Взял первую попавшуюся вроде бы приличную книжку на тему. На русском кстати тут вообще ничего нет вменяемого, ни в переводах нигде. Эту вроде рекомендует энциклопедия британика.
1832 - Изобретение
фенакитоскопа и стробоскопа
1834 - зоотроп (на самом деле был еще в античности)
1839 - дагерротип. Таким образом мультипликация появилась до кинематографии, аналогично как комиксы - до литературы
1870 - появление фотоаппаратов, делающих 100 и более снимков в секунду
1877 - Мейбридж с помощью такой экстрабыстрой съемки доказывает, что в какой-то момент на скаку лошадь не касается земли ни одной подковой. Изобретение фонографа. Эдисон продает фонографы как вариацию игровых автоматов. И соответственно строит киностудию для съемки видео для этих фонографов.
1888 - кинокамера
1889 - появление целлулоидной фотопленки
1891 - Эдисон и Диксон изобретают кинетоскоп. Изначально он это чем-то похоже на виар шлем - надо смотреть внутрь девайса через очки и там внутри идет кино.
1896 - Прибытие Поезда Люмьеров. Они кстати отталкивались от эдисоновских фонографов. Как работы Эдисона, так и Люмьеровские - это съемка одной сцены одной камерой без склеек.
1897 - Мельес основывает первую кинокомпанию Star Film Company (просуществует до 1917) и снимет более 500 фильмов.
1899 - Star Film снимает первое классическое немое кино The Dreyfus Affair состоящее из набора сцен
1901 - оператор Эдисона - Портер - применяет новые трюки, например таймлапс в Pan-American Exposition by night и спецеффекты с помощью наложения сцен в Jack and the Beanstalk (1902)
1902 - выходит самое известное кино Star Film - Le Voyage dans la Lune. Собственно его можно считать первым блокбастером. В основном конечно кино Мельеса это видеозаписи театральных представлений.
1903 - Портер в Life of an American Fireman уже выходит за границы театральных постановок. Здесь крупный план, совмещение кадров, частично документальные, частично срежессированные съемки. В результате выходит The Great Train Robbery - самый известный фильм Портера. В нем в том числе используется эффект когда снимается один фильм и потом он играется на заднем плане съемок другого фильма. Постепенно по мере превращение кинематографа в индустрию Портер и Мельес проигрывали в конкуренции
1906 - французская корпорация Pathe переключается на кинематограф, сразу же открывая крупные отделения. Эта компания кстати существует до сих пор, хотя с двадцатых начало сворачивать производство. Их главный конкурент Gaumont, которая собственно самая старая из классических голливудских студий.
1908 - идет рост кинотеатров, только в США их больше 10 тысяч к этому времени (они называются "николодеонами") и обычно показывают пачки фильмов в сумме на час длиной. К этому времени в Америке уже около 20 кинокомпаний. Объединившись в MPCC они перекупают все значимые патенты и добиваются контроля над всем процессом производства и дистрибуции.
The Last Days of Pompeii - начинает масштабные кинопостановки. Идея в том, что это все еще театр, но уже сцены такого размера, которые в реальном театре сделать сложно. Это достигнет своего апогея в Caribia (1914).
1910 - MPCC объединяется в General Film Company. Спустя два года антимонопольный закон США прикроет все это дело, и остатки скупит Эдисон. Тем не менее этот трастовый сговор помог ввести множество страндартов в индустрии.
Макс Линдер - первый популярный пример перехода персонажа из одного кино в другое. Позже на его примере поднимется Чаплин. Линдер считается первой кинозвездой.
1912 - сопротивляющееся трасту объединение независимых киноделов само раскалывает, и один из этих осколков - корпорация Universal. В этом же году гремит так называемый "фичер" - Queen Elizabeth I - кино длиной аж в час (стандарт до этого - 15-минутные фильмы). Это зарождение полнометражек. В нем играет Сара Бернар.
1913 - подъем популярности фильмов про Фантомаса
1914 - система перестраивается под полнометражки, в первую очередь потому что их дешевле рекламировать. Фактически кино становится аналогом театра, что меняет и аудиторию. Приходят зрители, интересующиеся более глубокими историями. Это же становится основанием и для открытия более крупных кинотеатров, списанных с театральных залов вплоть до 3300 мест (их называют dream palace). Кинозвезды - так же идея взятая с театров.
На Tillie's Punctured Romance (режиссера Сеннета) поднимается Чаплин.
