Продолжаю понемногу идти по серии "мифы от и до".
Вообще я знаком с базисом шумерской мифологии. Знаю о Гильгамеше и о том, что именно в Шумере изобрели великий потоп (потому что наводнения были для этой страны в порядке вещей, они собственно были самым логичным и понятным наказанием божьим).
Интересно, что трансформация пантеона в связи с военными захватами, известная нам к примеру по Древнему Риму, когда захватчики перенимают пантеон побежденных, но дают богам свои названия - так же произошла и с Шумером, когда их захватила Месопотамия (а потом Аккад). Вообще это очень логично для античности, подразумевается, что каждая территория это место влияния определенного бога, и если ты его территории захватил, это какбы значит что в военном смысле твой бог сильнее, но никак не приуменьшает достоинства чужого бога, к примеру его умение устраивать наводнения, неурожай или скажем менять день ночью. Короче молиться ему желательно не переставать, а то можно и склеить ласты, совершенно невоенным способом, примеров полно. В идеале при этом бы его поженить политическим браком с одним из своих богов (собственно от чего и возникали пантеоны), но можно вообще каких-то богов объединить а то зачем нам два громовержца или десять покровителей охоты, нам и с одним хватает ебатории.
Отражение шумерских мифов в Библии вполне вписывается в эту концепцию - потому что под конец эту цивилизацию захватили (и в результате добили) аккадцы, которые были семитским народом. Иудаизм, и далее христианство - были очевидным переосмыслением мифов захваченных народов. Христианский бог ведет себя как шумерские, потому что он по факту и есть переназванный шумерский бог, опять же хоть он в военном плане и так себе неочень, но в потопы умеет без проблем. Что собственно Библия и зафиксировала, чтобы не забывали.
Кстати "месопотамия" и "междуречье" - это одно и то же слово на разных языках.
Так же само слово "шумер" выдумано меньше двести лет назад. Шумеры называли себя "саг-гиг-га" (черноголовые). Интересная аналогия со словом "русы".
Вообще о самом Шумере мы тоже знаем от силы двести лет как. До этого науке были известны только самые условные намеки на него в Библии. Что касательно шумерской мифологии - мы опять же в основном знаем только ее последнюю итерацию, после всех итераций, произведенных разнообразными захватчиками в течение несольких тысячелетий. Это настолько серьезный отрезок времени, что там даже язык несколько раз менялся.
Собственно сам шумерский язык к тому времени существовал уже как латынь - то есть древний вымерший язык, которым пользуются одни жрецы. Короче Шумер это цивилизация настолько ебически древняя, что все, что мы о ней знаем относится к временам, когда она УЖЕ была ебически древней и собственно десять раз вымершей. Ну то есть мы про нее знаем от людей, живших тридцать веков назад. Но при этом сами эти люди рассказывают о древнем Шумере - который был еще за тридцать веков до них.
Интересно, что в Шумере существовала традиция политико-религиозного брака между королем и верховной жрицей. Это по своему романтично.
Из-за регулярных наводнений, которые к тому же выносили все постройки, считай обнуляли цивилизацию под ноль - у шумерцев (шумеров?) появился миф о колесе времени, жизненном цикле всего мира и перезагрузках его. Логически из этого выводилась идея перерождения. Ну то есть, если мир перезагружается, то почему человек нет? Человек тоже.
Самые известные шумерские боги - Мардук и Тиамат (фактически боги добра и зла). Битва между ними описывается в одном из немногих дошедших до нас шумерских эпосов - Экуна элиш ("Когда наверху...") Фанаты Земноморья (я) так же помнят бога Эа, который тоже переехал в фентези из Шумера. После победы над Тиамат, Мардук реально расчленяет ее тело и создает из его кусков Землю. А из крови ее сына - людей.
В многом победа Мардука была так же и мифологизированной победой Вавилона над Шумером. Историю пишут победители, так что со временем это трансформировалось в победу добра над злом. Сам по себе Мардук это переназванный еще более ранний герой-бог - Энлиль.
