Этот фильм Тень смотрела давно, и пересматривала неоднократно, потому, как в нём играют два любимых актёра Тени: Донни Йен и Такэси Канэсиро, и играют великолепно. Дуэт у них получился на диво зажигательным, хотя сама картина серьёзная, и заставляет задуматься о многих вещах. Блестяще снятый фильм Питера Чана задаёт зрителю важные вопросы: что есть Закон? Что есть Справедливость? Неужели же человеческая натура плоха изначально? Крайне многогранная картина, несмотря на то, что в жанрах её стоит «боевик», «триллер» и «криминальная драма»…
И, в конце-то концов, когда же ещё смотреть триллеры? Конечно же, именно тогда, когда за окном беспросветная хмарь, и вечные непроглядные сумерки!
Лично же для Тени картина неожиданно оказалась…о вере в человека и доверии. «Меченосцы», режиссёр Питер Чан, Китай, 2011 год.
- Человек для Закона, или же Закон для Человека?.. «Меченосцы».
«Первое наказание для виновного заключается в том, что он не может оправдаться перед собственным судом». Ювенал.
«Без веры в человека нельзя полюбить жизнь». В. Иванов.
Произошла эта история в 1917 году сурового на войны и революции XX века. Година бедствий пронеслась по всему земному шару – рушились старые империи, создавались новые государства, политическая карта мира в буквальном смысле слова трещала по швам. Сонно дремала Поднебесная, наблюдая за агонией циньской династии. В стране царил хаос и неразбериха, и только в глухой провинции Юньнань жизнь пока ещё шла своим чередом, по привычной и накатанной колее, словно рассохшаяся и скрипучая телега…
В маленькой деревеньке утро начинается с металлической песенки самодельного будильника. Глава дома, рабочий бумажной фабрики, Лю Цзиньси, умывается, бреет виски и лоб, улыбается жене и детям, ест свой утренний рис, и уходит работать. Мычит ему вслед корова, кудахчут куры, приветливо здороваются соседи и знакомые. В деревне все друг друга знают.
Да только сегодня в придорожный кабачок забрели двое чужаков: коротко стриженый здоровяк и его низкорослый, юркий приятель. Что это там у него за плечом? Никак, тесак? Ох, что-то будет…
Разбранив местное вино, оба бродяги заявились в маленький магазинчик, и с ножом к горлу пристали к хозяину с требованием денег. Лихие времена, лихие нравы! Что ещё ожидать от праздно шатающихся незнакомцев, не носящих косы законопослушных граждан империи Цинь? Волосатые бандиты пожаловали в деревню. Эй, Лю Цзиньси, неужели будешь отсиживаться в стороне, когда жизнь старичка-хозяина и его семейства под угрозой?..
О-хо-хо, вот тебе и «цыганочка с выходом», господин взыскательный зритель! Что, не ожидал? Вместо героического сражения всего лишь неуклюжая попытка защититься! Наш деревенский простачок, похоже, знает одну-единственную тактику: «быстрее бежать и громче кричать!» Этак бандиты с ним запросто расправятся! Да только что-то у наших грабителей разладились дела: здоровяку неожиданно отрубил ухо его же товарищ! Взревев, бандит бросился на обидчика, и от всей души засветил бедолаге. Попав под горячую руку громилы, его неудачливый партнёр влетел в стену, да так и остался там, схватившись за сердце. Нашего Лю потащили было к реке, - естественно, по старинной китайской традиции, топиться! – да бандюкан, по-видимому, не рассчитал удар, и сам свалился в воду.
Полощутся в прозрачной воде зелёные косы речной травы. Никак, повезло тебе, Лю Цзиньси, раз сумел выжить на этот раз. Удачливый же ты человек, коли сумел расправиться с двумя разбойниками, находящимися в розыске не один год! Вот, как говорится, удача, так удача! Но почему хмурится присланный из соседнего города следователь?..
Сюй Байцзю, присланный разобраться в происшествии и вынести свой вердикт, сильно отличается от простых жителей маленькой юньнаньской деревушки. Соломенная европейская шляпа, белые одежды, тонкая золотая оправа очков, вежливая, учёная речь, и – острый взгляд чёрных глаз, пронизывающий, словно ледяной осенний вихрь. Он мало говорит, но внимательно слушает, он умеет задавать неприятные вопросы, и по неприметным на первый взгляд деталям способен воссоздать ход произошедших событий. Городской чиновник, навидавшийся всякого за долгие годы службы, он не слишком-то верит в местную сельскую пастораль.