1915 - все больше студий переезжает в Голливуд. Это место удобно потому что оно круглосуточно теплое (что упрощает съемку под открытым небом), рядом леса, озера, море, горы, острова, пустыня - все на свете. Плюс Лос-Анджелес, то есть цивилизация. Плюс низкие налоги. К этому времени в Голливуде больше половины всей американской киноиндустрии. В любом случае до конца первой мировой больше всего денег в прокате собирает французское и итальянское кино. Киностудии США отстают. Однако первая мировая разрушает европейскую индустрию.
На The Birth of a Nation поднимается популярность Гриффита - это крупнейший американский фильм своего времени. Кино кстати откровенно расистское, гимн куклусклана. В любом случае Гриффит сильно продвигает вперед киноязык, к примеру вводит приемы параллельного монтажа. Гриффит считается первым кинорежиссером с авторским видением.
В следующие годы на базе Голливуда основываются ключевые кинокомпании: 1915 - Фокс (20thCF с 1937), 1916 - Голдвин и Метро, 1917 - Мейер (они объединятся в Метро Голден Мейер в 1924), 1916 - Парамаунт, 1923 - Ворнер, 1924 - Коламбия.
1919 - The Cabinet of Dr. Caligari яркий пример послевоенного (междувоенного?) кино веймарской республики. Этот период считается ключевым для немекого кинематографа, добавляющего в индустрию экспрессивные фантасмагоричные сюжеты. На этом поднимается Фриц Ланг (известнейшая его работа это Metropolis 1926). Все это частично загибается частично бежит в США и растворяется там в Голливуде с приходом нацистов.
Основание ВГИКа под крылом Ленина и Крупской. Первые годы выпускают только пропаганду. Однако на этом поднимается Кулешов и его последователи, в первую очередь Эйзенштейн.
Формируется американская гильдия актеров.
1920 - На The Week идет подъем Бастера Китона. Его самые известные работы это The General (1927) и Steamboat Bill 1928)
1923 - Подъем Ллойда с Safety Last. Это все вариации Чаплина.
1924 - Выходит Стачка Эйзенштейка. Первое крупное кино России. В следующем году за этим последует его Броненосец Потемкин. Однако с приходом к власти Сталина Эйзенштейна начинают банить.
1925 - Поднимается немецкий режиссер Пабст, который вводит множество стандартных ракурсов. В частности с его подачи поднимается Грета Гарбо. Крупнейший фильм Пабста - Westfront 1918 (1930)
К середине двадцатых в США формируется студийная система, третирующая независимых фильмоделов и авторский стиль. В частности от этого страдает Чаплин.
1926 - Парамаунт и МГМ формируют единую дистрибуторскую сеть, которая во многом спасает Голливуд от банкротства.
Подъем ученика Эйзенштейна - Пудовкина с фильмом Мать.
1927 - происходит резкое умирание немого кино и переход на звук. Это требует огромной перестройки кинотеатров, от чего они все оказываются под контролем Моргана и Рокфеллера. Технологии передачи звука в первые годы (до 1933) сильно ограничивают съемки, актеры вынуждены практически перестать двигаться. Это разрешается в частности концепцией отдельной записи видео и отдельной записью звука. Постсинхронизаця звука впервые используется в Halleluyah (1929). В том же году выходит The Love Parade - один из первых дублированных фильмов (так же один из первых представителей жанра мьюзикл в кино).
1929 - Человек с киноаппаратом Вертова. К тридцатым раннесоветское кино сходит на нет под напором идей "соцреализма", требующих отказаться от авторского почерка и перейти на чистую пропаганду.
Переход на звук гробит многих кинозвезд немого кино. Одновременно с новым поколением звезд в кино приходят сценаристы и редакторы, обрабатывающее все растущее количество проговариваемого текста.
У Диснея выходит Skeleton Dance - телевидение еще не развито, поэтому короткометражки крутят перед полнометражными фильмами.
Так же переход на звук топит МГМ и Парамаунт и поднимает Ворнер и Фокс. К этому времени почти все кинопроизводство США контролируется восемью студиями. Крупнейшие это МГМ, Ворнер и Фокс, потом RKO и Юниверсал. Далее производители фильмов категории Б - Репаблик, Монограм и Гранд Нейшнел. В трещ-кино поднимаются вестерны с Джоном Уэйном.
1931 - Little Ceasar и Public Enemy - пример поднимающегося на звуке жанра пре-нуара. С другой стороны растет жанр байопиков (Disraeli например). Жанр слапстик комедий сходит на нет, поднимаются Братья Маркс с более классическими клоунскими номерами. Так же из немецкого кино приходит жанр хоррора - с Dracula и Frankenstein начинается эпоха монстров Юниверсал.
