Ну чочо пацаны - тринадцатый век го.
В кои то веки один том тысяча страниц всегото хар хар харр
С первых же строчек вступления книга озаглавливает тринадцатый век в европе как "триумф папства", и заявляет, что как раз в этот век можно считать что все - средневековье полностью и безоговорочно наступило, и от античности ничего вообще не осталось там кроме развалин разве что.
Другая ключевая тема - это экспансия. После разделов и столкновений ислама, католичества и православия, которые шли весь прошлый век - теперь все несколько отступили друг от друга и принялись наперегонки шарить руками по округе.
Так же продолжается взрывной рост населения и консолидации - то есть процессы которые шли и весь прошлый век тоже, как минимум.
Далее - монгольское нашествие (о котором я буду читать отдельную книгу почти что сразу после этой).
Еще - в тринадцатом веке важную роль играет движение катаров, это специфическая христианская ересь, с которым папство так яростно борется, что даже отправляет на них отдельный крестовый поход, а потом создает им в подарок специальную инквизицию, задолго до того как это стало модно. Ну и вырезает катаров под корень фактически. Про катаров тоже видимо буду отдельно читать, не уверен что прямо книгу но
Общие темы
Глава про рыцарство. Тринадцатый век, это время, когда средневековое дворянство (в основном сформированное на росте городов двенадцатого века, и тусующееся вместе со времен крестовых походов) начинает ощущать себя аристократией, то есть отдельным сообществом _других_ людей, у которых отдельные свои интересы и отношения. Все это несколько перекликается с обществом граждан древнего рима. Это все не нужно путать с сообществом лордов и феодалов, которое давно уже сформировалось. Тринадцатый век - это формирование сообщества мелких рыцарей и борьба этим сообществом за свои права, собственно в течение века постепенно эти рыцари становятся если не равными среди лордов, то как минимум социально близкими, и способными до лорда дорасти. Тот же крестьянин или ремесленник к примеру практически не может.
Глава про города. Самое населенное место европы в тринадцатом веке это Париж - 200 тысяч жителей. Венеция и Флоренция в сумме столько же. Еще в два раза меньше Милан, Колонья, Брюгге, Геноа и Лондон. Рядом Рим, Неаполь и Палермо. Стамбул сильно сдал, но тоже ничотак.
На тринадцатый век приходится рост образования в этих городах. Появляются первые институты, в первую очередь см сабж. Понятно, что если у тебя город на двести блин тысяч человек - там нужны люди разных специфических специальностей, причем довольно массово, это не то же самое, как крестьянские профессии или обслуга феодалов, которым в целом достаточно передачи отдельных ремесел от мастера ученикам.
В городах требуется вменяемая бюрократия, то есть растет число грамотных людей. Они объединяются в гильдии, вобщем общество становится значительно более пестрым.
Так же почти все крупные города того времени более или менее независимы от государства. Ну то есть в Италии у них полная независимость, во Франции почти полная, в Англии и Германии менее. Но так или иначе города считаются странной штукой, которая там как-то по своим законам живет, и черт вообще знает как. Почти всегда горожане имеют право голоса в процессе управления городом, опять же потому что иначе их сложно контролировать, в то время средняя армия это несколько тысяч человек, ну десять тысяч, ну двадцать, а город двести тысяч, и короткоствол еще не изобретен, хрен ты что с ним сделаешь, если он взбунтуется.
То есть города среднего средневековья - были очень даже социалистическими, с правами рабочих и возможностью отстаивать свои права - было все в порядке.
Все это конечно относилось только к взрослым мужчинам.
Глава про село. Там в целом все то же самое, с тем исключением, что все чаще села оказывались придатками городов и рынков, то есть работали не на себя, а на продажу.