Убитые – люди, находящиеся в розыске. Даже опытным тюремщикам не удалось надолго задержать этих бандитов, как же простой рабочий с бумажной фабрики смог не только выжить после встречи с ними, но и убить обоих? Случайность, скажете вы? Господин Сюй слишком долго живёт на свете, и уверен – случайностей не бывает!
- Покажите мне место, где всё произошло, и подробно опишите то, что случилось, - обращается он к Лю, и тот послушно ведёт господина следователя к разгромленной мясной лавке.
И перед зрителем разворачивается увлекательное действо! Лю начинает свой рассказ, а господин Сюй неслышной тенью следует за ним. Его острый взгляд выхватывает оставшиеся в лавке следы побоища, и он видит сцену произошедшего сражения…Вот только она резко отличается от рассказа Цзиньси, и совсем не похожа на то, что видел зритель в самом начале!
Закрытое окно, уловки, применённые против бандитов, умение быстро, мгновенно и незаметно устранить человека, убив его с одного удара…
Кто же ты, Лю Цзиньси, работник бумажной фабрики, чужак, неожиданно появившийся в деревне несколько лет назад, и за прожитые годы умудрившийся стать своим? Откуда пришёл, чем занимался раньше, где и с кем жил? Что скрывает твоё прошлое, и почему ты отчаянно отказываешься вытаскивать его на свет?..
Чиновники, расследующие вместе с господином Сюем это дело, удивлены подобным вниманием к простому рабочему. Подумаешь, убил двух опасных и давно разыскиваемых бандитов! Туда им и дорога! А чем он там занимался в прошлом, так это их никоим образом не касается. Они торопятся покинуть деревню, а Байцзю…Остаётся.
«Природа человека плоха изначально. Каждый из нас – это скопище всевозможных недостатков, явных, либо же скрытых. Только Закон позволяет всем жить, не причиняя друг другу вреда, а потому Закон един для всех, и священен».
Горе нарушившему Закон! Оступившись один раз, будешь падать всю жизнь! Вор и убийца ни за что не сможет изменить свою природу, а потому единственный выход для них – строгое тюремное заключение. Нельзя оставлять преступника на свободе, рано или поздно, но он совершит новое преступление, и те, кто давал ему приют, непременно пострадают!
Когда-то давным-давно молодой следователь пожалел ребёнка-воришку, и отпустил его. Вот только за добро он получил зло в ответ: вор отравил Байцзю, и убил семью, что дала ему приют.
Этот давний случай навсегда изменил нашего следователя. «Моя слабость – сострадание и излишне чувствительное сердце. Мне приходится сдерживать его с помощью своей особой техники, используя иглы. Так я борюсь с собственными недостатками и стараюсь совершенствовать себя по мере своих скромных сил».
Сюй Байцзю уверен, что Лю Цзиньси вовсе не так прост, как стремится показать. Въедливый следователь ведёт беседы со старейшинами деревни, с её жителями, с женой Цзиньси, стараясь докопаться до истины. Кто же таков его подозреваемый на самом деле? Зачем покинул свою родину и скрывается на чужбине? Он ни на миг не оставляет Лю в покое, продолжая следить за ним днём и ночью.
Человек, запросто разделавшийся с сильнейшими бандитами, сам – отличный боец. Что, если мрак его прошлого скрывает убийство? Если же это на самом деле так, необходимо отдать его в руки Закона.
Закон суров и не знает исключений. Когда-то он отдал ему члена своей семьи, дабы сохранить верность собственным убеждениям. Отчего же он медлит сейчас?..
Послан в город информатор, и Сюй Байцзю ждёт вестей. Ждёт, и продолжает наблюдать…
Да, его методы кого угодно поставят в тупик!
Господин следователь постоянно пытается спровоцировать подозреваемого. Лицо Лю кажется ему хитрой маской, и он раз за разом старается сорвать её. Каких только каверз не ставит наш следователь, пытаясь вывести Цзиньси на чистую воду! Падение с моста, хитрые слова-крючочки в беседе, и, наконец, даже прямое нападение! Ну же, Цзиньси, покажи свою преступную натуру! Раскрой себя! Нечего делать вид, что ты – простой рабочий, знать не знающий о боевых искусствах!