1932 - Постепенно растет технология Техниколор. Но она крайне дорогая, поэтому в отличие от звука, цвет в кино приходит несколько десятилетий, долгое время черно-белые фильмы показываются одновременно с цветными. Впервые это вообще приходит в мультфильмы, так как раскрашивать их сильно дешевле чем снимать в цвете. Не редко фильмы частично цветные, частично черно белые. Самые заметные из ранних цветных фильмов это The Wizard of Oz и Gone with the Wind (1939)
Shanghai Express - подъем Марлен Дитрих, Scarface - Говард Хок.
1933 - King Kong
1934 - The Gay Divorce - подъем звезды мюзиклов Фреда Астейра.
Вводится Production Code, ограничивающий насилие в кино. Это организация боевых католиков серьезно вредит индустрии вплоть до пятидесятых. Это все накладывается на последствия великой депрессии, которая сама по себе бьет по кино, плюс поднимается антисемитские движения (в то время как в кинобизнесе тонна евреев).
It Happened One Night - Капра.
1940 - Rebecca - подъем Хичкока. Собственно это первый реально супер авторский режиссер визионер.
1941 - Citizen Kane
1942 - США вступают во вторую мировую и весь Голливуд переходит на военные рельсы. Это оставляет отпечаток в виде "американского образа жизни", собственно формируется ура-патриотизм, все что мы видим и сегодня.
1945 - послевоенный Голливуд на взлете.
1947 - зарождение телевещания. Что резко увеличивает потребность в телефильмах, которым не требуются огромные бюджеты, так как они не пытаются создавать видимость супер-эвента, как кинотеатры. На этом поднимаются драмы и триллеры, проза жизни птсд, алкоголизм, расизм все такое прочее. Так же мелодрамы и нуар.
Одновременно идет война с коммунизмом и соответствующая охота на ведьм. На телефильмах кстати возвращает себе влияние Парамаунт.
1948 - в послевоенной Италии во многом следуя по стопам довоенного немецкого кино зарождается артхаус. Это вскоре переплетается с британские социал-реализмом и французской Новой Волной, так что появляется классическое европейское (позже - фестивальное) кино. На этом в первую очередь поднимаются Феллини и Антониони. Во Франции это Базен, разрабатывающий идеи индивидуального почерка режиссеров.
1950 - Куросава как японское ответвление артхауса.
1952 - Production Code теряет влияние.
1953 - кинотеатры воюют в телевизором при помощи технологии Синемаскоп. Появляется широкоформатное кино. На этом поднимается следующее поколение байопиков.
1957 - уже после смерти Сталина начинается вторая волна советского кинематографа с работ Шухрая и Калатозова. И потом развиваясь к середине шестидесятых в работах Бондарчука и Тарковского. Особенно двигается это движение в республиках соцлагеря, фактически это аналог европейского артхауса на соц рельсах.
1960 - новая волна провоцирует взрыв независимого кинопроизводства в Франции. Самый известный режиссер этого движения - Годар.
В США индустрия развлечений постепенно ориентируется на все более молодых людей, и голливудская студийная система за этим не поспевает. Большинство крупных кинокомпаний продаются музыкальным лейблам и кому попало, Коламбия вобще Кока Коле, Фокс Руперту Мердоку.
1966 - подъем британского социал-реализма с Полански и Кубриком.
Последние попытки экспериментирования крупными голливудскими студиями перед продажей. На этой волной поднимается Киршнер, Алтман, Пенн. Во многом этот новый высокобюджетный артхаус успешно привлекает в кинотеатры молодежь.
1968 - экспериментальное кино часто с повышенным уровнем жестокости заставляет индустрию ввести рейтинговую систему MPAA, которая не ограничивает производство напрямую, просто помечает его.
1972 - Коппола
1975 - Спилберг и возникновение классической системы блокбастеров.
1976 - Скорцезе, Де Пальма
1977 - Лукас и подъем мерча.
1979 - Скотт, Карпентер и подъем слешеров
1980 - третье поколение российского кино, здесь в основном социальные драмы Меньшов иии про остальных книга умалчивает, даже Рязанова не вспоминает.
1984 - Камерон, Коэны
1985 - подъем кабельного телевидения и фильмов для него
1986 - Стоун
1994 - Тарантино
Начиная с семидесятых книга все более проходится по верхам. Вобщем как история кино вплоть до конца шестидесятых - она очень вменяемая, там такой убористый текст с хорошей структурой. Но далее там надо читать что-то другое. Впрочем далее я и так все знаю.
У меня в одном только Амазоне уже целая виртуальная книжная полка закуплена.
Надо еще пробежаться по гайдам от Британики.
Arcane s2e7-9
[Print]
nePu6kin