Глава про коммерцию. Тринадцатый век считается временем появления развитой средневековой экономики, областей занимающихся созданием сырого продукта, областей занимающихся обработкой, и областей занимающихся транспортом, коммерцией и другими сервисами. В наследство от крестовых походов остались новые торговые пути, так что возникла разветвленная специализированная сеть, похожая на те, что существовали в античности, сначала во времена совсем древних государств, а потом при Риме. Потом знаменитые римские дороги никуда не делись, и средневековые торговцы, солдаты и пилигримы продолжали или пользоваться.
Одновременно развивается кораблестроение, и в тринадцатом веке открывается тонна новых морских и океанских торговых маршрутов, причем регулярных и видимо не так сильно отличающихся от современных.
Основные предметы торговли - одежда (и материалы для нее) и специи.
В целом эта торговая сеть, сформировавшаяся к тринадцатому веку - это нечто среднее между доантичной и античными сетями, какбы третья итерация единой европы.
Раздел озаглавленный словом "vernacular". Гугл мне пишет что это значит "народ". Подразумевается видимо прото-национальное самосознание. Незнаю, мне плевать в целом. Вообще я с сомнением смотрю на любые рассуждения о национальном самосознании.
Глава про арт и архитектуру. Ну там распространение готики идет, особо в городах. Вобще я все это в истории искусства читал.
Глава про церковь. Как и в случае с прошлым томом - я пока что ее пропущу и потом вернусь, причем через списки римских пап
Перехожу к главному блюду - разбивке по странам.
Глава про "западные королевства", под которыми снова подразумевается будущая Франция.
Во Франции тринадцатого века идет несколько ключевых событий - во-первых страна процветает как вообще никто в мире, Париж, повторюсь, крупнейший вообще город Европы и возможно всей планеты. Дивиденды в кои то веки идут и короне (напомню, что французский король был страшно слаб) во всяком случае король успешно добивается сотрудничества лордов, которые супер жырные, и могут тягаться, ну возможно с ватиканскими разве что. В результате в начале века общими силами французы выдавливают с континента (из Нормандии) англичан, потомков того самого Барбароссы. Таким образом была были викинги, они захватили Нормандию и стали нормандской монархией, потом захватили Англию и стали англо-нормандской, и вот теперь лишившись Нормандии - английской.
Второе ключевое французское событие века - это крестовый поход против катар. Фактически как раз столкновение между французской монархией и Ватиканом, в котором французы понимают, что они конечно жырные, но Ватикан еще жырнее, и решают подчиниться. В результате войска римского папы устраивают жуткую резню на французской территории, это наверное самый кровавый вообще крестовый поход в истории. Причем если с мусульманами было понятно - араб даже визуально отличается от арийца, то в случае с катарами - крестоносцы понятия не имели как отличать верных католиков от неверных. Собственно именно в альбигойском крестовом походе (название идет от французского города Альби и его округи, где шла основная резня) родилась известная фраза "херачь всех, бог разберется".
Собственно французская корона успешно использует этот крестовый поход для уничтожения своих политических противников, и вобщем эта практика продолжается весь тринадцатый век, французская династия капетингов ходит "крестовыми походами" против всех вообще кто ей не нравится, и на почве этого становятся сильнейшей вообще политической силой своего времени, какбы предвосхищая абсолютизм позднего средневековья. То есть абсолютизм еще не наступил, так как огнестрел для этого нужен, мушкетеры те самые, но вот одним глазком уже можно на него посмотреть, в роли огнестрела временно выступают религиозные фанатики.
Особо в этой практике выделяется французский король Людовик Девятый, который за свою религиозную прыть (в этом месте я делаю пальцами знак кавычек) аж получает прозвище Святого. Знаем мы таких святых ага. Плюс он правит почти полвека, что уже само по себе впечатляюще.
Так. Я обычно разбиваю посты на куски по 20к, но здесь идет медленнее чем обычно (потому что я завален по работе плюс продолжается вялотекущий переезд, плюс я соотношу тут несколько источников) так что видимо будет больше кусков но более мелких.
Последние годы рунет откров...
[Print]
emergency