Но Лю безропотно принимает все нападки нашего дотошного господина следователя. Кажется, что его терпение воистину безгранично! Кто ещё способен улыбнуться, когда тебя поднимают посреди ночи, разбудив вопросом:
- У убийц зелёные глаза. Почему твои глаза не зелёные?..
За такой дуэлью следишь, затаив дыхание! Кто дрогнет первым? Кто сдастся? Насколько хватит смиренного терпения Лю? Сумеет ли он уверить господина Сюя в своей невиновности? Что же на самом деле скрывает его прошлое?
Да, он низко кланяется представителю циньской власти, он улыбается господину Байцзю, но его улыбка не касается взгляда – всегда тяжёлого, острого, напряжённого. Не взгляд – обнажённый клинок, да и только!
Что же заставляет господина Сюя сомневаться в абсолютной правоте и справедливости Закона? Быть может, добрые слова жены Цзиньси, или уважение и любовь к нему жителей деревни? Они все защищают Лю, так может, действительно стоит выполнить его просьбу, и оставить его семью в покое?..
Но информатор приносит плохие вести. Прав, эх, прав был наш недоверчивый следователь! Скромному рабочему бумажной фабрики есть, что скрывать! Когда-то давно он был вторым в банде «72 демонов», оставшихся от устроенной циньскими властями резни тангутов, мстящих ханьцам за те кровавые времена. Его настоящее имя – Тан Лун, а руки по локоть в крови.
Преступник обязан понести наказание, так ведь, господин Сюй? Отчего же вы до сих пор медлите и сомневаетесь?..
Мрак и тишина бамбуковой рощи. Холод, подкрадывающийся к сердцу. Тихий голос Лю:
- Идёмте со мной. Я провожу вас.
Шорох палых листьев под ногами. Запах гниющей земли. Смерть ведёт его через лес, улыбчивая Смерть с холодными карими глазами.
- Прощайте, господин следователь. Надеюсь, мы больше никогда не встретимся вновь.
Порыв ветра. Шелест листвы. Господин Сюй в ужасе оглядывается – никого!
Почему же жестокий и бессердечный убийца, чужак-тангут, ненавидящий ханьцев, оставил ему жизнь, зная, что никто и никогда не разыщет Байцзю здесь, под мрачным пологом бамбуковой рощи? Почему он упустил шанс и не заставил замолчать строптивого следователя навсегда?..
Так ли уж важно, что было сделано им когда-то, много лет назад? Кем бы ни был он тогда, сейчас он – Лю Цзиньси, у него есть семья, - жена и двое детей, он честно зарабатывает себе на жизнь, его любят и ценят в деревне. Почему бы и не дать ему того, что он так отчаянно просил, - мирной и спокойной жизни?
…Но что, если образ Лю – это всего лишь маска для Тан Луна? Убивший один раз будет убивать всю жизнь! Что будет с деревней, если Тан Лун решит отомстить? Они же не знают, что дали приют дикому зверю!
И Сюй идёт в суд, и просит арестовать найденного им опасного преступника, второго из банды «72 демонов».
Вот только эти вести быстрее огня доходят до тангутов. Несутся вскачь резвые кони, несут на себе опытных всадников. Ну, здравствуй, Тан Лун! Твой отец хочет видеть тебя! Он ждёт твоего возвращения!
…Тан Лун, рождённый на степном просторе, медленно закрывает глаза. Да, он помнит, как звенит степь под ударами копыт, как пахнет вольный ветер луговой травой и полынью, как стелется мискант под копыта лошадей…
…и глаза умоляющего пощадить семью мясника он, конечно же, тоже помнит. И застывший от ужаса взгляд ребёнка.
Этот взгляд не даёт ему покоя, заставляя его, сильного мужчину-воина, плакать бессонными ночами, и просить прощения. Это карма, Тан Лун. Вот оно, наказание, явилось за тобой из прошлого, окружив деревенских, и тянутся к небу чёрные столбы дыма, и кричат, разбегаясь, напуганные односельчане.
- Тан Лун, мы нашли тебя! Возвращайся домой! – обращается к нему всадник.