Шумерская космогония интересно совмещала представления плоскоземельщиков и шароземельщиков. Считалось, что планета это шар. Этот шар плавает в воде. И на поверхности шара балансирует плоский диск, на котором живут люди. Несложно заметить в этом раннюю вариацию черепахи и слонов.
Точнее стоп нет - диск располагался ВНУТРИ шара, плавающего в воде. Кто-то похоже долго думал над этой идеей.
Диск внутри шара отделял мир живых от мира мертвых. Точнее говоря небесный мир (мир богов) от мира мертвых. То есть люди жили какбы на перегородке между мирами. Это уже больше похоже на концепции Мидгарда у скандинавов.
Из шумерской мифологии и в Библию и в древнегреческие мифы переехала концепция рая - прекрасного места, где живут боги (или бог). Опять же у скандинавов это Вальгалла, то есть как и у христиан люди могут заслужить право там поселиться. А древних греков это Олимп, где в следствие греческого нигилизма обитают одни боги и без вариантов гуляй вася. Тоже самое и у шумеров.
Функция рая вытекала из идеи греха. В античных религиях ничего такого не было, богам было в целом наплевать на людей, соответственно не было и идеи посмертной награды. Царство мертвых не было адом, оно не считалось наказанием. Наказывали боги людей и при жизни - наводнениями, неурожаями и тому подобным. И не за праведную жизнь, а за недостаток поклонения.
Шумерский рай описывается во втором дошедшем до нас эпосе - Энки и Нинхурсаг. Собственно описывается наведение там порядка. Интересно, что в этом эпосе есть и совершение "греха" методом съедения райского яблока (но съедает яблоко один бог и таким образом он становится виноватым перед другим). А так же рождение одного бога из ребра другого. Так рождается богиня по имения "Нинти", само имя которой означает одновременно и "повелительница ребра" и "повелительница жизни", потому что слово "ти" в шумерском это и "ребро" и "жизнь" одновременною.
Аналогично в шумерском мифе есть и спасение от потопа в ковчеге. В этом состоит отдельный юмор, утерянный в библейском каноне - у шумеров боги объявляют, что уничтожат потопом всех смертных, и когда один спасается в ковчеге, боги его делают бессмертным, таким образом обходя логику собственного обещания.
Еще один эпос - "Сказание о Лугальбанде и орле Анзуде", где идут беганья вокруг главного шумерского макгафина - таблицы людских судеб. Шумеры вообще были помешаны на таблицах, математика у них еще развита не быта, для любых вычислений требовалось учить наизусть таблицы трансформаций одних чисел в другие, и все это в 60-теричном исчислении. Собственно математика была подвидом магии, магическим способом предсказывать поведение вещей. Предполагалось, что самая навороченная таблица "таблица судеб" предсказывала судьбы людей, но она находилась только у богов. В мифе вором той самой таблицы является змей, очевидный предок "искусителя".
Миф "Об Энки до Нинмах" описывает мир до людей, а так же сотворение последних. Люди кстати лепятся по образу божьему из глины. Причем суть людей была именно в том, чтобы стать рабами богов. А именно - приносить богам жертвы, молитвы и ритуалы, таким образом богов питая, потому что обычную пищу они не едят. То есть человечество это какбы божественная кухня, жрецы - повара, остальные люди - на побегушках. В этом изначальный смысл фразы "раб божий". Заметьте, что все значительно проще и понятнее чем в христианстве, которое фразу переняло, а смысл утеряло, и вместо него ничего толком не придумало.
Люди в шумерских мифах вообще ничем от богов не отличаются кроме того что они смертны. Отсюда и понятие "смертные".
Отношения богов с людьми идут через правителя страны. Фактически правитель это ответственное лицо перед богами, типо наемного менеджера, его вызывают на ковер, если граждане недостаточно приносят жертв, или мало ли еще чего. Ну или его жену, учитывая что она же жрица.
