Пересмотрела "Квадрат" Эстлунда. Своевременно, но если буду смотреть еще, то не скоро. Сейчас заметила, что из-за возникающих в начале ситуаций, где мир, как бы насмехаясь над идеями близкими главному герою в современном искусстве, преподносит ему те или иные сюрпризы, в которых сохранять терпение и толерантность по отношению ближнему своему довольно сложно, я невольно начинаю из-за контраста с теми, чьи поступки довольно трудно выносить, не проявляя раздражения, видеть главного героя почти идеальным, а всех, кто невольно участвует в его испытании на прочность, мудаками. Думаю теперь, что он гораздо больше проявляет безответственность, чем мне казалось раньше, и эгоизм. Хотя это более рафинированный, утонченный и воспитанный вариант эгоизма чем у многих других в этом фильме. Более интеллигентный и приятный. Не мальчишка-араб, который случайно стал жертвой обвинений, разосланных в виде листовок наугад, по всем квартирам, включая ту квартиру, где он живет, ведет себя как говно, а сомнительно выглядит именно Кристиан в этом эпизоде. Хотя раньше казалось, что он хорош уже тем, что не ударил мальчика. Точнее, уже кажется сомнительным его бездействие после того, как он узнал, что после его довольно ловкой победы, при попытке вернуть украденные вещи, есть пострадавшие. Он случайно подставил мальчика, а мальчик просто вел себя некомфортно, потому что хотел получить то, от чего родители прекратят наказание, извинение и объяснение того как все было на самом деле.
В передыдущем размышлении об этом фильме я написала, что искусство по своей природе утопично, надо теперь уточнить, что не всякое искусство, просто именно часть современного направлена на то, чтобы менять мир, исходя из позиции идеального человека. Проникаясь этими идеями, так хочется быть именно тем идеальным человеком, у которого безусловное право нести такое искусство в жизнь. В границах зоны комфорта это даже не очень сложно, но когда их расшатывают очень сильно несовершенные люди, а так же сами по себе скверные ситуации, то вдруг понимаешь что ты просто человек. Хотя требовал от других соответствовать, как тебе кажется, элементарным моральным требованиям. Но сила, как оказалось, не в том, чтобы жить без ошибок, а в том чтобы уметь на себя брать ответственность и сделать все что в твоих силах, чтобы исправить. Но Кристиан, правда, хороший. И именно он смог, в пределах рассказанной Эстлундом истории, стать и взрослее и сильнее, через признание того, что накосячил и совершение правильных поступков в следствие этого.
А еще как бы Кристиан не старался не ставить себя выше кого угодно, быть милосердным, всячески добродетельным, перестать, на подсознательном уровне, быть белым господином из высшего общества, в отношениях с, так сказать, приехавшими надолго, очень большой труд!
Віталій Портников
[Print]
Та сама киянка