- Я не Тан Лун! Я – Лю Цзиньси, вы ошиблись!
Ах, Сюй Байцзю, что же ты наделал? Циньские полицейские бросают деревню на произвол судьбы. Что, бывший разбойник не желает возвращаться к своим подельникам? Нечего горевать, пусть перебьют друг друга, пусть спалят деревню, лишь бы самим не пострадать от лихих степняков! Ты хотел защитить людей, что живут на земле и землёй, а вместо этого погубил их! К кому же теперь ты обратишься за помощью? Неужто же…к Лю Цзиньси?..
- Почему тогда ты не убил меня в бамбуковой роще? Почему отпустил? – задаёт мучивший его вопрос господин следователь.
- Моя жена сказала, что вы – хороший человек, - отвечает ему Лю, и впервые тепло улыбки касается его глаз.
- Это неправда, - возражает ему Сюй, - хороших людей не бывает.
И бывший беглый преступник вместе с господином следователем придумывают план, чтобы обмануть тангутов и спасти деревню. Бывшие соперники становятся друзьями…
Впереди много всего. Похоронная песнь тангутов, возвращение отца Лю, семейный обед и залитый дождём двор, смертоносные поединки, тропическая буря, гром и молния, и взошедшее над уцелевшей деревней солнце. У этой истории – свой конец, как имеется он у всех историй этого мира.
Улетела прочь буря, и снова жизнь вошла в привычную колею, и снова стучат молотки, отстраивая дома, и убирают урожай, и работает бумажная фабрика, и гремит самодельный будильник, и жена говорит собирающемуся на работу мужу слова, которые боялась говорить свою свою жизнь:
- Увидимся вечером.
Потому как человеку, оставшемуся с ней много ет назад, можно доверять. Так решил для себя господин следователь Сюй Байцзю, изменив свой взгляд на Закон и Справедливость.
Прощай, въедливое и упорное альтер-эго, привыкшее сомневаться всегда и во всём. Уходя этой ненастной, грозовой и дождливой ночью, ты забрал с собой Тан Луна, и оставил Лю Цзиньси его мирную жизнь. Думаю, ты нисколько не пожалел о своём решении…
В одном, только в одном ты был неправ, несгибаемый и принципиальный чиновник, привыкший ничему и никому не доверять – есть среди нас место хорошим людям, и сам ты, безо всякого сомнения, принадлежал к ним.
Вот и закончен наш рассказ об одном запутанном деле, что проводил следователь Сюй Байцзю 18 октября 1917 года в маленькой безвестной китайской деревушке…
И – несколько слов о картине и актёрской игре. Прежде всего, «Меченосцы» - исключительно красивый фильм. Там есть, на что посмотреть! Зелёные поля, старинные деревенские домики, тишина и покой богатых усадеб, вольные просторы степей и золото созревающих рисовых полей – однозначно, есть чем полюбоваться.
Затем, сами съёмки. Труда в картину действительно вложено много, операторская работа просто на недосягаемой высоте! Замедленная съёмка, превращающая движение в полёт, игра отражений – чего только стоят кадры сражений, тонущие во взгляде быка! – волны разлетающихся брызг, неяркое пламя масляного светильника и танцующие по стенам тени…И, конечно же, придирчивый разбор сражений, когда следователь видит много больше рассказчика, буквально путешествуя по картине происходящего – это великолепная режиссёрская находка!
Отдельно – несколько слов о хореографии боёв. Это именно, что танец, боевой и смертоносный, где чётко выверено каждое движение, и уже, поэтому вызывает восторг. Бои ставил сам Донни Йен, а он настоящий мастер своего дела! Битва на крышах, в тесном пространстве магазина, на деревенской площади, среди перепуганных быков, под тропическим ливнем, - есть чему изумиться.
И, наконец, блестящий актёрский дуэт Донни – Такэси! Им обоим превосходно удаётся раскрыть крайне непростые личности своих героев, и показать трудный путь друг к другу и медленно зарождающееся, хрупкое поначалу, и такое прочное в финале доверие. Очень здорово наблюдать такое развитие отношений!
Для тех, кто любит действие и размышления, для тех, кому интересна запутанная человеческая природа, для тех, кто любит яркую актёрскую игру, и неравнодушен к азиатскому кино, - сверкающий и опасный фильм, «Меченосцы»!
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
JayKo