Далее самый известный шумерский миф - Эпос о Гильгамеше. Как раз в нем идет главный потоп. Вообще в дошедшей до нас поздней версии Гильгамеша зовут Утнапиштим или Зиусудра или Атрахасис, выбирайте что больше нравится. Ключевая идея в том, что боги делятся на старших и младших. Старшие заставляют младших рыть оросительные каналы (традиционное занятие рабов в Шумере). Младшие создают людей, чтобы свалить работу на них (читай - чтобы местные менеджеры-правители объявили рабам, что все это рытье идем по имя богов). Однако каналы люди роют плохо, и боги решают всех потопить. Опять же, как видите философской концепции греха нет, тупо невыполнение условий контракта.
Гильгамеша (точнее поправка, не его, а другого более раннего героя) один из богов предупреждает о потопе, и тот строит ковчег, куда отправляются и звери (не "каждой твари по паре", а тупо те, что бог прислал, выделив для спасения). В результате потопа боги понимают, что работать надо дальше самим и раскаиваются, и решают что больше людей так сильно не третировать, используя более мягкую силу - болезни, детскую смертность и тп (в библейском варианте к тем же самым выводам бог приходит ранее - во время изгнания из рая).
Вообще идея ранжирования богов на высших, которые создали мелких богов, которые создали людей - все переехало в древнюю Грецию без изменений.
Как и у древних греков, шумерские боги ассоциировались с планетами. У них была и таинственная скрытая планета Нибиру, ассоциирующаяся с Мардуком.
Из супружеских пар богов самой популярной была Думузи-Инанна. Последняя скорее известная по египетскому имени - Иштар. Она совмещала и плодородие и войну, все вместе, такой микс Афины и Артемиды. Про нее самые известные любовные истории, где идет странствования богини, спасение ее из подземного мира и потом конфликт с неверным мужем при возвращении. Отголосками всего этого можно считать и Одиссею и много еще что. Ну то есть это все были популярные в античности классические мотивы, примерно как Шекспир для нас.
Не все мифы шумеров анонимны. Не редко жрецы подписывались под мифом или его версией, при этом конечно оговариваясь, что их вдохновили боги, если не напрямую рассказали им миф.
У шумеров уже есть аналог смерти с косой, бог Намтар, который сам по себе не является владыкой загробного мира, однако выходит оттуда собирать души людей. Он же насылает и болезни (которые считались демонами), фактически болезнь это в прямом смысле "рука смерти", которая тащит человека в ад. У шумеров уже есть и река смерти и переправляющий через нее Харон (Уршанаби - "человек лодки" в шумерско-аккдской версии) и плата, которую необходимо ему передать за переправу. Я думаю, что все эти идеи "платы за проезд" вышли из желания людей как-то проявить свое уважение умершему, что-то для него сделать. Идея, что все уже, ничего для него сделать нельзя - глубоко людям претила, возможно даже сильнее чем идея отсутствия высшей справедливости.
Для подношений душам мертвых использовались и более грубые мотиваторы - считалось, что если пропускать обряды, то умерший может вернуться демоном и напакостить.
Еще из известных в наше время существ, шумером были созданы лиллу и лилит - суккубы и инкубы. Лиль значит призрак (ака воздух), лилу - ночь. Считалось что и те и другие вступают в половую связь (возможно насильственную) с живыми людьми, от чего получаются демоны. Описания античных демонов местами крайне похожи на позднехристианских ведьм.
Но кстати и сами ведьмы и даже охота на ведьм - все замечательно существовало в Шумере. В первую очередь это было борьбой официальной медицины со знахарством (отличие между которыми было только в месте заноса денег).
Так же через шестьдесят блин веков до нас дошел демон Пазузу - демон ветра.
Все хорошо в античности было и с магами, колдунами, проклятиями, заговорами. Эта тема старее человечества, я полагаю. Ранний сборник заклинаний "Маклу" (Сжигание) 700 года до нашей эры содержит вполне подробные описания. В том числе и обряд экзорцизма. То есть захват демонами людей тоже был в моде издавна. Еще законы Хаммураппи (17 век до нашей эры) описывали наказание за проклятие.
