Почему меня совершенно не трогает мысль о сгоревшем Нотр Даме. Я даже не ощущаю это как какую-то трагедию.
В первых конечно потому что люди не пострадали. Не так чтобы я сильно переживал за незнакомых людей на другом конце света. Но во всяком случае понятно, что если где-то страдают люди - это трагедия и наверное имеет смысл попытаться как-то это исправить.
А потеря памятника истории, здания, картины, статуи - кажется мне чем-то естественным. Естественным ходом жизни.
Я не люблю реставрацию, не люблю попытки придавать истории изначальный вид и излишне (важно - излишне) сохранять этот вид.
Я люблю, когда история растворяется в настоящем, когда она разрушается, перестраивается, иногда даже горит, когда в исторических кварталах органично вырастают современные, когда современность переплетается с древностью.
Потерю целого пласта истории истории я бы ощущал как что-то плохое. А потерю здания, картины, вещи - как что-то естественное. Не хорошее и не плохое. Что-то пропадет, что-то останется, где-то возникнут пробелы, что-то додумается заново, что-то творчески переосмыслится. Повторюсь - я люблю, когда эпохи переплетаются естественным образом, вне желания тех или иных людей и организаций, просто потому что так получилось.
Для меня культура, это как дерево. Я не хотел бы, чтобы оно целиком уничтожилось, но я хочу, чтобы оно естественно росло, пускай его умеренно (важно - умеренно) грызут насекомые, пускай в него попадет молния, пускай где-то сломается ветка-другая. Оно даже станет лучше от этого в моих глазах, чем выращенное в лаборатории и защищенное от всего на свете.
В культуре я люблю изъяны, недостатки, не меньше чем достоинства. Потому что для меня это одно и то же, оно неделимо.
Товарищ приехал в Японию
[Print]
emergency