Вторая часть марлезонского балета.
Между прочим Коран прямым текстом утверждает себя дополнением к Торе и Евангелиям, заявляя что все это одна книга и читать надо все вместе.
Более того Коран вводит понятие "люди писания" - для всех последователей авраамических религий, то есть заявляет их особую близость и единство. Вообще вся эта святая война против христиан и еще более святая война против неправильных мусульман - это уже плоды трансформации ислама, как и трансформации человечества вообще.
Даже во время войны с Меккой, Мухаммед выступал против "многобожников" - ссылаясь очевидно на то, что Мекка пыталась быть универсальным местом поклонения кому угодно. Очевидно ни христиан ни семитов "многобожниками" никак назвать не получится.
Вообще я об этом неоднократно писал и повторюсь до двадцатого века ислам был крайне исключительно толерантным в другим религиям.
Собственно ранние мусульмане первые два века читали Тору наравне с Кораном. Ну а потом пошли Крестовые Походы, и политика партии поменялась.
При этом концепцию Троицы ислам не принимал никогда, очевидно так как это поднимало вопрос - а кто тогда сам Мухаммед? Он тоже полубог? Или он на ступень ниже Иисуса?
Возврат к биографии.
Описывается поступок Мухаммеда, который казался современникам абсурдным - ровно посреди войны с курайшитами Махаммад вдруг заявил, что хочет отправиться в Мекку (то есть прямо в гости к врагам) паломникам без оружия. И что характерно - и направился, прямо с тысячами сторонников.
Курайшиты были в замешательстве, они направили переговорщиков и предложили пойти на мировую, где каждый оставался при своих. Более того на время посещения мусульман Мекку предлагали очистить от других паломников. Мухаммед на эти условия согласился, и пораженные жители Мекки увидели как враги, которые казалось бы собирались осаждать их город - ходят теперь по нему шествиями без оружия.
Впечатление было произведено настолько сильное - что через год Мекка сама сдалась мусульманам без боя, более того Мухаммед отказался и от репрессий и даже не стал ни от кого требовать обращения в ислам. Все святилища кроме христианских конечно были уничтожены.
В следующие два года племенная система Аравии рассыпается, все становятся под знамена единственного клана - мусульман. Мухаммед возвращается в Медину и там внезапно умирает неизвестно от чего. При этом он не оставляет никакого завещания не назначает преемника, все это оказывается полной неожиданностью для арабского мира. По арабским понятиям того времени - смерть шейха означает аннуляцию всех клятв других вождей по отношению к его клану. Проще говоря - люди отказываются платить десятину.
Более того - стремительно возникают подражатели, утверждающие что они улавливают аналогичные божественные откровения, появляются новые "священные города", короче идет обычное средневековое дробление политического союза после смерти его лидера. Коран в это время еще не написан.
Возникает вопрос престолонаследия, причем у Мекки и Медины свои кандидаты. Решают пойти на компромисс (обычно дело в политике опять же) - наследник должен быть курайшитом, но изначально изгнанным из Мекки вместе с Мухаммедом.
Тогда выдумывается титул "халиф" то есть преемник, регент, доверенное лицо бога. Подразумевается что вот пока бог напрямую с небес не спускается и новых достоверных пророков не посылает - временно поддерживают порядок халифы, чтобы когда спустится - кресло было нагрето.
Это несколько отличало исламских лидеров от христианских императоров - потому что императоры фактически заявляли себя пророками (плюс регулярно канонизировали), халиф же осуществлял чисто светскую власть, номинально никак не трогая религию.
Паралельно создавалась и религиозная власть - "улемов" - то есть "знающих людей", которые уже определяли как правильно поклоняться богу и правильно жить. Роль халифа была в том, чтобы обеспечить людям такую возможность. Это все крайне необычная для христианства структура, совершенно не похожа ни на византийскую церковь, где патриархат в прямом подчинении императора ни на ватиканскую, где отношения пап, церкви, народа и королей-императоров были эээ разными.
Первые четыре халифа называются в исламе "праведными", и тридцать лет их правления считаются "золотым веком ислама". Начинается золотой век с восстановления единовластия внутри Аравии, тн "Войн с вероотступниками" (в самом Коране кстати вероотступничество если и считается грехом, то наказывать за него имеет право только бог лично уже после смерти грешника). С другой стороны халиф и не занимался религиозными наказаниями, он воспринимал эти войны просто как наведение мирского порядка.
Автор дает биографии и описание отношений праведных халифов. Мне все это не интересно.
Про создание Корана - при жизни за Мухаммедом ходили специальные люди, называющиеся "курра", которые наизусть заучивали все, что он говорил. С его смертью курра разошлись, и начали составлять разные версии Корана, однако довольно быстро в Медине сформировали единую каноничную версию а так же нашли и уничтожили все остальные. К это времени в мусульманский мир уже входили Ливия и Египет, там правили наместники халифа, считающиеся коррумпированными, короче росло недовольство. Вобщем третьего из четырех праведных халифов египетская делегация убивает.
Само слово "коран" переводится как "чтение вслух".
Четвертый халиф не только отказывается называть себя халифом но и прощает убийц (но кстати и отправляет в отставку коррумпированных чиновников) все это к примирению не приводит - начинается первая гражданская война в халифате.
Вобщем пошло разделение на шиитов и суннитов.
Мнения и тех и других были для своего времени понятными. Шииты фактически хотели создать наследственную монархию, что было совершенно обычным делом не только для того времени, но и для христианства, где правители тщательно сохраняли свои генеалогические деревья, в идеале чтобы шло от Адама и через Моисея с Иисусом. Они хотели построить понятную религиозную структуру под властью одного клана, имеющего особые связи с богом.
Сунниты добивались постройки светского государства с более демократичным избранием властей и использующим ислам скорее как политическую систему устройства общества. Во многом этого добивался и сам Мухаммед, будучи исключительно прогрессивным человеком.
Все это походило на противостояние ленинцев со сталинистами.
Отдельная группа это местные радикалы - хариджиты. Они в процессе гражданских войн последнего праведного халифа и убивают. Таким образом из четырех праведных халифов - другими мусульманами были убиты трое.
С этого времени в халифате устанавливается династия Омейядов, империя трансформируется в классическую наследственную монархию, то есть шииты побеждают. Потом их меняет персидская династия Аббасидов, которая уже более светская и поэтому гоняет уже шиитов.
Иии здесь книга резко ускакивает в двадцатый век. Большая глава посвященная исламским институтам. И возврат к истории. Опять скачок в двадцатый век.
Короче все это очень интересно, но где-то с середины можно читать только с бОльшим багажом знаний чем есть у меня.
Вобщем я пока отложу, и пройду историю мусульманского мира по этапам.
Последние годы рунет откров...
[Print]
emergency