Авторевю №13-14 1992
ЕЩЁ ОДНА СЕРЕБРЯНАЯ СТРЕЛА
Постоянным читателям нашей газеты наверное памятен разворот в АР №7-8 1992, на котором красовался серебристый спортивный Мерседес С112. Сегодня мы представляем ещё один суперавтомобиль Гран-Туризмо, но уже другой немецкой фирмы – Ауди АВУС.
Руководство Ауди не случайно выбрало для своего детища, - концептуального спортивного автомобиля с цельноалюминиевым кузовом, - имя АВУС. АВУС – немецкая аббревиатура, расшифровывается она как «автомобильная тренировочная трасса». Под таким названием в 1921 году в Берлине было открыто 10-километровое гоночное кольцо. Автомобильный спорт стал в Германии 20-х годов невероятно популярен (вспомним ремарковских «Трёх товарищей»), и новая трасса превратилась вскоре в своеобразную Мекку для болельщиков, собирающую в дни гонок на своих трибунах и вокруг них более 400 тысяч человек. В тридцатые годы АВУС был ареной крупнейших международных гонок и рекордных заездов. Легендарные «серебряные стрелы», гоночные Мерседесы и Ауто Унионы (Ауто Унион – название корпорации, в которую помимо Ауди входили ДКВ, Хорьх и Вандерер) вели здесь непрекращающуюся острейшую борьбу с итальянскими «красными дьяволами», голубыми французскими монопостами и традиционно зелёными английскими машинами. То были поистине героические времена, гонщиков чествовали как гладиаторов, выходивших на арену Колизея. А безопасность существовала тогда лишь как абстрактное понятие, в конструкции машины всё было подчинено одному – мощности, и гонщик вёл свою машину на сумасшедшей скорости, не защищённый ничем: ни кокпитом из энергопоглощающих композитов, ни сверхпрочным интегральным шлемом, ни огнеупорным комбинезоном. Не было анатомических кресел и систем пожаротушения, повороты ограничивали не песчаными ловушками, а отбойниками со старыми покрышками или тюками сена. А скорости были ещё какие: 6 марта 1934 года Ганс Стук установил на кольце АВУС новый мировой рекорд. Его 6-цилиндровый Ауто Унион показал среднюю скорость 217,11 км/ч, на прямых участках – 270 км/ч. Это был первый из целой серии мировых рекордов и побед в престижных гонках Ауто Унионов с эмблемой в виде четырёх колец.
Традиционализм, столь популярный сейчас на Западе, наложил отпечаток на АВУС. Машина сконструирована, как автомобиль будущего, однако с оглядкой на легендарные «серебряные стрелы» тридцатых годов. Стилистические отголоски прошлого видны в этом фантастическом суперкаре невооружённым глазом: выступающие округлые колёсные ниши, большие двадцатидюймовые колёса с шестью спицами, наконец, выхлопные трубы, выведенные не сзади, а сбоку. Великолепен дизайн АВУСа: машина высотой 117 см (по пояс человеку среднего роста) как бы распластана над поверхностью дороги, а большие колёса и плавные обводы выступающих поверхностей оставляют ощущение мускулистости. Кстати, английское название таких машин «muscle cars» - мускулистые машины.
Яркому внешнему впечатлению АВУС несомненно обязан покрытию кузова, точнее, полному его отсутствию. Отполированный до зеркального блеска алюминий создаст лучшее впечатление, чем различные металлизированные краски, решили дизайнеры, и машина получилась похожей на каплю искрящегося расплавленного металла.
Но это всё внешние впечатления, а что же представляет собой один из лучших Гран-туризмо в мире с конструкторской точки зрения? Концепт-кар, как ясно уже из названия, воплощает «в металле» те или иные концепции. Главная концепция АВУСа – цельноалюминиевый кузов. Тому есть несколько причин. Во-первых, композиционные материалы, столь популярные нынче в конструкциях спортивно-гоночных машин, как ни крути, в десятки раз дороже алюминия и сложнее технологически, что делает стоимость таких кузовов почти астрономической. А кроме того, алюминий ещё не исчерпал своих возможностей и кузова из него вполне годятся если не для Фоормулы-1, то уж для дорожных Гран-Туризмо точно.
Второе важное преимущество алюминия в его исключительной экологичности, ведь кузов, изготовленный из него, по окончании срока службы подлежит полной переработке. Ну а третий аргумент в пользу алюминия – его вес. Несущая рама Ауди АВУС весит 52 кг, а все кузовные панели около 100 кг. И такой сверхлёгкий кузов способен выдержать огромные нагрузки, обладает отличной прочностью на изгиб и кручение и надёжно защищает пассажиров в случае аварии.
Вторая концепция Ауди АВУС – безопасность, без которой не обходится ни один конструируемый ныне автомобиль, и которая обычно всё же оставалась на втором месте для суперкаров. Понятно, что гарантировать безопасность сидящих внутри болида, который разгоняется до 100 км/ч за 3 с и развивает 340 км/ч, не может никто. Задача инженеров – снизить вероятность аварии – за счёт дисковых тормозов, АБС, полного привода, управления всеми колёсами и предохранить людей, если она всё-таки произойдёт. Для этого у АВУСа есть сверхпрочный кузов, поглощающий энергию удара, анатомические сиденья с «пилотскими» ремнями безопасности, система прокон-тен, автоматически подтягивающая ремни при столкновении и, конечно, подушки безопасности.
Третья и, пожалуй, самая удивительная концепция, заложенная в этой машине, - её силовой агрегат. Мотор W12, такого ещё не было на «суперах». 12 цилиндров, что само по себе перестало быть сенсацией, расположены в 3 ряда по 4 цилиндра с углом развала между рядами 60 градусов. Это позволило значительно укоротить двигатель и сократить габариты самой машины. Мотор рабочим объёмом 6 л имеет по пять клапанов на цилиндр (3 впускных и 2 выпускных), электронное зажигание и впрыск и развивает 509 л.с. без наддува.
Ну и наконец, четвёртая концепция, весьма редкая для Гран-Туризмо, но привычная для Ауди – постоянный привод на все колёса. Полный привод позволяет наилучшим образом реализовать тяговый момент двигателя, да и с точки зрения безопасности он предпочтительнее. Кроме того, у Ауди АВУС все 4 колеса управляемые, что, с одной стороны, облегчает маневрирование в замкнутом пространстве (при парковке, например), а с другой, значительно повышает эффективность управления на высоких скоростях, особенно в экстремальных ситуациях.
Как и в случае с Мерседесом С-112 неизвестно, пойдёт ли Ауди АВУС в производство, ведь немного, должно быть, найдётся людей, способных выложить миллион марок (приблизительная стоимость машины такого класса). Думается, что фирма Ауди и не ставила своей целью серийный выпуск АВУСа. Концепт-кары строятся скорее для демонстрации возможностей дизайнерского и конструкторского потенциала, в конце концов, в рекламных целях. Всего этого немецкой фирме, создавшей АВУС, удалось достичь.
Р.Акиниязов
AUDI AVUS
Технические характеристики
читать подробнее
Dodge Viper RT/10
[Print]
Гость