилось бы (и даже углубилось) господство одного класса над другим. Подобная экономическая структура напоминала бы более всего замкнутое рабовладельческое хозяйство при отсутствии рынка рабов».
Читал Кагарлицкий товарища Бухарина? Предположу, что читал. Знает ли Кагарлицкий о том, что по марксистской базе "неблагоприятные условия" детерминированы объективными процессами? Предположу, что знает. Понимает ли Кагарлицкий, что за фразой
"замещались более традиционными государственными институтами" скрывается насильственный демонтаж рабочего самоуправления большевиками, что не само оно "замещалось"? Предположу, что прекрасно понимает. И чо и чо? Да похуй ему.
Впрочем, местами интересные штуки всё-таки проскальзывают:
показать
"Макс Вебер постоянно подчеркивал, что выступает против преждевременных радикальных мер именно «с точки зрения возможного будущего социализма». Преждевременно радикальная политика не только приведет к поражению, но и обрушит общество «в бездну идиотской реакции». Ссылаясь на тяжелое хозяйственное положение в Германии и отсталость России, выдающийся социолог писал молодому Дьердю Лукачу: «Я абсолютно убежден, что эти эксперименты могут иметь и будут иметь в качестве своего следствия одну лишь дискредитацию социализма на ближайшие сто лет»[145].
Вебер считал, что большевистская партия, опирающаяся не на организованный пролетариат, а на деклассированную солдатскую и крестьянскую массу, будет не в состоянии удержать контроль над ситуацией, а возглавляющая революцию марксистская интеллигенция обречена пойти на поводу поддерживающей ее толпы. И дело не только в авторитарных методах революционеров, но прежде всего в том, что никакую прогрессивную повестку, опираясь на такую массу, осуществить будет невозможно, любые жертвы окажутся напрасными.
Эту позицию Вебер аргументировал во время ставшего легендарным спора с Йозефом Шумпетером. Вот как описывает этот эпизод историк Тимофей Дмитриев:
«Весной 1918 года посетители венского кафе „Ландман“ на Рингштрассе, что напротив Венского университета, стали невольными свидетелями спора между несколькими респектабельными господами, который, начавшись вполне мирно, затем перерос в ожесточенную перепалку и кончился тем, что один из участников спора в сильном волнении выбежал на улицу. Этот спор в кафе разгорелся между Максом Вебером и австрийским экономистом Йозефом Шумпетером. Вебер пришел на встречу в сопровождении Людо Морица Гартмана, специалиста по античной истории; поводом для встречи послужила необходимость обсудить важный академический вопрос. Однако в ходе разговора речь зашла о революции в России. Шумпетер заявил, что благодаря ей социализм перестал быть „бумажной дискуссией“ и теперь вынужден доказывать свою жизнеспособность на практике. На это Вебер возразил, что попытка ввести социализм в России, учитывая уровень ее экономического развития, есть, по сути дела, преступление и что социалистический эксперимент неминуемо окончится катастрофой. В ответ Шумпетер холодно заметил, что такой исход вполне вероятен, но что Россия при этом представляет собой „прекрасную лабораторию“. Тут Вебер не выдержал и взорвался: „Лабораторию с горой трупов!“ Шумпетер парировал: „Как и любой другой анатомический театр“».
Спор разгорался и становился все более яростным. Вебер говорил «все резче и громче, Шумпетер — саркастичнее и тише». К спору начали прислушиваться посетители кафе. Наконец Вебер в сильном возбуждении вскочил со своего места и со словами «Это уже невозможно выносить!» выбежал из кафе на Рингштрассе. Гартман догнал его, вручил забытую в кафе шляпу и попытался успокоить, но все напрасно. На что Шумпетер флегматично заметил: «Ну как можно поднимать такой крик в кафе?»
Показательно, что метафора «лаборатории» применительно к СССР использовалась не только Шумпетером, но и Дж. М. Кейнсом, который видел в советской России «лабораторию жизни», признавая, что в этой лаборатории постоянно случаются аварии, после которых выносят трупы — неизбежное следствие масштабного и рискованного, но необходимого эксперимента.
Заметим, что и Шумпетер, и Кейнс рассуждали о советской России 1920-х годов, задолго до сталинского «Большого террора». Уже в начале 1930-х, оценивая результаты коллективизации и ускоренную реализацию первого пятилетнего плана («Пятилетку — в четыре года»), Кейнс пришел к куда менее оптимистичным выводам: «Быстрый переход вызовет столь значительное разрушение благосостояния, что новое состояние будет поначалу значительно хуже прежнего, а великий эксперимент будет дискредитирован».
При этом почти сразу можно встретить такое:
"Вытесненная из легального поля, дискуссия перешла в поле нелегальное. В Советский Союз проникали книги Милована Джиласа «Новый класс» и Михаила Восленского «Номенклатура», где рассказывалось о привилегиях элиты и где авторы доказывали, что партийно-государственная верхушка СССР (и других стран, принадлежавших к советскому блоку) превратилась в коллективного собственника средств производства и тем самым в коллективного эксплуататора.
Показательно, что, несмотря на явный антикоммунистический пафос, оба автора пытались оперировать марксистскими категориями, причем именно в той догматической интерпретации, которая сложилась в рамках тогдашнего коммунистического движения".
Во-первых, оба автора - идейные марксисты, профессиональные исследователи марксизма, вовсе не антикоммунисты, и никакого "антикоммунистического пафоса" у них нет: в троцкизме их обвиняли, разумеется, а в чём же ещё. Странно, что не упомянута "Преданная революция" Троцкого, из которой вырос и Джилас, и Восленский.
Во-вторых - в том и дело, что они обращались к идейным марксистам, показывая, что между марксистской теорией и "реальным социализмом" нет ничего общего, что это не просто "неправильный социализм", а в лучшем случае реакционный (относительно марксизма) госкап.
То ли Кагарлицкий не читал Джиласа, то ли сознательно лжёт, хз.