В позднеаккадских повериях появилась концепция борьбы за душу человека между добрыми и злыми демонами. Постоянно требовалось подкармливать добрых, чтобы тебя не утянули к себе злые. Все это видимо символизировало болезни-здоровье и удачу-неудачу, однако очевидно на этой почве выросла идея ангелов-демонов. Не сложно заметить, что христианство взяло все античные попытки трактовать божественным вмешательством пробелы в физике, биологии и медицине - а заменило все универсальной концепцией греха, которая какбы давала человеку единый рычаг для влияния на свою судьбу как до смерти так и после.
И уже через призму греховности преломились все остальные мифы - потоп, изгнание из рая, ангелы и демоны и так далее.
А да, кстати и то самое древо знаний, в ветвях которого живет змей - это в оригинале древо мира, которое позже станет Игдрассилем. И живет в нем дофига разной мифической живности. Та же Лилит например.
Отдельно шли раскопки, пытающиеся узнать, так был в Шумере великий потоп или нет, потому что вся местная история состоит из двух периодов "до потопа" и "после". И вобщем археологи пришли к выводу что да, что-то такое было, следы есть. Хотя сабж не указывает когда именно.
Гильгамеш вероятно был реальным человеком, правителем города Урук в 28 веке до нашей эры. "Гильгамеш" переводится "предок героя" - то есть возможно это было прозвище. Как и Геракл - Гильгамеш совершил ряд разрозненных подвигов.
Какие его подвиги известны: борьба с захватчиками, битва с местным великаном Энкиду (которая заканчивается ничьей, так что борцы становятся друзьями), битва с еще одним ливийским великаном Бумбабой (победа), отказ жениться на Иштар (богиня очень хотела, но наш герой тоже не пальцем делан) и потом война с озлобленной отказом тетей, в результате вместо него самого гибнет друг Гильгамеша, потом поиски бессмертия (безуспешные). В финале Гильгамеш решает что добиться бессмертия можно только оставив после себя бессмертные легенды, и ты посмотри на него, пятьдесят веков спустя - а легенды живы.
С легендами о Гильгамеше связана гегемония его города - Урука (то есть Гильгамеш это аналог Ромула и Рэма, или скажем Рюрика), который примерно пять веков был центральным в Шумере. Другое дело, что когда мы говорим о Шумере - это постоянно такие невменяемые невообразимые временные периоды человеческой истории, что пять веков - вообще ниочем, копейки.
Еще есть легенды об Адапе - первом человеке на Земле. Тяжело не увидеть параллелей с Адамом. Адапа конечно полубог (иначе откуда ему взяться). Он был специально создан чтобы научить первых людей как-то минимально уживаться в новом мире.
Шумеры выстроили первые зиккураты, причем это были реально цепочки храмов. То есть новые храмы создавались прямо на остатках старых, получались ступенчатые пирамиды. Плюс от наводнений защищало. В храмах располагали бассейны со святой водой. Самые ранние найденные шумерские зиккураты датируются аж шестым тысячелетием до нашей эры. Ну то есть пиздец. Там были реально десятки храмов разных эпох, выстроенные один поверх другого.
Зиккурат - это полный аналог слова "небоскреб" или точнее "высотка". Закару значит "строить высоко".
Шумерские жрицы давали обет безбрачия, оттуда видимо шла идея священников-монахинь. Однако при этом - были и жрицы другого типа, которые занимались официальной проституцией при храмах, причем деньги шли напрямую соответствующему богу (чаще всего Иштар). Это все считалось совершенно богоугодным делом, ничего вообще зазорного античные люди не видели.
Убийство Авеля Каином - тоже изначально шумерский миф. При этом, как и со всеми остальными, в оригинале там нет ни набожности ни святости. В оригинале Авель символизирует земледельцев, а Каин охотников скотоводов. Это символически переданная вражда между народами разных типов.
В целом прекрасная книга, коротка бодрая, прекрасно написанная, очень ясно и по делу. У меня на этом витке еще книги из этой серии, и потом на следующем видимо продолжу.
Arcane s2e7-9
[Print]
nePu6kin